Слайд 1Дисциплина:
«Основы общей патологии»
Специальность: 49.02.02. «Адаптивная физическая культура»
Преподаватель: Титова Е.В.
Павловский филиал
ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»
Урок № 11
«БРОНХО - ЛЕГОЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ»
Слайд 2Цели урока
образовательная: изучить причины возникновения болезней органов дыхания; сформировать представления о
бронхолёгочных заболеваниях, методах функциональной диагностики, лабораторные методы исследования, причины заболевания и их профилактика;
развивающая: сформировать умения выделять главное, развитие мышления, памяти;
воспитательная: воспитать бережное отношение к своему здоровью.
Слайд 3Изучение нового материала по вопросам:
1. Заболевания органов дыхательной системы.
2. Анатомическая характеристика
нижних дыхательных путей.
3. Заболевания нижних дыхательных путей.
4. Методы функциональной диагностики.
5. Лабораторные методы исследования.
6. Профилактика заболеваний органов дыхания.
Слайд 4Актуализация опорных знаний:
1. Охарактеризуйте строение дыхательной системы, используя знания из курса
«Анатомия»
Слайд 6 Дыхательная система – один из самых важных «механизмов» нашего организма.
Она
не только наполняет организм кислородом, участвуя в процессе дыхания и газообмена, но и выполняет целый ряд функций: терморегуляция, голосообразование, обоняние, увлажнение воздуха, синтез гормонов, защита от факторов внешней среды и т.д.
Слайд 7Изучение нового материала
1. Заболевания органов дыхательной системы.
2. Анатомическая характеристика нижних дыхательных
путей.
3. Заболевания нижних дыхательных путей.
4. Методы функциональной диагностики.
5. Лабораторные методы исследования.
6. Профилактика заболеваний органов дыхания.
Слайд 8Заболевания органов дыхательной системы делятся на четыре типа:
Инфекционные – их вызывают вирусы,
бактерии, грибы, которые попадают в организм и вызывают воспалительные заболевания органов дыхания. Например, бронхит, пневмонию, ангину и т.д.
Аллергические – появляются из-за пыльцы, пищевых и бытовых частиц, которые провоцируют бурную реакцию организма на некоторые аллергены, и способствуют развитию заболеваний органов дыхания. Например, бронхиальной астмы.
Аутоиммунные заболевания органов дыхательной системы возникают, когда в организме происходит сбой, и он начинает вырабатывать вещества, направленные против собственных клеток. Пример такого воздействия – идиопатический гемосидероз легких.
Наследственные – человек предрасположен к развитию некоторых заболеваний на генном уровне.
Слайд 9 Развитию заболеваний дыхательной системы влияют внешние факторы.
Они не вызывают заболевания
напрямую, но могут спровоцировать ее развитие.
Например, в плохо проветриваемом помещении возрастает риск заболеть ОРВИ, бронхитом или ангиной.
Слайд 10 Заболевания нижних дыхательных путей считаются более серьезными, так как часто протекают
с осложнениями. Например:
бронхит, бронхиальная астма, пневмония, хроническая обструктивная болезнь лёгких (ХОБЛ), туберкулез.
Слайд 12Бронхит
Бронхит – инфекционное заболевание, сопровождающееся диффузным (затрагивающим весь орган) изменением бронхов.
Вызывать бронхит могут бактерии, вирусы или возникновение атипичной флоры.
Бронхит бывает трех видов: острый, хронический и обструктивный. Первый вылечивается меньше, чем за три недели.
Диагноз хронический ставят в том случае, если заболевание проявляется дольше трех месяцев в год в течение двух лет.
Слайд 14Бронхиальная астма
Бронхиальная астма – хроническое аллергическое заболевание, при котором стенки дыхательных
путей расширяются, а просвет сужается. Из-за этого в бронхах возникает много слизи и больному становится трудно дышать.
При острых формах бронхиальной астмы возможно возникновение опасных для жизни приступов.
Симптомы бронхиальной астмы: кашель, хрипы, одышка, удушье.
Слайд 15Хроническая обструктивная
болезнь легких
Хроническая обструктивная болезнь легких – это неаллергическое воспаление
бронхов, вызывающее их сужение.
ХОБЛ возникает в результате воспалительной реакции, развивающейся после взаимодействия с агрессивными веществами (аэрозолями, частицами, газами). Последствия заболевания необратимы или обратимы лишь частично.
Симптомы ХОБЛ: кашель, мокрота, одышка.
Слайд 17Пневмония
Пневмония – это острое инфекционно-воспалительное заболевание, при котором поражаются легкие.
Возбудители
пневмонии – это вирусы, бактерии, грибы и простейшие микроорганизмы. Обычно пневмония протекает тяжело, особенно у детей, пожилых людей и тех, кто уже болел другими инфекционными заболеваниями до появления пневмонии.
Симптомы пневмонии: повышение температуры, слабость, кашель, одышка, боль в грудной клетке.
Слайд 18Туберкулёз
Туберкулёз – инфекционное заболевание, чаще всего поражающее легкие, а в отдельных
случаях мочеполовую систему, кожу, глаза и периферические (доступные для осмотра) лимфатические узлы.
Возбудителями туберкулёза являются микобактерии, передающиеся воздушно-капельным путем при кашле и чихании или разговоре с больным.
Симптомы туберкулёза: кашель, кровохарканье, повышение температуры тела, потливость, ухудшение работоспособности, слабость, снижение веса.
Слайд 19Цианоз
Цианоз — синюшная окраска кожи и слизистых оболочек
Для бронхо-легочных заболеваний
характерен
центральный цианоз.
Причиной его является
кислородное голодание в результате
недостаточной артериализации крови
в малом круге кровообращения.
Слайд 20Лабораторные методы исследования
Слайд 21Методы диагностики
рентгеноскопия, рентгенография, флюорография
Слайд 23Бронхоскопия
Бронхоскопия - эндоскопическое исследование трахеи и бронхов первого – четвёртого порядка
с помощью сложного гибкого оптико-волоконного прибора - фибробронхоскопа.
Это единственный метод, позволяющий осмотреть внутреннюю поверхность бронхов, изучить рельеф слизистой оболочки и её складок, сосудистый рисунок, конфигурацию устьев и шпор бронхов, а также выполнить биопсию – отщипывание крошечных кусочков ткани для установления точного диагноза.
Слайд 24Профилактика бронхолёгочных заболеваний
Различают два вида: неспецифическая и специфическая.
Неспецифическая (укрепление защиты
организма):
- рациональное питание в соответствии с возрастом;
- рациональный режим дня (прогулки, закаливание, физические упражнения».
Специфическая – профилактика, соответственно заболеванию.
Слайд 25Закрепление
1. Ответьте на вопросы:
1.1. Назовите заболевания нижних дыхательных путей.
1.2. Назовите
причину этих заболеваний и мероприятия по их профилактики.
2. Решите тест.
Слайд 26Решите тест:
Болезни дыхательной системы делят на…
а) болезни верхних дыхательных путей;
б) болезни
плевры;
в) болезни трахеи;
г) болезни верхних дыхательных путей.
2. Какие общие симптомы характерны для болезней органов дыхания?
а) аритмия сердца; б) цианоз;
в) одышка; г) нарушение ритма дыхания.
Слайд 27
3. Какие болезни относятся к болезням верхних дыхательных путей
а) болезни носа;
б) болезни гортани;
в) болезни трахеи; г) болезни бронхов.
4. Какие заболевания относят к болезням бронхов?
а) трахеит; б) плеврит; в) гангрена легких; г) бронхит.
Слайд 28
5. Основная причина развития острого бронхита:
а) алкоголизм; б) курение;
в) ОРВИ; г) переохлаждение.
6. Как называется рентгеновское изображение грудной клетки, снятое на фотопленку?
а) электрокардиограмма; б) флюорограмма;
в) сканирование; г) дактилоскопия.
Слайд 297. Как называют состояние, при котором у пострадавшего прекращается дыхание и
останавливается сердце?
а) клиническая смерть; б) биологическая смерть;
в) сон; г) удушье.
8. Что способствует полноценному дыханию?
а) развитие лицевых мышц;
б) развитие мышц шейного отдела;
в) развитие мышц плечевого пояса;
г) развитие мышц брюшной полости.
Слайд 30Ответы:
1. а, г
2. а, б, в, г
3. а, б
4. г
5. б
6.
б
7. а
8. г
Слайд 31Рефлексия
Что вы нового узнали на уроке?
Что понравилось на уроке?
А, что не
понравилось?
Слайд 32Домашнее задание
1. Выучить конспект.
2. Разработать физические упражнения для детей в возрасте
от 7 до 10 лет с целью профилактики бронхолёгочных заболеваний.
Слайд 33Литература:
Общая патология и тератология: учеб. Пособие, Жук И.В., Карякина Е.В., «Академия»
- 2003.
Конспект лекций по курсу общей патологии и тератологии. Физическая культура, Ходасевич Л.С., «Академия» - 2005.
Слайд 34Спасибо за работу
на уроке!
Будьте здоровы!!!