Слайд 1Современный урок биологии
Проблемное обучение
Слайд 2Технологии проблемного обучения
Проблемное обучение
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
мозговой штурм (МШ)
кейс метод
(анализ конкретных учебных ситуаций)
Слайд 3ТРИЗ — теория решения изобретательских задач
основана Генрихом Сауловичем Альштуллером и его коллегами
в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году
основная идея:
«изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам»;
«создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям».
Слайд 4Идеи, лежащие в основе ТРИЗ
теория – катализатор творческого решения проблем;
знания
- инструмент, основа творческой интуиции;
творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все);
творчеству можно учиться;
включение основных и доступных школьникам типов проблем.
Слайд 5Под творческой задачей в системе ТРИЗ понимается проблема:
с нечетко заданными условиями;
- содержащая некое противоречие;
- допускающая не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных.
Слайд 6Инструментарий ТРИЗ:
Противоречие,
ИКР (идеальный конечный результат),
Ресурсы (можно использовать то,
что уже известно по условию задачи, а не вводить новые элементы в систему).
Слайд 7Последовательность работы учителя по конструированию исследовательских и изобретательских задач (пример):
Исходный
факт:
Многие арктические рыбы способны существовать в холодных водах морей при температуре - 1,8 С.
Составим текст исследовательской задачи: Как известно, температура воды в антарктических морях может быть ниже нуля (однако, она не замерзает из-за высокой солености). Многие рыбы всю жизнь проводят при температуре - 1,8 С. Как же существуют в этих условиях рыбы? Почему же не замерзают жидкости организма рыбы?
Слайд 8Последовательность работы учителя по конструированию исследовательских и изобретательских задач (пример):
Сформулируем
Противоречие:
Рыбы - пойкилотермные животные, то есть температура их тела среды (воды).
Температура тела зависит от температуры окружающей рыбы не должна упасть ниже 0 С.
Слайд 9Последовательность работы учителя по конструированию исследовательских и изобретательских задач (пример):
Сформулируем
ИКР (идеальный
конечный результат):
Система САМА с помощью Ресурсов выполняет нужное действие. Рыбы САМИ обладают способностью не замерзать.
Осуществим поиск Ресурсов.
Организм рыбы САМ синтезирует особое вещество, понижающее точку замерзания. Функцию "биологического антифриза" выполняют гликопротеиды.
Слайд 10Последовательность работы учителя по конструированию исследовательских и изобретательских задач (пример):
Дополнительный
вопрос:
У каких еще животных можно наблюдать сходное приспособление?
(У насекомых при подготовке к зиме накапливается глицерин, выполняющий ту же функцию, что и гликопротеиды у арктических рыб.)
Слайд 11Мозговой штурм
Алекс Осборн 1953г.
Принципы «мозгового штурма»:
1. Отсрочка вынесения приговора идее.
2.Из
количества рождается качество.
Слайд 12Правила «мозгового штурма»:
Критика исключается
Приветствуется свободный полет фантазии
Идей должно быть много
Комбинирование и
совершенствование идей
Отбор лучшего решения
Слайд 13
Проблемное обучение (ПО)— это тип развивающего обучения, в котором
сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.
Слайд 14Методы проблемного обучения:
Проблемное изложение материала
Поисковая беседа
Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся
Слайд 15
Проблема – сложный теоретический или практический материал, требующий решения, исследования
Проблемная задача
- единица содержания проблемного обучения
Проблемный вопрос может входить в структуру проблемной задачи и выполнять функцию ее требования, выступать как самостоятельная форма мысли, требующая ответа
Проблемная ситуация - познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием
Слайд 16Способы создания проблемных ситуаций:
Ситуация неожиданности
Ситуация конфликта
Ситуация предположения
Ситуация опровержения
Ситуация несоответствия
Ситуация неопределенности
Слайд 17Методические приемы создания проблемных ситуаций
учитель:
подводит школьников к противоречию и предлагает им
самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия практической деятельности;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
ставит конкретные вопросы
определяет проблемные теоретические и практические задания
ставит проблемные задачи
Слайд 18Структура проблемного урока
возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы;
выдвижение предположений и
обоснования гипотезы;
доказательство гипотезы;
проверка правильности решения проблемы.
Слайд 19Достоинства проблемного обучения:
Высокая самостоятельность учащихся;
Формирование познавательного интереса или личностной
мотивации учащегося;
Развитие мыслительных способностей учащихся.
Слайд 20Недостатки проблемного обучения:
В меньшей степени, чем другие подходы в обучении
применимо при формировании практических умений и навыков;
Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.
