Слайд 1Рабочая программа
по биологии
Слайд 2Виды учебных программ
1. Примерная программа.
2. Авторская программа.
Обязательные процедуры:
рецензирование;
апробация;
утверждение.
Слайд 3Примерная программа
по биологии
Обязательная часть (180 ч)
Вариативная составляющая (65 ч)
должна полностью
включать в себя содержание примерной программы;
включает дополнительное содержание
Основное содержание представлено в виде разделов:
Живые организмы (115 ч);
Человек и его здоровье (50 ч);
Общие биологические закономерности (15 ч).
Слайд 4Примерная программа
по биологии
Является ориентиром для составления рабочих и авторских программ
…
Авторы могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения …
Слайд 5Рабочая программа
Рабочая программа – это нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной
деятельности в данном образовательном учреждении определенным учителем.
Рабочая программа может быть разработана несколькими учителями, преподающими один и тот же предмет.
Слайд 6Составитель рабочей программы может:
расширить перечень изучаемых тем;
конкретизировать и детализировать темы;
менять последовательность
изучения учебного материала;
включать материал регионального компонента по предмету;
выбирать методики, технологии обучения и контроля.
Слайд 7Исходные документы для составления рабочих программ:
Закон «Об образовании в РФ»;
ФГОС конкретной
ступени обучения;
примерные учебные программы;
базисный учебный план;
федеральный перечень учебников (рекомендованных!);
требования к оснащению образовательного процесса.
Слайд 8Готовые рабочие программы
Рабочие программы, которые выпускают различные издательства, можно использовать в
качестве исходного материала для составления собственной рабочей программы.
Осуществлять образовательную деятельность на основе таких программ нецелесообразно.
Слайд 9Требования к рабочей программе
Это – нормативный документ.
Соответствие образовательной программы школы примерной
программе по предмету.
Системность и целостность.
Учет специфики предмета.
Последовательность изучаемых тем.
Связи с другими предметами учебного плана образовательного учреждения.
Слайд 10Календарно-тематическое планирование:
а) включается непосредственно в рабочую программу;
б) дается в качестве приложения
к рабочей программе.
Предпочтителен первый вариант:
во-первых, меньше бумаг;
во-вторых, проще устранять форс-мажор.
Слайд 11Структура рабочей программы
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка, раскрывающая:
2.1. общую характеристику учебного
предмета;
2.2. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
2.3. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;
2.4. способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.
3. Содержание учебного предмета, курса.
4. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
5. Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса.
6. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
7. Приложения.
Слайд 121. Титульный лист
Полное наименование ОУ
Гриф утверждения программы
Название учебного курса
Указание параллели, класса
Кол-во
часов: годовых и недельных
УМК
ФИО разработчика, квалиф. категория
Название населенного пункта
Год разработки программы
Слайд 132. Пояснительная записка:
тип, вид образоват. учреждения;
образоват. область, в кот. входит предмет;
общие
цели учебного предмета;
сроки реализации программы;
логика построения программы;
система оценки достижений учащихся;
основной инструментарий для оценивания результатов;
система усл. обозначений, применяемая в тексте рабочей программы.
Слайд 142.1. Общая характеристика учебного предмета
Учебная программа, на основе которой разработана авторская
(издательство, год издания);
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы занятий, технологии;
Логические связи предмета с другими предметами.
Слайд 152.2. Место учебного предмета в учебном плане
а) связь с родственными предметами;
б)
недельное и годовое кол-во часов;
в) конкретные цели и задачи изучения предмета;
г) уровень освоения учебной программы;
д) компетентности уч-ся, формируемые предметом.
Слайд 162.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения
Здесь может быть приведен стандартный
для данного предмета перечень личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Такой перечень обычно содержится в «Пояснительной записке» к примерной учебной программе.
Слайд 172.4.Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
2.4.1. Личностные:
- соблюдение норм и
правил данного ОУ;
- участие в жизни школы;
- ответственность за результаты обучения;
- готовность к выбору своей образовательной траектории;
- ценностно-смысловая установка ученика в изучении предмета;
- активность и инициативность при работе в группах, при выполнении учебных проектов.
Слайд 182.4.2. Метапредметные результаты
Способность к самостоятельному освоению знаний.
Способность к сотрудничеству и коммуникации.
Способность
к использованию ИКТ.
Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Главная процедура оценивания метапредметных результатов – защита индивидуального проекта.
Слайд 192.4.3. Предметные результаты
Главное – это способность ученика решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи на основе изучаемого материала.
Примерные виды контроля: опрос; самопроверка; взаимопроверка; тест; диктант – орфографический, математический; словарная работа; работа по карточкам; самостоятельная и контрольная работа.
Слайд 203. Содержание тем учебного курса
Здесь – перечень и название разделов и
тем курсов.
Содержание учебных тем:
- основные изучаемые вопросы;
- практические и лабораторные работы, творческие работы и задания, учебные проекты, экскурсии.
Слайд 214. Календарно-тематическое планирование
Темы и количество часов на их изучение;
Тип урока, форма
его проведения;
Планируемые трехкомпонентные результаты урока;
Формы организации учебно-познавательной деятельности учеников;
Оборудование, ЭОР;
Система контроля достижения трехкомпонентных результатов;
Планируемая и фактическая даты проведения уроков.
Слайд 225. Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение
Компоненты УМК: базовый учебник, рабочие тетради,
хрестоматии, сборники задач.
Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование, приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний, учебная и справочная литература, раздаточный материал и др.
Медиа-приложение к учебнику. Перечень интернет-ресурсов, контролирующих и других программ.
Слайд 236. Планируемые результаты изучения предмета
В отличие от пункта 2.3. здесь идет
конкретизация требований к результатам освоения учебной программы.
Личностные: система ценностей, интересов, мотивов деятельности.
Метапредметные: способы деятельности, освоенные на примере одного или нескольких предметов. Такие способы применяются и в образоват. процессе и в жизни.
Предметные: знания, умения, опыт творческой деятельности и др.
Слайд 247. Приложения к программе
Контрольно-измерительные материалы
Темы учебных проектов
Темы творческих работ
Методические рекомендации
Другие материалы
Слайд 25
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) Титульный лист.
2). Пояснительную записку,
в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2.1. общую характеристику учебного предмета, курса;
2.2. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
2.3. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2.4. способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся;
3) содержание учебного предмета, курса;
4) календарно- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
5) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
6) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Структура рабочей программы
Слайд 27Календарно – тематическое планирование на 2013 – 2014 учебный год
Предмет: Биология
Класс:
5
УМК:
УУД: регулятивные (Р). личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П).
Слайд 28ПРИМЕР ФРАГМЕНТА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «Биология»
Слайд 30ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ
Слайд 31Раздел 2. Многообразие живых организмов
Слайд 32Раздел 3. Среда обитания живых организмов
Слайд 34Дидактические основы современного урока
Типология уроков в дидактической системе
деятельностного метода «Школа
2000…»
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
Урок постановки учебной задачи.
Урок решения учебной задачи.
Урок моделирования и преобразования модели.
Урок решения частных задач с применением открытого способа.
Урок контроля и оценки.
Слайд 35Дидактические основы современного урока
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на
четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Слайд 36Дидактические основы современного урока
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности
учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 37Дидактические основы современного урока
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся
к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю :
- предъявление контролируемого варианта;
- наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
- сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
- оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.