Презентация, доклад на тему Урок по теме: Динамика популяций

Содержание

Биология и информатика

Слайд 1
Интегрированный урок биологии - информатики
«Динамика биологических популяций»
«Математическое моделирование. Биологические модели развития популяций»



Учитель

биологии
Учитель информатики


Динамика популяций

Интегрированный урок

биологии и информатики в 11 классе

2008 - 2009 учебный год

Интегрированный урок биологии - информатики«Динамика биологических популяций»«Математическое моделирование. Биологические модели развития популяций»Учитель биологииУчитель информатикиДинамика популяцийИнтегрированный урокбиологии и

Слайд 2Биология и информатика

Биология и информатика

Слайд 3Тема урока: Динамика популяций
План урока
1. Динамика популяций, как биологическое
явление.


2. Рост популяции. Типы роста.
3. Колебания численности в популяциях.
4. Способы регуляции численности популяций.
5. Модели развития популяций.
6. Математическое моделирование.
7. Компьютерный эксперимент в электронных
таблицах «Excel».
Тема урока: Динамика популяцийПлан урока1. Динамика популяций, как биологическое  явление. 2. Рост популяции. Типы роста.3. Колебания

Слайд 4Популяция, её показатели
Популяция
– это группа одновидовых организмов, занимающих

определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций.

Условия, влияющие на численность популяции

– пищевые ресурсы, ограниченность ареала обитания, эпидемии, болезни, природные катастрофы и т.д.

Ёмкость среды

– способность территории вмещать определённое количество особей.

– биомасса, плотность расселения, общая численность, скорость роста численности, продолжительность жизни, рождаемость, смертность, возрастной состав.

Демографические
показатели

– это единица вида и эволюции.

– элементарная эволюционная единица, именно на уровне популяций идет эволюция.

Популяция, её показатели Популяция – это группа одновидовых организмов, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно

Слайд 5Примеры популяций

Примеры популяций

Слайд 6Динамика популяций
Цель урока

1. Сформировать знания о динамике популяций как о

необходимом атрибуте жизни организма, способе их адаптации к постоянно меняющимся условиям существования.
2. Ознакомиться с характерными типами роста популяций как с общими свойствами, передающими их способность к восстановлению численности.
3. Сформировать знания о характере колебаний численности популяций некоторых видов организмов
4. Ознакомиться с явлением регуляции численности и значением этого явления.
5. Закрепить понятия математического моделирования, и навыки работы с программой «Электронная таблица Excel».

Научиться прогнозировать развитие биологических популяций, используя компьютерное моделирование в электронных таблицах.


Динамика популяцийЦель урока 1. Сформировать знания о динамике популяций как о необходимом атрибуте жизни организма, способе их

Слайд 7колебания или изменения численности популяций во времени;
Динамика популяций, как биологическое

явление

Вывод: популяция не может сосуществовать без постоянных изменений, так как за счет них она приспосабливается к изменяющимся условиям среды

это процессы изменений ее основных демографических показателей во времени – численности, биомассы, популяционной структуры (возрастного состава).

колебания или изменения численности популяций во времени; Динамика популяций, как биологическое явлениеВывод: популяция не может сосуществовать без

Слайд 8 Рост популяции

Рост популяции

Слайд 9

Рис.1
Рис. 2
Типы роста популяции
Рис. 3

Рис.1Рис. 2Типы роста популяцииРис. 3

Слайд 10 Колебания численности особей в популяции
Сезонные.

Колебания численности особей в популяции Сезонные.

Слайд 11 Колебания численности особей в популяции
Циклические.

Колебания численности особей в популяции Циклические.

Слайд 12Способы регуляции численности популяций
Уменьшение плодовитости
Конкуренция («самоизреживание»)
Распространение заболеваний
Поведенческие факторы

Способы регуляции численности популяцийУменьшение плодовитостиКонкуренция («самоизреживание»)Распространение заболеванийПоведенческие факторы

Слайд 13модель неограниченного роста (теоретическая);
модель ограниченного роста (практическая);
модель ограниченного роста с отловом;
модель

«хищник – жертва» (взаимодействия с другими популяциями).

Саранча

Сибирский шелкопряд

Антилопы

Волки загоняют лося

Виды моделей развития популяций

Корюшка

модель неограниченного роста (теоретическая);модель ограниченного роста (практическая);модель ограниченного роста с отловом;модель «хищник – жертва» (взаимодействия с другими

Слайд 14Основные термины темы «Модели»:
Модель -
Виды моделей -
Способы построения компьютерных моделей

-

Моделирование -

метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

это некий новый упрощенный объект, который отражает существенные особенности реального объекта, процесса или явления.

статические, динамические, материальные, информационные.

Виды информационных моделей -

знаковые, вербальные.

на языках объектно-ориентированного программирования и при помощи прикладного программного обеспечения.

Виды систем -

материальные, нематериальные, смешанные.

Формализация -

процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков.