Слайд 21Технология модульного обучения
Модульное обучение - способ организации учебного процесса на основе
блочно-модульного представления учебной информации
Модуль – это завершенная часть курса (темы, раздела), которая заканчивается контролем
Необходимый элемент модульного обучения - рейтинговая система оценки знаний
Слайд 22Учебный модуль включает:
законченный блок информации
целевую программу действий учащегося
рекомендации (советы)
преподавателя по ее успешной реализации
Слайд 23Учебный элемент (УЭ) состоит из:
цели обучения
учебного материала и заданий для отработки
умений и навыков
проверки полученного результата строго в соответствии с целями обучения
Слайд 24
Модульная карта по теме: “Особенности питания животных”
Слайд 28 Преимущества модульной технологии:
самостоятельное получение знаний, развитие общих умений и
навыков;
урок четко структурирован и на каждый учебный элемент отведено определенное количество времени;
каждый ученик работает с удобной для него скоростью
обеспечивается психологический комфорт учащихся
использование рефлексии
форма урока создаёт условия успешности
возможно использование данной технологии в сочетании с другими технологиями.
Слайд 29Недостатки модульной технологии:
разработка урока требует большого объема времени
– требуется большое количество
индивидуально распечатанных модульных карт
Слайд 30Технология проектного обучения
- учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся -партнеров, имеющих
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленных на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Слайд 31
Возможна классификация проектов по:
тематическим областям
масштабам деятельности
срокам реализации
количеству исполнителей
важности результатов
Слайд 32Классификация проектов, предложенная Е.С.Полат
1. По содержанию:
а) Монопредметные (выполняются на материале
конкретного предмет)
б) Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов)
в) Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу)
2. По методу, доминирующему в проекте:
а) Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры);
б) Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра);
в) Информационные, практико – ориентированные (их особенность состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма).
Слайд 33Классификация проектов, предложенная Е.С.Полат
3. По характеру координирования проекта:
а) с
явной координацией
б) со скрытой координацией
4. По включенности проектов в учебные планы:
а) текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения);
б) итоговые (по результатам выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)
Слайд 34Классификация проектов, предложенная Е.С.Полат
5. По продолжительности выполнения проекта:
а) мини
– проекты (несколько недель);
б) средней продолжительности (несколько месяцев);
в) долгосрочные (в течение года)
6. По количеству участников проекта:
а) коллективные
б) индивидуальные
в) групповые.
Слайд 36Критерии оформления и выполнения проекта
актуальность темы и предполагаемых решений, реальность, практическая
направленность и значимость работы
объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность предлагаемых решений
уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений
аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость
качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий
Слайд 37Виды презентации проектов
научный доклад;
деловая игра;
демонстрация видеофильма;
экскурсия;
телепередача;
научная конференция;
инсценировка;
театрализация;
игры с залом;
защита на Ученом
Совете;
диалог исторических или литературных персонажей;
спортивная игра;
спектакль;
путешествие;
реклама;
пресс-конференция.
Слайд 38Оформление проекта
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Главы основной части:
Глава 1. Конструкция изделия.
Глава
2. Технология изготовления.
Глава 3. Экономическое обоснование проекта.
Глава 4. Биологическая оценка проекта.
5. Реклама (лейбл).
6. Заключение.
7. Библиографический список использованной литературы.
8. Приложения.
Слайд 39Защита проекта
рассказать о цели проекта
рассказать о поставленных перед собой задачах:
конструктивных, технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых
дать краткую историческую справку по теме проекта (время возникновения изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые материалы)
рассказать о ходе выполнения проекта (использованная литература, конструкторско-технологическое решение поставленных задач, решение проблем, возникших в ходе практической работы)
рассказать об экономической целесообразности изготовления изделия
рассказать о решении биологических задач
сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная модернизация изделия)
Слайд 40Критерии оценок проекта
"отлично" выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены.
Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работу или полученные результаты исследования можно использовать.
"хорошо" выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет возможность индивидуального применения.
"удовлетворительно" выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике.
Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.
Слайд 41
Учебные проекты по общей биологии. 10 класс:
История развития биологии и
методы исследования в биологии
Цитология наука о клетке
Неорганические вещества в клетке
Органические вещества в клетке
Органоиды в клетке
Неклеточные формы жизни, прокариоты, эукариоты
Энергетический обмен в клетке
Пластический обмен в клетке
Формы размножения в клетке
Онтогенез
История развития генетики и ее методы
Изменчивость
Методы исследования генетики человека
Наследственные болезни
Слайд 42Исследовательские проекты по биологии
8 класс
Репродуктивное здоровье школьниц
Аллергия как фактор проявления
иммунодефицита.
