Слайд 2Урок биологии для 6го и 7го классов.
Тема: «Питание организмов и разные источники энергии.»
Кадилова Халимат Хакимовна – учитель биохимии МКОУ «Уралинская СОШ»
2018г.
Слайд 3Цель: выяснить сущность процесса питания живых существ и получения энергии.
Задачи:
Образовательные: усвоение учащимися
понятий - питание и способы получения энергии, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;
Развивающие:
совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, обобщать и делать выводы;
Воспитательные:
совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем.
Методы: комбинированный -частично – поисковый, наглядно – словестный, исследовательский.
Формы работы: рассказ, беседа, работа в группах, выполнение исследовательской работы и составление таблиц, схем.
Оборудование: компьютер, проектор, доска интерактивная, презентация, раздаточный материал.
Мотивация учебной деятельности: пословицы, поговорки про еду и важности ее.
Актуализация опорных знаний учащихся: Что такое питание? Какие способы питания вы знаете? Что организм получает вместе с пищей?
Слайд 4Всем доброго дня!
Желаю приятно провести
время
Слайд 5Объясните смысл поговорок:
- “Тощий живот ни в пляску, ни в работу”.
Ответ: Для
выполнения работы (или движения в пляске) необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало.
- “Хорошо поел – словно шубу надел”.
Возникает проблемная ситуация: Человек не работал, а только поел – стало теплее. Почему?
Ответ: При поступлении, питательные вещества преобразуются в тепловую энергию. -Сущность жизни и свойства живого.
Слайд 7Какие способы питания вы знаете?
Слайд 10Экологическая классификация живых существ
Слайд 33продолжим
Перечислите основные группы организмов, которые образуют трофическую цепь экосистемы.
Чем консументы первого
и второго порядка отличаются от редуцентов?
Какую роль в пищевых цепях играют редуценты?
Чем редуценты отличаются от детритофагов? Приведите примеры.
Могут ли биогеоценозы существовать без продуцентов? Ответ обоснуйте.
Как можно на практике использовать знания об экологической структуре экосистем?
Обсудите с друзьями проблему экологического равновесия и передачи вещества и энергии в системе продуценты – консументы – редуценты. Как человек участвует в этой передаче?
Слайд 35Исследовательская работа:
«Полезные вещества в пище»
план выполнения:
Введение.
Цели и задачи исследования.
Теоретическая часть.
Практическая
часть.
Выводы, заключение.
Список литературы.
Слайд 36Введение.
Из века в век, во все времена, забота о пропитании стояла
во главе всех важнейших дел. Все, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи. Среднее ее потребление в сутки составляет около 800 грамм (без воды). Сегодня забота о «хлебе насущном» приняла иную форму: как выбрать то, что действительно вкусно и при этом полезно, из чего составить рацион, чтобы получить все необходимые питательные вещества и витамины и при этом не набрать лишнего.
Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. Потребность, как в общем количестве пищи, так и в отдельных пищевых веществах зависит у людей в первую очередь от возраста, а у взрослых - от вида труда и условий жизни.
Биологическое значение питания для организма многогранно:
Слайд 37пища служит источником энергии для работы всех систем организма. Часть энергии
идет на так называемый основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя. Определенное количество энергии потребляется для переработки пищи в процессе пищеварения. Много энергии сгорает при работе мышечного аппарата;
пища поставляет организму «материал для строительства» -
пластические вещества, из которых строятся новые клетки и внутриклеточные компоненты, ведь организм живет, клетки его постоянно разрушаются, их надо заменять новыми;
пища снабжает организм биологически активными веществами – витаминами, которые являются регуляторами процессов жизнедеятельности;
пища играет информационную роль: она служит для организма
химической информацией. Информационная сущность пищи заключается в определенной молекулярной структурированности пищевых веществ. Чем обширнее и многообразнее информация, тем больше ее ценностное содержание. Иначе говоря, чем шире диапазон питания организма (всеядность), тем более он приспособлен к среде обитания.
Слайд 38Цели и задачи исследования.
Мы поставили цель: выяснить, в
какой степени организм людей обеспечен необходимыми минеральными веществами и витаминами.
Задачи нашей работы:
Провести исследование среди учащихся и учителей нашей школы на содержание в их организмах калия, кальция, магния, витаминов групп А, В, С, Д.
По результатам исследования сделать вывод, каких витаминов и минеральных веществ не хватает в организме детей и учителей разных возрастных групп.
Дать рекомендации, какие продукты нужно употреблять школьникам для восполнения минеральных веществ и витаминов в организме.
Слайд 39Теоретическая часть.
Минеральные вещества не обладают энергетической ценностью, однако жизнь
человека без них невозможна. Особенно велика их роль в построении костной ткани. Минеральные вещества участвуют в важнейших обменных процессах организма – водно-солевом, кислотно-щелочном.
Обычно их делят на две группы: микроэлементы (Ca, P, Mg, Na, K, Cl, S), содержащиеся в пище в относительно больших количествах, и микроэлементы (Fe, Zn, Cu, I, F и др.), концентрация которых невелика. Рассмотрим некоторые химические элементы подробнее.
1. Кальций - основа костной системы, поддерживает равновесие ионов в организме, влияет на процессы, происходящие в нервно-мышечной и сердечно - сосудистой системах, активизирует деятельность ряда важных ферментов.
2. Магний - участвует в формировании костей, регуляции работы нервной ткани, обмене углеводов и энергетическом.
3. Натрий - участвует в создании буферности крови, регуляции кровяного давления, водного обмена, активизации пищеварительных ферментов, регуляции нервной и мышечной ткани.
4.Калий - регулирует кислотно-щелочное равновесие крови. Участвует в передаче нервных импульсов, активирует работу ряда ферментов. Проявляет защитные свойства против избытка натрия и нормализует кровяное давление. Усиливает выделение мочи.
1.Железо - участвует в образовании гемоглобина и некоторых ферментов. Лучше усваивается из животных продуктов.
2.Цинк - входит в состав инсулина и некоторых ферментов. Обеспечивает рост и половое созревание. Дрожжи усиливают его усвоение.
3.Йод - участвует в образовании гормона тироксина (щитовидная железа). При длительном хранении и тепловой обработки продукта значительная часть йода теряется.
4.Фтор - входит в состав зубной эмали. Основная часть потребности удовлетворяется за счет воды.
Минеральные вещества (за исключением пищевой соли) в большинстве случаев составляет 0,7 – 1,5% съедобной части пищевых продуктов. При переработке пищевого сырья, как правило, происходит уменьшение количества минеральных веществ.
Слайд 40
Витамины.
Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы,
биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. Потребность человека в витаминах зависит от возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера деятельности и питания, времени года.
Витамины не являются для организма поставщиком энергии, однако витаминам отводится важнейшая роль в обмене веществ. Витамины участвуют во множестве биохимических реакций. Большинство витаминов не синтезируются в организме человека. Поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде витаминно-минеральных комплексов и пищевых добавок. Известно около полутора десятков витаминов. Исходя из растворимости, витамины делят на жирорастворимые — A, D, E, F, K и водорастворимые — все остальные (B, C и др.).
Витамин А входит в состав большого числа ферментов, участвующих в углеводном обмене.
Витамин С – аскорбиновая кислота, участвует в окислительно-восстановительных реакциях.
Витамин D - это группа родственных веществ, необходимых для роста костей (способствуют усвоению кальция и фосфора).
Витамины группы В:
Витамин В1, его производное, тиаминпирофосфат (кокарбоксилаза) входит в состав большого числа ферментов, участвующих в углеводном обмене.
Витамин В9, фолиевая кислота и родственные соединения, ее производное, тетрагидрофолиевая кислота, входит в состав ферментов, участвующих в важнейших синтетических процессах, в том числе в процессе кроветворения.
Витамин В12 - группа родственных веществ (кобаламинов), входят в состав ферментов, участвующих во многих важных процессах синтеза и распада веществ, в том числе в процессе кроветворения.
Слайд 41Практическая часть.
