Презентация, доклад на тему Решение задач на сцепленное наследование

Содержание

Цели занятия:Повторение теоретического материала по теме: «Сцепленное наследование признаков»Усвоение алгоритма решения задач на сцепленное наследование признаков Форма занятия: лекционно-практическая. Решение задачна сцепленное наследование признаков ( Закон Моргана)

Слайд 1Подготовка к ЕГЭ по биологии 11класс
Решение задач
на сцепленное наследование
признаков
(

Закон Моргана)



Учитель биологии
МБОУ « Обоянская СОШ №1»
Фесенко Лариса Вячеславовна



2018год
Подготовка к ЕГЭ по биологии 11класс  Решение задачна сцепленное наследование признаков ( Закон Моргана)Учитель биологииМБОУ «

Слайд 2
Цели занятия:
Повторение теоретического материала по теме: «Сцепленное наследование признаков»

Усвоение алгоритма решения

задач на сцепленное наследование признаков

Форма занятия: лекционно-практическая.


Решение задач
на сцепленное наследование признаков
( Закон Моргана)

Цели занятия:Повторение теоретического материала по теме: «Сцепленное наследование признаков»Усвоение алгоритма решения задач на сцепленное

Слайд 3
Важным моментом при решении задач на сцепленное наследование признаков является не

только решение задачи , но и объяснение причин формирования фенотипических классов потомков.
Наличие пояснений позволяет проверяющему сделать вывод о понимании учащимся данной темы, а их отсутствие может привести к потере баллов. Задание оценивается в три балла только в случае полного и верного решения.

Решение задач на сцепленное наследование признаков
( Закон Моргана)

Важным моментом при решении задач на сцепленное наследование признаков является не только решение задачи , но

Слайд 4Сцепленное наследование признаков
Генов, кодирующих различные признаки у любого организма очень

много. Например, у человека приблизительно около 100 000 генов, а видов хромосом только 23. Следовательно, все эти 100 000 генов умещаются в 23 хромосомах. Как же наследуются гены, находящиеся в одной хромосоме?


На этот вопрос даёт ответ современная хромосомная теория наследственности созданная Т. Морганом.

Сцепленное наследование признаков Генов, кодирующих различные признаки у любого организма очень много. Например, у человека приблизительно около

Слайд 5Томас Хант Морган
Американский биолог, один из основоположников генетики. Родился 25

сентября 1866 в Лексингтоне . Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1933 года
«За открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности».
Томас Морган и его ученики создали хромосомную теорию наследственности; установили закономерности расположения генов в хромосомах, что способствовало выяснению цитологических механизмов законов Грегора Менделя и разработке генетических основ теории естественного отбора.


Томас Хант Морган Американский биолог, один из основоположников генетики. Родился 25 сентября 1866 в Лексингтоне . Лауреат

Слайд 6Объектом генетических исследований томаса Моргана была плодовая мушка дрозофила.
Достоинства:
Внешне

самка и самец различимы (у него брюшко мельче и темнее).
Неприхотлива в условиях содержания.
Короткий цикл развития – через 14 дней выводится новое многочисленное потомство.
Широкий спектр мутаций, выраженных в морфологических признаках:
окраска тела,
размер крыльев,
количество щетинок,
цвет глаз
5. Они имеют всего 8 хромосом в диплоидном наборе

Объектом генетических исследований томаса Моргана была плодовая мушка дрозофила.  Достоинства: Внешне самка и самец различимы (у

Слайд 7Хромосомная теория наследственности
Т. Моргана
Гены расположены в хромосомах, их количество неодинаково.
Каждый ген

имеет определённое место в хромосоме - локус; в идентичных локусах гомологичных хромосом находятся аллельные гены (А а; В в; С с )
Гены расположены в хромосомах линейно.
Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются совместно (сцеплено). Количество групп сцепления – n, т.е. равно гаплоидному набору хромосом.
Сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера.
Частота кроссинговера находится в прямо пропорциональной зависимости от расстояния между генами.
Каждый вид особей имеет характерный только для него набор хромосом – кариотип.
Хромосомная теория наследственностиТ. МорганаГены расположены в хромосомах, их количество неодинаково.Каждый ген имеет определённое место в хромосоме -

Слайд 8PР:
Опыты Томаса Моргана
(дигибридное скрещивание)
Ф/Т: Серое тело


Нормальные
крылья

Ф/Т: Чёрное тело
Редуцированные
крылья

ААВВ

аавв

F1:

100%

АаВв

По I закону Менделя
наблюдается единообразие признаков у гибридов F1




Серое тело
Нормальные крылья

PР:Опыты Томаса Моргана(дигибридное скрещивание) Ф/Т: Серое тело

Слайд 9Опыты Томаса Моргана
(возвратное, анализирующие скрещивание)
F2:
Ожидаемые результаты скрещивания, если неаллельные гены –

в разных хромосомах( по закону Г. Менделя)

?