Нарушение осанки у детей школьного возраста. Сколиоз.
Влияние комнатных растений на здоровье человека.
Сколько весит здоровье?
Такой значимый сон
Выявление глюкозы в крови и влияние сахарного диабета на рост и развитие организма.
Кессонная болезнь: причины возникновения и меры предупреждения в любительском дайвинге.
Вегето-сосудистая дистония - что это такое?
Анатомо-функциональные отклонения стоп.
Слайд 43Проектная деятельность:
повышает мотивацию в получении дополнительных знаний
способствует воспитанию у учащихся: значимых
общечеловеческих ценностей
развивает исследовательские и творческие способности личности
Слайд 44Технологии игрового обучения
Психологические требования к учебной игре
мотивация игровой деятельности на уроке
(учащимся необходимо испытывать потребность в ней)
психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре
учет характера, темперамента, организованности каждого участника игры;
содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников
игра завершается получением результатов, представляющих ценность для ее участников
игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически
Слайд 45Реализация игровых приёмов и ситуаций на учебных занятиях
постановка дидактической цели перед
учащимися в форме игровой задачи;
подчинение учебной деятельности правилам игры;
использование учебного материала в качестве средства, достижения дидактической цели;
использование в учебной деятельности элемента соревнования, что позволяет перевести дидактическую задачу в игровую;
успех выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Слайд 46Виды дидактических игр
Игры – упражнения
Игра-поиск
Игры – соревнование
Сюжетно - ролевые игры
Познавательные игры
- путешествия
Слайд 470
Формат «Интеллектуальный футбол»
1-ый защитник
нападающий
2-ый защитник
вратарь
нападающий
2-ый защитник
вратарь
1-ый защитник
0
1
Счет матча
Слайд 48На ответ каждому защитнику дается 15 секунд. Если за это время
защитник не ответил на поставленный вопрос или дал неполный ответ, право ответа переходит к следующему игроку.
Во время ответов команда и болельщики не должны подсказывать отвечающему. За шум и подсказки назначается пенальти – штрафное сбрасывание мяча вратарю, т.е. вопрос задается непосредственно вратарю. Если он не отвечает, засчитывается гол.
Формат «Интеллектуальный футбол»
нападающий
защитник
вратарь
Вопросы должны предусматривать простые немногословные ответы.
Вопросы не должны носить проблемный характер.
Вопросы задаются четко и громко.
Вратарь отвечает на вопрос в том случае, если все предыдущие защитники не дали правильного ответа или дали неполный ответ на поставленный вопрос, либо в случае пенальти.
Если вратарь ответил на вопрос, право задать очередной вопрос передается его команде.
Если вратарь не отвечает, его команде засчитывается гол. Право задать очередной вопрос остается у противника.
Слайд 49Формат «Интеллектуальный футбол»
Организует и проводит мероприятие.
Перед началом «матча» редактирует вопросы.
Следит за
временем, отводимым на ответы.
Принимает решение о том, правильно ли дала команда ответ на поставленный вопрос и засчитывает гол.
Подводит итог игры. Проводит рефлексию.
Судья (учитель)
Слайд 50 Как построить современный урок?
I. Определить, какой учебный материал
сообщать учащимся. Для этого необходимо учитывать особенности учащихся класса .
II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока.
III. Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.
IV. Продумать «изюминку» урока.
V. Сгруппировать отобранный учебный материал.
VI. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке
VII. Подготовить оборудование для урока.
VIII. Продумать задания на дом
Слайд 51Способствуют успеху урока:
– хорошее знание материала;
– бодрое самочувствие;
– продуманный план
урока;
– чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;
– правильный выбор методов обучения;
– разнообразие методов обучения;
– занимательность изложения;
– ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу;
– богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;
– выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников
Слайд 52Затрудняют проведение урока:
– неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
– безразличное
отношение ко всему происходящему на уроке;
– рыхлая композиция урока;
– скованность движений;
– неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
– однообразие методов обучения;
– бесстрастный рассказ учителя;
– монотонность и сухость при изложении нового материала;
– отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.
Слайд 53Что всегда необходимо помнить:
1) Быть собранным, четко и ясно ставить задачи
перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.
2) Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. .
3) Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
4) Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
5) Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя.
6) Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
Слайд 54Что всегда необходимо помнить:
7) Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его
со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.
8) Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!
9) Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
10). Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность