Презентация, доклад на тему Системно-деятельностный подход в современной педагогике

Содержание

Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение,

Слайд 1Системно- деятельностный подход как основа ФГОС
Учитель биологии
Тверской гимназии №8
Павловская Н.Л.
2016г


Системно- деятельностный подход как основа ФГОСУчитель биологии Тверской гимназии №8Павловская Н.Л.2016г

Слайд 2 Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо

привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…

А. Дистервег,
немецкий педагог-демократ XIX в.,
последователь Песталоцци
Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам

Слайд 3 Проблемы воспитания и образования нынешнего поколения
«вымывание» дошкольных видов деятельности

– замещение на учебные
ориентация на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию
получение информации ребенком через СМИ, интернет (не всегда положительная)
вытеснение литературного чтения телевидением, фильмами, видео
ограниченность общения с сверстниками
Снижение категории одаренных способных детей
увеличение «интеллектуально-пассивных» с трудностями в обучении детей

Проблемы воспитания и образования нынешнего  поколения«вымывание» дошкольных видов деятельности – замещение на учебные ориентация на

Слайд 4Три конкурирующих подхода в образовании
Традиционный – ЗУНовский
Компетентностный
Системно-деятельностный

Три конкурирующих подхода в образованииТрадиционный –   ЗУНовскийКомпетентностныйСистемно-деятельностный

Слайд 5Ученые – основоположники теории
системно-деятельностного подхода
Л.С. Выготский
А.Н. Леонтьев
Д.Б. Эльконин
П.Я. Гальперин
В.В. Давыдов

Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подходаЛ.С. ВыготскийА.Н. ЛеонтьевД.Б. ЭльконинП.Я. ГальперинВ.В. Давыдов

Слайд 6Системно - деятельностный подход
- это переход к построению стандартов нового поколения

с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов
Системно - деятельностный подход- это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования

Слайд 7Стандарт образования
фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано,


а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.

Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования,  результаты деятельности

Слайд 8ФГОС: каким образом можно получить новый результат?
организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников:
СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
умение

решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
(КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)

способность к самоорганизации в решении учебных задач.

прогресс в личностном развитии

ФГОС: каким образом можно получить новый результат?организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников:СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИумение решать учебные задачи на основе сформированных

Слайд 9Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и

государством

СЕМЬЯ ОБЩЕСТВО
Личностная успешность Безопасность и здоровье
Социальная успешность Свобода и ответственность
Профессиональная успешность Социальная справедливость
Благосостояние



ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие человеческого потенциала
Конкурентоспособность

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством

Слайд 10 Задача системы образования
Состоит не в передаче объёма знаний,
а в

том, чтобы научить учиться.
При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

Задача системы образованияСостоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом

Слайд 11Системно - деятельностный подход
позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в

контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся

Системно - деятельностный подходпозволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных

Слайд 12Универсальные учебные действия
Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и

активного присвоения нового социального опыта

Совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компе-тентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Универсальные учебные действияСпособность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опытаСовокупность действий

Слайд 13Формирование УУД ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:
КАК ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И

ОРГАНИЗАЦИЮ
ПРОИСХОДИТ В КОНТЕКСТЕ УСВОЕНИЯ РАЗНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ДИСЦИПЛИН
УУД, ИХ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЮТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА МИРА И ОСНОВНЫХ ВИДОВ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩЕГОСЯ (СОЦИАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ)

Формирование УУД ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:КАК ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮПРОИСХОДИТ В КОНТЕКСТЕ УСВОЕНИЯ РАЗНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ

Слайд 14Новая система требований – это
Новая «формула стандартов»
- к

результатам освоения основных образовательных программ;
- к структуре основных образовательных программ;
- к условиям реализации основных образовательных программ.


Новая система требований –  это Новая «формула стандартов»-   к результатам освоения основных  образовательных

Слайд 15Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования нового поколения

Задача
ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования 	нового поколения

Слайд 16Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы











Метапредметные
Личностные
Предметные
Основы системы научных знаний.

Опыт

«предметной» деятельности по получению, и применению нового знания

Усвоенные межпредметные понятия и УУД.
Управление своей деятельностью, самостоятельность.
Речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.

Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.




Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программыМетапредметныеЛичностныеПредметныеОсновы системы научных знаний.Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению

Слайд 17Личностные результаты
–сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся

– в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

Личностные результаты–сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе ,

Слайд 18Метапредметные результаты
– освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов

обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях

Метапредметные результаты– освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в

Слайд 19Предметные результаты
- выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого

в рамках отдельных учебных предметов

Предметные результаты- выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

Слайд 20Результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля

успешности освоения основных образовательных программ

Способность к решению учебно-практических задач на основании:
- системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах
- умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности
- обобщённых способов деятельности
- коммуникативных и информационных умений
- умения оценивать объекты окружающий действительности с определённых позиций

Результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программСпособность к

Слайд 21Результаты, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках

контроля успешности освоения основных образовательных программ

- ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально – личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.)
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.)
- индивидуально – психологические характеристики личности

Результаты, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ-

Слайд 22Переход школы на новые стандарты -
смена роли учителя:
учит учиться
выстраивает процесс

обучения
процесс развития личности
принятие духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей
Ученик-субъект учебного процесса
Учитель-тьютер учебного процесса


Переход школы на новые стандарты - смена роли учителя:учит учитьсявыстраивает процесс обученияпроцесс развития личностипринятие духовно-нравственных, социальных и

Слайд 23
Как учить?

обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?

ценности
образования

Чему учить?

обновление
содержания


Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основная педагогическая задача


создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как учить?обновлениесредствобученияРади чегоучить?ценности образованияЧему учить?обновлениесодержанияВектор смещения акцентов нового стандартаОсновная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское

Слайд 24Системно-деятельностный подход
как концептуальная основа ФГОС общего образования

Обеспечивает:

формирование готовности личности

к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с
учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических
особенностей обучающихся.

Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образованияОбеспечивает: формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование

Слайд 25Особенности урока в рамках деятельностного подхода

Особенности урока в рамках деятельностного подхода

Слайд 27Требования к проведению урока
«сами» дети ставят цель урока
учитель на имеет права

сообщать цель урока сам
цель урока становится целью детей
урок – единое целое с детьми
учитель – равноправный партнер
монологическая речь учителя практически неслышна
Требования к проведению урока«сами» дети ставят цель урокаучитель на имеет права сообщать цель урока самцель урока становится

Слайд 28 Задача учителя:
- помощь в построении учебного диалога

- организация сотрудничества детей в группе
- поддержка поисковой активности
- ученики меньше пишут, слушают, больше делают руками
- все догадки, открытия фиксируются в классе на «доске достижений»

Организация учебной деятельности так, чтобы у учащихся формировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями

Задача учителя:  - помощь в построении учебного диалога  - организация сотрудничества детей в

Слайд 29Структура урока с позиции системно - деятельностного подхода
- учитель создает проблемную

ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;

- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.

Структура урока с позиции системно - деятельностного подхода- учитель создает проблемную ситуацию;- ученик принимает проблемную ситуацию;- вместе

Слайд 30Ученик – Учитель
Позиция учителя
к классу не с ответом, а с

вопросом.

Позиция ученика
за познание мира в специально организованных условиях.

Ученик – УчительПозиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом.Позиция ученика за познание мира в

Слайд 31Вывод
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности;
Основная

идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Вывод Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности;Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том,

Слайд 33Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть