Слайд 1«Методический семинар»
конкурс «Учитель года» 2017
Конкурсное задание
Учитель –биологии и химии
первой квалификационной категории
Казанцев
Борис Александрович
ГБОУ СОШ с.Девлезеркино
Слайд 2«Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется
ярким светом мысли, чувств, красоты, творчества».
Сухомлинский В.А.
Слайд 3ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Слайд 4Как учить?
обучение
на деятельностной
основе
Ради чего
учить?
использовать
полученные
знания
на практике
Чему учить?
ставить цели
творчески
мыслить
находить
нестандартные
решения
анализировать
Слайд 5АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- вспоминаются не знания полученные на прошлом уроке, а жизненный
опыт учащихся (субъектный опыт учащихся) -этот жизненный опыт и становится предметом анализа (но ему не следует давать оценку - субъектный опыт не подсуден!), а знания, полученные на уроке, обогатят опыт учащегося (он должен знаниями жить, не готовиться в школе К ЖИЗНИ)
Слайд 6МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
желание чего-либо делать
побуждение к деятельности.
Приемы мотивации
«Парадоксальные факты»
. «Использование художественной
литературы»
Экскурс в историю
А знаете ли вы что...
Слайд 7ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
для развития познавательной активности можно оставлять «белые пятна» -
по ходу изучения материала задаю вопросы, на которые учащиеся самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора).
Слайд 9ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
это - результат:
объективный - отметка
субъективный - рефлексия
Слайд 10ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Желательно, чтобы оно состояло из двух частей:
обязательное
задание по выбору
учащихся
Слайд 11ПРИМЕРЫ:
-сравнение двух или нескольких процессов
-самостоятельное изучение нового материала на уроке в
индивидуальном режиме с использованием сопроводительных карточек-инструкций
-найти лишнее слово или составить задание на выбор лишнего
-анализ информации (дополнить таблицу, схему)
-«свернуть» информацию, данную в виде текста в таблицу, схему
- решение задач с биологическим содержанием
-выдвижение гипотезы и её защита
-составить кроссворд
Слайд 12ПРИМЕРЫ:
-подготовка сообщений
- самопроверка
-составление вопросов-рассуждений, отработка причинно-следственных связей
-использование креативных заданий
-«ключевые слова»
-поисковые задачи
-элементы
проектирования
-наблюдение и составление отчётов о проделанной работе, буклет
Слайд 13Практическая групповая работа
Например, при изучении темы «Плоды» в 6-м классе каждая
пара учащихся изучает строение 1-2 плодов по плану (по выбору):
-плод сухой или сочный
-количество семян
-тип плода
На доске данные, полученные каждой парой, объединяются в общей таблице (схеме).
Слайд 14Найти лишнее слово из списка или составить задания на выбор лишнего
Пример:
Рибосома,
лизосома, митохондрия
Хлоропласты, вакуоль, оболочка, ядро
Заяц, лев, подосиновик, берёза, папоротник
Слайд 15Решение задач с биологическим содержанием
Пример:
Задача 1. Каждый день у человека образуется
и отмирает 2 млрд. эритроцитов. Это одна десятичная всех эритроцитов. Сколько всего у человека эритроцитов.
Задача 2. При длине тела высота прыжка блохи 20 см. На какую высоту мог бы подпрыгнуть человек, если бы прыгал так же как блоха?
Задача 3. Сколько нужно пролететь пчёлам, чтобы собрать 1 кг мёда? (за один раз пчела пролетает 3 км, на 1 кг мёда надо 100 тыс. взяток - порций нектара, приносимых одной пчелой за один вылет). А сколько цветков пчела посещает за один вылет, если 1 кг мёда бывает собран с 10 млн. цветков?
Слайд 16Составление кроссворда
При составлении кроссворда обеспечивается возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе
овладения или повторения знаний, т.к. учащемуся надо отыскать крупинку золота в массе песка. Также происходит стимулирование к проработке учебного материала.
Слайд 17Составление вопросов-рассуждений, отработка причинно-следственных связей
Например, при изучении темы «Кровь» были составлены
следующие вопросы:
каков механизм свёртывания крови, и почему кровь не свёртывается в сосудах?
кто ввёл понятие иммунитет, какой иммунитет бывает?
почему необходимо учитывать совместимость групп крови при переливании?
Слайд 18Метод образного видения: Опишите пчелу медоносную, используя только прилагательные, (вариант ответа:
умная, работящая, прозрачно-перепончатокрылая, жалящая, полезная, медоносная.)
Метод символического видения: Придумайте ребусы: один - о рыбах, второй - о земноводных
Слайд 19Метод сравнения:
Что здесь лишнее? Дайте по два разных ответа. Ответ
обоснуйте, - сосальщик, свиной цепень, медицинская пиявка, белая планария - человеческая аскарида, свиной цепень, медицинская пиявка, нереис -пескожил, белая планария, ложноконская пиявка, дождевой червь
Слайд 20На основании вышеизложенного определены основные условия для проведения урока с элементами
личностно-ориентированного обучения:
Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта учащегося, включая опыт его предшествующего обучения;
Учитель должен направлять, структурировать, интегрировать предметное содержание и преобразовывать личный опыт учащегося;
В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта учащегося с научным содержанием задаваемых знаний;
Должно осуществляться активное стимулирование учащегося к самооценной образовательной деятельности, к самостоятельному выбору способов проработки учебного материала;
Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результатов, но и процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет учащийся, усваивая учебный материал;
Образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учащегося как субъектной деятельности.
Слайд 21Советы коллегам:
Будьте щедры на похвалу.
Предоставьте возможность выбора пути решения учебной задачи.
Направьте
интерес учащегося к самому себе на повышение результатов в обучении.
Ориентируйте учащегося на сколько-нибудь самостоятельную учебную деятельность.
Убедите учащегося, что не следует
бояться ошибок.