Слайд 1Система учебных задач по формированию
и развитию
познавательных УУД на уроках
биологии
Учитель биологии и химии МБОУ СОШ №161
Темникова Елена Сергеевна
Слайд 2«Новый мир имеет новые условия и требует новых действий.»
Н. Рерих
« Неграмотный будущего – это не тот, кто не умеет читать. Им станет тот, кто не умеет учиться»
О.Тоффлер
Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы:
для чего (цели и ценности), чему(содержание) и как (технологии)
необходимо учить подрастающее поколение. Получение нового образовательного результата связано с формированием не только предметных, но и личностных и метапредметных умений.
Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Слайд 3В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование
совокупности “универсальных учебных действий”
В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально – предметного содержания.
Слайд 4К основным видам универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования,
можно отнести:
личностные;
регулятивные;
познавательные;
коммуникативные;
Слайд 5Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные, логические, а также постановку и решение
проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей;
выбор оснований для сравнения, классификации объектов;
доказательство и установление причинно – следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
обобщение – выведение общности для целого ряда объектов на основе выделения сущностной связи;
выдвижение гипотез и их обоснование.
постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Слайд 6 Одна из самых востребованных на практике задач –это умение учащихся
осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
Основные современные источники информации - это сеть
Интернет и печатные источники, в первую очередь учебники.
Примеры разнообразных приемов для работы с текстом учебника:
• найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;
• уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);
• поставь вопросы к данному абзацу;
• составь суждение по тексту параграфа...;
• выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
• расскажи по опорным словам (разверни информацию);
• заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...;
• создай таблицу (сверни информацию) по ...;
• составь план изучения темы ... ;
• составь набор понятий темы...;
• составь предложения по теме ..., используя слова “так, как”, “потому что”,
следовательно”, “если, то”;
• зашифруй понятия темы ... в символы, систему или последовательность символов;
• составь разные предложения с одним и тем же понятием ....
Слайд 7Без целенаправленной работы над понятиями учащиеся не в состоянии
механически их выучить
и правильно использовать.
Алгоритм работы с понятиями:
назвать понятие, дать его определение;
вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий
этого рода;
привести примеры для конкретизации понятия, найти область его применения;
связать понятие с другими, касающимися данного предмета;
составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие;
определить термин своими словами;
назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.
Слайд 8Проблематизация процесса обучения как средство формирования и развития познавательных УУД
Психологи отмечают, что проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Эта познавательная потребность является «двигателем» в
обучении.
В чем состоит суть проблемной ситуации? В ней содержится неизвестное. Сам факт столкновения с трудностью, невозможностью выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новом знании.
Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации.
Слайд 9Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда
он не находит объяснения
какому-то факту, явлению, процессу.
Проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым
опытом и незнанием того, как объяснить новые явления.
Это затруднение и является условием возникновения
познавательной потребности.
Проблемную ситуацию можно создать разными приемами:
Слайд 10Метод: Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Создать проблемную ситуацию - значит ввести
противоречие, столкновение с
которым вызывает
у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Прием 1: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты,
взаимоисключающие научные теории или точки зрения.
Слайд 11Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные
мнения учеников,
предложив классу вопрос или практическое
задание на новый материал.
Слайд 12Прием 3 применяется для создания проблемной ситуации «с удивлением», в основе
которого лежит
противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом.
Слайд 13Прием 4 основан на проблемной ситуации «с затруднением»: ученикам дается задание,
не выполнимое вообще.
Слайд 14Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с
которым ученики до настоящего момента не сталкивались.
Слайд 15Прием 6 выполняется в два шага.
Сначала (шаг 1) учитель дает
практическое задание, похожее на
предыдущие. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания.
Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.
Слайд 16Применение игровых методов
Играя, учащиеся ставят перед
собой творческие задачи, в решении которых им помогут глубокие знания, разнообразные умения и навыки, выдумка, воображение, фантазия.
В зависимости от цели урока, ориентируясь на его содержание, на реальные возможности детей, можно подбирать различные методические игры. Они могут быть растянуты во времени или занимать лишь один этап урока. Игра может быть фронтальной, групповой или индивидуальной.
Подбирая и комбинируя методы можно добиться главной цели: вызвать интерес к теме, спровоцировать потребность работы с учебной литературой, направить мыслительные процессы на самостоятельное познание сути вопроса.
Игры упражнения:
викторины,
кроссворды,
ребусы,
шарады,
головоломки,
ботаническое и зоологическое лото,
объяснение пословиц и поговорок о растениях и животных.
Решая ситуационные задачи, учащиеся углубляют знания, учатся применять знания на практике. При этом они понимают, что эти знания носят не только теоретический, но и практический характер. Игровые технологии обучения позволяют включать ребят в процесс добывания знаний. Необычность ситуации порождает интерес, а понимание личной значимости изучаемого материала определяет мотивацию обучения.
Примеры игровых ситуаций:
1. Опишите растение (сосну, ель, яблоню, кактус), используя только прилагательные.
2. Приведите как можно больше примеров названий сказок и рассказов, героинями которых являются лягушки.
3. Придумайте как можно больше вопросов на термин «позвонок», «сердце», «зубы» и т.д.
Слайд 20Организация самостоятельной поисковой исследовательской деятельности
Само участие ребенка в каком-либо исследовании более важно для развития творческих способностей, нежели результат его деятельности.
Используя дополнительную литературу, определите пути заражения инфекционными заболеваниями и какой вред наносят бактерии человеку (дифтерия, туберкулез, сальмонеллез, холера).
2. Написать сочинение от имени водоросли, мха, дождевого червя, пиявки, пчелы и т.д.
3. Согласно календарю друидов, у каждого человека есть свое дерево-талисман. Какое дерево является талисманом для вас? Напишите мини-сочинение на эту тему.
4. Спорят двое. Один говорит: «Здоров я или болею – это мое личное дело, никого не касается!». Другой: «Нет, здоровье человека – не личное дело, а общественное достояние. Влияет на жизнь и труд других людей». Кто из них прав? Напишите исследование по теме: «Здоровье – личное дело каждого?»
Придумайте комплекс гимнастических упражнений
для учащихся 8 класса, учитывая их 7-часовое нахождение
за школьной партой.
Слайд 21Урок биологии в 6 классе по теме «Грибы»
Слайд 23Заключение
Успех в развитии познавательных УУД на уроках определяется следующими методическими условиями:
1.
мотивацией учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе решения учебных задач;
2. четкостью и доступностью задач, которые учащиеся должны решить в ходе учебной деятельности;
3. организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями на основе использования системы заданий; в том числе, включением заданий межпредметного характера, позволяющих «перенести» учебное действие на новое содержание;
4. наличием четкого и ясного представления о структуре формируемого умения и способах выполнения деятельности; разработка и применение в целях развития УУД специальных алгоритмов, раскрывающих сущность и последовательность выполнения операций, методические «подсказки» и др.;
5. постепенным повышением уровня самостоятельности школьников при выполнении учебных действий;
6. всесторонней оценкой уровня сформированности универсальных действий, которая включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий (операций), контроля и рефлексии.