Мы проведем социологическое исследование среди учителей и учащихся нашей школы
разных возрастных групп: в 6, в 7, в 8 классах, всего около 40 человек. Был предложены тесты, отвечая на вопросы которых можно сделать вывод об обеспеченности организма элементами (калием, кальцием, магнием) и витаминами групп А, В, С и Д. Каждый тест содержал около 7 вопросов. Мы приводим примеры вопросов, предложенных учащимся, и обработанные результаты исследования.
Тест на обеспеченность магнием.
Примеры вопросов, которые были предложены школьникам:
Страдаете ли вы болями в сердце, учащенным сердцебиением и сердечной аритмией?
Часто ли вы ощущаете онемение, например, в руках?
Бывают ли у вас судороги и как часто? И т.п.
Получим следующий результат. В 6 классе % опрошенных не обеспечены магнием, в 7 – %, в 8 классе – % учителя и учащихся испытывают нехватку этого минерала.
Слайд 42Тест на обеспеченность калием.
Примеры вопросов:
Страдаете ли вы мышечной слабостью?
Повышено ли
у вас давление?
Занимаетесь ли вы спортом? и др.
Получим следующий результат. Калием не обеспечены: в 6 классе – %, в 7 – %, в 8 – %.
Тест на обеспеченность кальцием.
Примеры вопросов:
Бывает ли у вас аллергия?
Ежедневно ли вы выпиваете молоко?
Часто ли вы пьете напитки типа «Кола»? и др.
Тест на обеспеченность витаминами группы «А».
Примеры вопросов:
Страдаете ли вы «куриной слепотой»?
Страдаете ли вы повышенной восприимчивостью к инфекции?
Курите ли вы? и др.
Слайд 43
Тест на обеспеченность витаминами группы «В».
Примеры вопросов:
Легко ли вы раздражаетесь?
Часто
ли вы испытываете стресс?
Едите ли вы мясо? и др.
Тест на обеспеченность витамином «D».
Примеры вопросов:
Часто ли вы употребляете в пищу мясо, рыбу и яйца?
Едите ли вы грибы?
Часто ли вы бываете на солнце? И т.п.
Тест на обеспеченность витамином «С».
Примеры вопросов:
Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям?
Как часто вы едите свежие овощи и фрукты?
Часто ли выпьете свежевыжатые соки? и др.
Слайд 45Заключение.
Для исправления сложившейся ситуации, при которой организм школьников испытывает недостаток минералов
и витаминов, мы можем рекомендовать им включить в рацион питания определенные продукты для восполнения витаминов и минеральных веществ.
Продукты, наиболее богатые минералами:
Магнием – гречка, орехи, какао, пшеничные отруби, хлеб, крупы, фасоль и т.д.
Калием – сыр, капуста, фасоль, молоко, орехи (миндаль), сухофрукты, семечки и т.д.
Кальцием – сыр, молоко и молочные продукты, халва тахинная, рыба (судак, лещ), морковь, кунжут и т.д.
Слайд 46Продукты, наиболее богатые витаминами:
Витамином А – рыбий жир, сливочное масло, красный
перец, абрикосы, тыква, томаты, молочные продукты, зеленые листья овощей, морковь.
Витамином В – творог, яйца, свинина, соевое масло, дрожжи, зерновые культуры, крупы, свиная печень.
Витамином С – свежие фрукты и овощи, соки, цветная капуста, зеленый горошек, редька, фасоль.
Витамином D – растительное масло, молочные продукты, яичный желток, говядина, говяжья печень, солнечный свет.
Слайд 47Список используемой литературы.
Ресурсы интернета:
http://www.coolreferat.com/Питание_и_его_значение_для_развития_организма.
http://www.grandars.ru/college/medicina/znachenie-pitaniya-dlya-cheloveka.html
Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». 9
кл./ Сост. Л. Б. Поддубная.- Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика: Справ. Издание. – М.: Высшая школа, 1991.
Алексеев С. В., Груздева Н. В., Муравьева А. Г., Гущина Э. В. Практикум по экологии: Учебное пособие /Под ред. С. В. Алексеева. – М.:АОМДС
Слайд 49Мы убедились очередной раз, что у природы нет предел совершенству…
Домашнее задание:
Дописать
исследовательскую работу;
Разобрать и выучить конспект в тетради;