Слайд 1Стили родительского поведения.
Стили тактики воспитания ребенка в семье.
Слайд 2Родитель – это особая роль взрослого человека в обществе людей. Родитель
обязан обеспечивать жизнедеятельность ребенка, а также воспитывать, учить, лечить и просто любить его.
Слайд 3Стили родительского поведения
Авторитарный
Авторитетный
Либеральный
Безразличный
Слайд 4Авторитетный стиль
Характеристика:
Высокий уровень контроля. Теплые отношения.
Особенности руководства и влияние на
детей:
Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения. Допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы; уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся и обладают высокой самооценкой. В юношеском возрасте дети ведут себя разумно, ответственно, в меру независимо. Проблемы становления взрослого «Я» минимальны, внутренний кризис сглажен. Обладают разумной верой в себя и собственные силы.
Слайд 5Авторитарный стиль
Характеристика:
Высокий уровень контроля. Холодные отношения
Особенности руководства и влияние на детей:
Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми. Устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. В юношеском возрасте часто демонстративны, ведут себя вызывающе. Пытаются скрыть за маской развязности свою зависимость, неуверенность и тревожность.
Слайд 6Либеральный стиль
Характеристика:
Низкий уровень контроля. Теплые отношения
Особенности руководства и влияние
на детей:
Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка. Безусловная родительская любовь. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление общения — от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей. Родители не устанавливают каких-либо ограничений. В юношеском возрасте дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. В основном же игнорируют нормы и правила, принятые в обществе, не обладают самоконтролем, страдают от комплекса неполноценности.
Слайд 7Безразличный стиль
Характеристика:
Низкий уровень контроля. Холодные отношения.
Особенности руководства и
влияние на детей:
Не устанавливают для детей никаких ограничений. Безразличны к собственным детям. Закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами у них не остается сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к проблемному поведению. Это практически неизбежный путь к употреблению наркотиков.
Слайд 8Стили тактики воспитания ребенка в семье
Диктат
Опека
Невмешательство
Сотрудничество
Слайд 9Диктат в детско-родительских отношениях проявляется в подавлении родителями у детей чувства собственного
достоинства и инициативы. Родители, предпочитающие натиск и приказы, естественно сталкиваются с активным сопротивлением ребенка. В ответ ребенок отвечает на принуждение обманом, лицемерием, грубостью. Вместе с сопротивлением ребенка уходят такие ценные качества как, вера в себя, самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность.
Слайд 10Опека — это система детско-родительских отношений в семье. Родители обеспечивают, удовлетворяют все
потребности ребенка. Отстраняют и всячески ограждают его от разных трудностей, усилий и каких-либо забот. Принимают этот груз на себя. В результате у детей отсутствуют инициатива и самостоятельность. Такие дети чаще болеют, дают больше срывов в подростковом возрасте.
Слайд 11Сотрудничество — тактика воспитания, предполагающая такие межличностные отношения в семье, которые объединены
общими идеями, задачами и целями. Психологи считают такой тип детско-родительских и семейных отношений как оптимальный. В ситуации сотрудничества родителей с детьми ребенок становится непосредственным участником жизни семьи, вместе разрешаются общие проблемы и трудности. Поэтому сотрудничество, наиболее желательная тактика воспитания детей в семье.
Слайд 12«Невмешательство» основывается на признании независимых отношений взрослых и детей. При этой тактике
наблюдается отстраненность детей и взрослых друг от друга в семье. Как правило, родители достаточно пассивны. Они предпочитают комфортное существование с детьми, не вмешиваясь в жизнь ребенка.
Слайд 13Родительское поведение и тактика воспитания ребенка
очень важны в формировании хорошей
личности ребенка
и в благополучии семьи.