Слайд 1Значение нервной системы
Разработан преподавателем биологии:
Колесниковой Л.А.
Урок биологии человека –
8 класс
Слайд 2Строение нервной системы
Нервная система
Центральная
нервная
система (ЦНС)
Периферическая
нервная система
Головной
мозг
Спинной
мозг
Нервы
Нервные
узлы
Нервные
окончания
В 3 года
мозг человека развит на 80%.
Максимальное развитие к 20 годам.
Чем больше диаметр волокна нерва, тем с большей скоростью по нему распространяется возбуждение.
Слайд 3Строение нейрона
дендриты
тело
нейрона
аксон
Основу нервной ткани составляют нервные клетки – НЕЙРОНЫ
Слайд 4Синапс -
Место контакта нейронов друг с другом и с другими
клетками
Пузырьки с медиатором
Синаптическая щель
Слайд 5Типы нейронов:
Чувствительные
Вставочные
Исполнительные
Проводят
информацию от
поверхности тела
и внутренних
органов в мозг
Анализируют
информацию и
вырабатывают
решения
Проводят
импульс
(команды)
от головного и
спинного мозга
к
органам
Слайд 6Строение нервной системы
Нервы – скопления отростков нейронов вне ЦНС, заключённые в
общую оболочку и проводящие нервные импульсы.
Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС.
Слайд 7Функциональное деление нервной системы
Нервная система
Соматическая
Вегетативная
Подчинена воле
человека
Регулирует работу
скелетных мышц
Не подчинена
воле человека
Регулирует
работу
внутренних
органов
Слайд 8Вегетативная нервная система
Симпатическая
Парасимпатическая
Включается во
время интенсивной
работы, требующей
затрат энергии
Способствует
восстановлению
запасов энергии во
время сна и отдыха
Слайд 9Нервная система (НС) - совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность
всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.
Значение НС:
1. обеспечивает поддержание гомеостаза
2. обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма
3. осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспосабливающие реакции на ее изменения
4. составляет основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.
Слайд 10Роль нервной системы в обеспечении постоянства внутренней среды.
Гомеостаз - относительное
постоянство внутренней среды:
- кислотно-щелочное равновесие,
- количество минеральных солей, кислорода и углекислого газа,
- продуктов распада и питательных веществ,
величина артериального давления и температуры тела.
Приведите примеры.
Слайд 11Самостоятельная работа
Задание: заполните таблицу «Изменение работы внутренних органов при беге».
НС определяет
порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия.
Слайд 12Роль прямых и обратных связей в согласовании работы органов.
Проведем опыты, демонстрирующие
роль нервной системы в обеспечении последовательности действий при вставании со стула.
1. Что делает человек, вставая со стула?
2. В положении стоя произведите наклон. Что мы наблюдаем?
3. В положении стоя отведите одну ногу в сторону. Что мы наблюдаем?
Какой вывод мы можем сделать?
Слайд 13Роль НС в приспособлении человека к природной и социальной среде.
Человеческий
организм нуждается в получении информации об объектах внешнего мира.
С помощью органов чувств НС осуществляет опознание объектов внешнего мира, оценку, запоминание и переработку информации, направленной на удовлетворение возникающих потребностей.
Мозг работает нормально только при поступлении и переработке информации извне.
Изоляция человека на длительный срок приводит к психическим расстройствам.
Слайд 14Мозг и психика
Психика - субъективное отражение окружающей действительности, объективного мира.
Она
включает различные процессы: восприятие, память, воображение, мышление, волю и чувства, умения и навыки, привычки, интересы, способности.
Субъективность психики – возникающие в сознании образы и переживания индивидуальны для каждого человека.
Ощущения, восприятие, память, мышление, воображение — свойства, носителем которых является определенный субъект, и они не доступны другим людям (субъектам) для прямого наблюдения.
Слайд 15Мозг и психика
Головной мозг обеспечивает осуществление психических процессов.
Психическая деятельность и
поступки людей определяются правилами поведения, принятыми в обществе, воспитанием, материальными и духовными потребностями.
Нарушения психических процессов могут быть вызваны болезнями головного мозга, искажающими отражение действительности.
Слайд 16Значение нервной системы
Расскажите о значении НС по предложенной схеме.
Поддержание гомеостаза
Согласование работы
органов
Распознавание внешней обстановки для удовлетворения потребностей
Обеспечение сознательной регуляции поведения.
Психика
Слайд 17Ответьте на вопросы:
1. Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта
в деятельности?
2. Можно ли конкретные поступки человека объяснить только свойствами его нервной системы? Почему?
3. Могут ли только безусловные рефлексы обеспечить приспособления организма к постоянно меняющимся условиям жизни? Ответ подтвердите примерами.
Слайд 18Домашнее задание:
изучить § 43.
Ответить на вопросы перед параграфом.
Повторить
статью «Нервная ткань», §§ 8-9 «Рефлекторная регуляция».