Основные термины темы «Модели»:Модель - Виды моделей -Способы построения компьютерных моделей - Моделирование - метод познания, состоящий

Слайд 15
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
I. Построение описательной информационной

модели. Такая модель выделяет существенные, с точки зрения целей проводимого исследования, свойства (параметры) объекта, а несущественными свойствами пренебрегает;
II. Создание формализованной модели. Описательная информационная модель записывается с помощью какого-либо формального языка.;
III. Построение компьютерной модели. Формализованная информационная модель преобразуется в компьютерную модель, т.е. записывается на понятном для компьютера языке. Существуют два принципиально различных пути построения компьютерной модели: создание проекта на одном из языков объектно-ориентированного программирования (Visual Basic, Delphi) или с помощью прикладного программного обеспечения (MS Excel, MS Word);
IV. Компьютерный эксперимент и визуализация формальных моделей. Если компьютерная модель существует в виде программы на одном из языков программирования, ее нужно запустить на выполнение и получить результаты. Если компьютерная модель исследуется в приложении, например, в электронных таблицах, можно построить таблицы, диаграммы или графики, провести сортировку или поиск данных и т.д.;
V. Анализ полученных результатов и корректировка модели.
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютереI. Построение описательной информационной модели. Такая модель выделяет существенные, с

Слайд 16где
xn+1 – численность популяции следующего года,
xn – численность популяции

текущего года,
а – коэффициент роста (если рост 5%, то а = 1,05).

Информационные модели развития популяций

В этой модели численность популяции ежегодно увеличивается на определённый процент. Никакие абиотические (внешние) и биотические (внутренние) факторы влиять на численность популяции в этой модели не будут. Модель теоретическая.

Модель неограниченного роста

,

где xn+1 – численность популяции следующего года, xn – численность популяции текущего года,а – коэффициент роста (если

Слайд 17 В этой модели учитывается, что на численность популяции оказывает

влияние состояние окружающей среды, наличие корма, перенаселённость и другие факторы

Модель ограниченного роста

,

где
xn+1 – численность популяции следующего года,
xn – численность популяции текущего года,
а – коэффициент роста,
b – коэффициент перенаселённости.

В этой модели учитывается, что на численность популяции оказывает влияние состояние окружающей среды, наличие корма,

Слайд 18 В этой модели учитывается, что на численность популяций промысловых

животных и рыб также оказывает влияние величина ежегодного отлова.

Модель ограниченного роста с отловом

где
x n+1 – численность популяции следующего года,
x n – численность популяции текущего года,
а – коэффициент роста,
b – коэффициент перенаселённости,
с – величина ежегодного отлова,

,

В этой модели учитывается, что на численность популяций промысловых животных и рыб также оказывает влияние

Слайд 19Популяции обычно существуют не изолированно, а во взаимодействии с другими популяциями.

Наиболее важным типом такого взаимодействия является взаимодействие между жертвами и хищниками (караси-щуки, зайцы-волки и т.д.). В этой модели количество жертв и хищников связано между собой.

Модель «хищник – жертва»

,

Количество встреч жертв и хищников прямо пропорционально произведению количеств жертв и хищников, а коэффициент f характеризует возможность гибели жертвы при встрече с хищником, xn – количество жертв, yn – количество хищников.

Популяции обычно существуют не изолированно, а во взаимодействии с другими популяциями. Наиболее важным типом такого взаимодействия является

Слайд 20Типы данных в MS Excel
Текст, число, формула
Относительная адресация ячеек –
(А1,

D23, A1 : F5, ...)

Адресация, допускающая автоматическую корректировку формулы при её перемещении и копировании. При этом относительные адреса ячеек, входящие в формулу, изменяются в соответствии с её перемещением относительно исходной ячейки.

Абсолютная адресация ячеек -
($A$1, $A$1 : $F$5,...)

Адресация, запрещающая автоматическую корректировку ячеек с абсолютной адресацией при перемещении и копировании формулы. При этом абсолютные адреса ячеек, входящие в формулу, не изменяются при её перемещении относительно исходной ячейки.

Как сменить способ адресации ячеек?

Нажать клавишу F4, установив курсор в формуле после адреса нужной ячейки.

Что происходит при изменении данных в ячейке, на которую ссылается формула?

Автоматический перерасчёт всей таблицы, изменение данных в тех ячейках, которые связаны с данной ячейкой.

Повторим ранее изученный материал, который необходим при построении модели

Типы данных в MS ExcelТекст, число, формулаОтносительная адресация ячеек – (А1, D23, A1 : F5, ...)Адресация, допускающая

Слайд 22Значение исследований моделей развития популяций Будущее человечества, жизнь наших детей, внуков

и более отдалённых потомков целиком зависят от совместных усилий людей, населяющих Землю сегодня. Академик А. Виноградов, геофизик

КРАСНАЯ КНИГА

РОССИИ

Значение исследований моделей развития популяций  Будущее человечества, жизнь наших детей, внуков и более отдалённых потомков целиком

Слайд 23Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть