Слайд 1«Учимся рядом с В.И. Вернадским »
«Вся история науки доказывает на каждом
шагу, что в конце концов постоянно бывает прав учёный, видящий то, что другие своевременно осознать и оценить не были в состоянии» В.И.Вернадский
ГБОУ СОШ №2053
Слайд 2Вопрос 1
Аношин Константин Васильевич,10-а
«Активное радио»
Если перефразировать слова,
то получится научный термин. Какое значение ему придавал В.И.Вернадский? (приложение 3)
Слайд 3Ответ 1
Радиоактивность - самопроизвольное превращение атомов одного элемента в атомы других
элементов, сопровождающееся испусканием частиц и жесткого электромагнитного излучения.
Радиоактивность была открыта в 1896 году французским физиком А.Беккерелем. Это открытие заинтересовало Вернадского, так как он видел в этом будущее. Начиная изучать радиоактивное излучение с 1908 года, Вернадский стал основоположником новой науки-радиогеологии. В экспедициях на Кавказ и Среднюю Азию, экспериментальным путем было доказано, «что радиоактивные элементы достигают максимума в поверхностной части планеты, их количество быстро уменьшается в лежащих ниже тяжелых породах»
Вернадский считал, что «роль и значение радиоактивной энергии заходит далеко за пределы биосферы»
Слайд 4Вопрос 2
Шарафутдинова Эльвира Ильнуровна, 11-а
Кого, по мнению
В. И. Вернадского, можно
назвать автотрофами?
Слайд 5Ответ 2
Автотрофными называются организмы, которые «берут все нужные им для жизни
химические элементы из окружающей их костной материи и не требуют для построения своего тела готовых соединений другого организма. Поле существования этих автотрофных зеленых организмов определяется областью проникновения солнечных лучей»
В. И. Вернадский сформулировал идею «автотрофности человека», которая приобрела важное значение в рамках обсуждения проблемы создания искусственных экосистем в космических кораблях. Создание таких искусственных экосистем явится важным этапом развития экологии. В их построении соединяется инженерная цель- создание нового – и экологическая направленность на сохранение имеющегося, творческий подход и разумный консерватизм. Это и будет осуществлением принципа «проектирования вместе с природой»
Слайд 6Вопрос 3
Шарафутдинова Эльвира Ильнуровна, 11-а
Что подразумевает под собой понятие биосфера?
Начиная
с работ Зюсса, биосфера трактуется как совокупность населяющих Землю организмов.
Законченное учение о биосфере было создано академиком В. И. Вернадским. Основные идеи
В. И. Вернадского в учении о биосфере сложились в начале 20 века.
Слайд 7Прежде всего В.И. Вернадский определил пространство, которое охватывает биосфера Земли, —
вся гидросфера до максимальных глубин океанов, верхняя часть литосферы материков до глубины около 3 км и нижняя часть атмосферы до верхней границы тропосферы. Он ввел в науку интегральное понятие живое вещество и стал называть биосферой область существования на Земле «живого вещества», представляющего собой сложную совокупность микроорганизмов, водорослей, грибов, растений и животных. По существу, речь идет о единой термодинамической оболочке (пространстве), в которой сосредоточена жизнь и осуществляется постоянное взаимодействие всего живого с неорганическими условиями среды (пленка жизни). Он показал, что биосфера отличается от других сфер Земли тем, что внутри нее происходит геологическая деятельность всех живых организмов. Живые организмы, преобразуя солнечную энергию, являются мошной силой, влияющей на геологические процессы.
Слайд 8Специфическая черта биосферы как особой оболочки Земли — непрерывно происходящий в
ней кругооборот веществ, регулируемый деятельностью живых организмов. По мнению В.И. Вернадского, в прошлом явно недооценивали вклад живых организмов в энергетику биосферы и их влияние на неживые тела. Хотя живое вещество по объему и массе составляет незначительную часть биосферы, но оно играет основную роль в геологических процессах, связанных с изменением облика нашей планеты.
Слайд 9Вопрос 4
Бушуева Кристина Вадимовна, 11-б
В приложении 1 Вернадский употребил по
отношению к себе термин дилетантизм.
Как Вы считаете «дилетантизм = В.И.Вернадский»?
Слайд 10Ответ 4
Дилетантизм — занятие какой-либо деятельностью, например, наукой, искусством, ремеслом — без должных знаний
и профессиональной подготовки.
«Я ясно сознаю, что я сделал меньше, чем мог, что в моей интенсивной научной работе было много дилетантизма - я настойчиво не добивался того, что, ясно знал, могло дать мне блестящие результаты, я проходил мимо ясных для меня открытий и безразлично относился к проведению своих мыслей окружающим», -говорил в своем дневнике Вернадский.
Вернадский дилетантизм
Слайд 11Вопрос 5
Бушуева Кристина Вадимовна, 11-б
Что можно выделить под основной целью жизни
В.И.Вернадского?(приложение 1)
Слайд 12Ответ 5
«Организация нового огромного института для изучения живого вещества и управления
им».
Цель жизни Вернадского осуществилась. В 1947 году был открыт Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского.
Слайд 13Вопрос 6
Бушуева Кристина Вадимовна, 11-б
В.И.Вернадский перенес сыпной тиф, назовите признаки этой
болезни(приложение 1)
Слайд 14Ответ 6
-Резкое повышение температуры
-Бессонница
-Боли во всем теле
-Увеличивается селезенка, затем
печень
-Появляется эйфория, реже бред или галлюцинации
Слайд 15Вопрос 7
Емельянова Кристина Константиновна,10-а
Как вы думаете, с точки зрения В.И.Вернадского,
дорос ли человек до ноосферы?
Слайд 16Ответ 7
«Задача человечества успеть понять и принять, что единственная законная власть
– это власть природы. С сожалением я понимаю, что человечество еще не достигло такой точки развития».
Слайд 17Ответ 8
Потому что наука и научная деятельность не стоит на месте,
с каждым разом она развивается все больше и больше, охватывая и другие области. Изучая какую-либо проблему нельзя ее изучать всесторонне с помощью только одной науки. А это требует целого комплекса научных дисциплин связанных с данной проблемой.
Слайд 18Вопрос 8
Ланцов Леонид Александрович, 11-б
Почему в наше время рамки отдельной науки
, на которые разделяется научное знание, не могут точно определить область научной мысли исследователя?( приложение 2)
Слайд 19Вопрос 9
Ланцов Леонид Александрович, 11-б
Предположите причину радиоактивного распада урана, тория, калия,
которые непрерывно выделяют тепловую атомную энергию?
Слайд 20Ответ 9
Начнем с того что такое радиоактивность? Это самопроизвольное превращение атомов
одного элемента в атомы других элементов, сопровождающееся испусканием частиц и жесткого электромагнитного излучения.
Также хочется отметить, что все радиоактивные химические элементы находятся в земной коре. Они достигают максимума в поверхностной части планеты, гранитной оболочке. Их количество быстро уменьшается в лежащих ниже более основных и тяжелых породах. Интересно то, что после выброса атомной энергии эти химические элементы исчезают и создают атомы гелия, свинца, кальция, стронция.
Надо сказать, что радиоактивный распад химических элементов, то есть превращение одного изотопа в другой — есть не частный случай, а общее свойство земного вещества.
Все химические элементы Земли находятся в радиоактивном распаде. Это основной физико-химический процесс, лежащий в основе всех геологических явлений.
Можно предположить, что излучение атомной энергии происходит спонтанно.
Слайд 21Вопрос 10
Кабулахина Мария Михайловна,11-б
Хотим обратить внимание на такую личность , как
Старицкая Наталья – супруга В.И. Вернадского. Интересно ваше мнение о ее роли в жизни ученого(приложение 1)
Слайд 22Ответ 10
“Я никогда в жизни не чувствовал себя таким мощным. Только Вы
одна можете вызвать во мне эту силу, только мысль о Вас увеличивает, усиливает мою деятельность, мою энергию, мое желание и способность работать” (Из письма В. Вернадского
Н. Старицкой)
Слайд 23Вопрос 11
Мокрая Анастасия Дмитриевна, 10-а
Вернадский утверждал, что особое внимание геолога должно
быть направлено на космические излучения. Объясните космическое влияние на биосферу ?
Слайд 24Ответ 11
Без космических светил, в частности без Солнца, жизнь на Земле
не могла бы существовать. Живые организмы трансформируют космическое излучение в земную энергию в масштабах, определяющих существование биосферы.
Слайд 25Вопрос 12
Выборнов Руслан Алексеевич, 11-а
Какую роль выполняет космическая энергия в изменении
веществ и внутреннего строения Земли? (приложение 3)
Слайд 26Вопросы 13
Хусяинова Адиля Ильдаровна, 10-а
Какая область знания может рассматривать биосферу?
По
мнению Вернадского мы специализируемся не по наукам, а по проблемам. Согласны ли вы с ним?
На ваш взгляд можно ли назвать В.И. Вернадского великим человеком?
Какое внутреннее состояние было у Вернадского во время болезни сыпным тифом?
Слайд 27Вопросы 14
Сыргий Кристина Аркадьевна, Солодовникова Софья Сергеевна, 11-а
Как Вы думаете, что
будет, если учёные научатся управлять и контролировать распад радиоактивных химических элементов?
Возможно ли, что комплексные науки, например, такие как биогеохимия, смогут заменить или вытеснить отдельные дисциплины(биологию, химию, геологию)?
Слайд 28Вопросы 15
Алипкина Виктория Олеговна, 10-а
Сравните, как Вернадский оценивал своё положение как
учёного и свой научный труд в первой и второй половинах жизни.
С чем теснейшим образом связана биогеохимия?
Когда Вернадский мыслил о новых науках, он говорил о «новых дисциплинах». Учёный считал, что в названии новой дисциплины лучше выразить сложный характер её содержания, принадлежность как научных фактов новой дисциплины, так и её методики, её эмпирических обобщений, её ведущих основных идей, научных гипотез, и теорий к разным старым научным областям. Обоснуйте. Почему Вернадский рассуждал именно так?
Слайд 29Учитель биологии ГБОУ СОШ№2053
Микитюк Инна Сергеевна