Опыты Томаса Моргана(возвратное, анализирующие скрещивание)F2:Ожидаемые результаты скрещивания, если неаллельные гены – в разных хромосомах( по закону Г.

Слайд 10Опыты Томаса Моргана
(возвратное, анализирующее скрещивание)
F1:
Реальные результаты скрещивания:

Опыты Томаса Моргана(возвратное, анализирующее скрещивание)F1:Реальные результаты скрещивания:

Слайд 11Цитологические основы
закона сцепленного наследования признаков
Томаса Моргана
Как появились новые комбинации

признаков в потомстве?

Причина: кроссинговер в профазе I мейоза

Кроссоверные гаметы – материал для новых комбинаций признаков

Цитологические основы закона сцепленного наследования признаков Томаса МорганаКак появились новые комбинации признаков в потомстве?Причина: кроссинговер в профазе

Слайд 12Запомните!
У самок дрозофил кроссинговер осуществляется чаще, чем у самцов. Если скрещивать

самку гомозиготную по рецессивным признакам
( черн.тело/редуц. крылья) с дигетерозиготным самцом( сер.тело/норм.крылья), то наблюдаемое расщепление в F1 соответствует – 50% серое тело нормальные крылья и 50% черное тело редуцированные крылья или 1:1.
Происходит полное сцепление генов.

аавв

АаВв

Запомните!У самок дрозофил кроссинговер осуществляется чаще, чем у самцов. Если скрещивать самку гомозиготную по рецессивным признакам( черн.тело/редуц.

Слайд 13Запомните!
Если же скрещивать самку дигетерозиготную
(сер.тело/норм.крылья) с рецессивным самцом (черн.тело/редуц.

крылья), то в F1 наблюдается формирование 4 фенотипических классов потомков, т.к. происходит кроссинговер

АаВв

аавв

АаВв 41,5%

Аавв 8,5% ааВв 8,5%

Аавв 41,5%

Запомните! Если же скрещивать самку дигетерозиготную (сер.тело/норм.крылья) с рецессивным самцом (черн.тело/редуц. крылья), то в F1 наблюдается формирование

Слайд 14Частота кроссинговера зависит от расстояние между генами






Частота кроссинговера зависит от  расстояние между генами

Слайд 15Генетические карты
Расстояние между генами А и В 6 морганид. Каков процент

кроссинговера? Сколько некроссоверных и кроссоверных гамет образуется у данной особи? Какова сила сцепление между генами?


Процент кроссинговера – 6%
Некроссоверных по 47%; Кроссоверных по 3%.
3. Сила сцепления: 100% - 6% = 94%
Генетические картыРасстояние между генами А и В 6 морганид. Каков процент кроссинговера? Сколько некроссоверных и кроссоверных гамет

Слайд 16Внимательно прочитайте генетическую задачу.
Определите  тип скрещивания.
На явление сцепления при дигибридном скрещивании

будут указывать такие признаки как:
а) неравномерное расщепление ( не по 25%) четырех
фенотипических классов потомков при анализирующем скрещивании дигетерозиготы ( АаВв × аавв)
б) образование двух фенотипических классов потомков в соотношении 1:1 при анализирующем скрещивании дигетерозиготы( АаВв × аавв)
4. Выпишите  в условии задачи доминантные и рецессивные гены
Определите положение сцепленных генов в гомологичных хромосомах (цис –или транс –положение)
6. Составьте схему скрещивания, определите генотипы и фенотипы исходных особей и потомства.
7.Обьясните формирование четырех или двух фенотипических классов потомства.

Алгоритм  действия при решении задач на сцепленное наследование признаков.

Внимательно прочитайте генетическую задачу.Определите  тип скрещивания.На явление сцепления при дигибридном скрещивании будут указывать такие признаки как: а)

Слайд 17Задача 1.
При скрещивании мухи дрозофилы, имеющей серое тело (А) и

нормальные крылья ( В ) с мухой, имеющей черное тело и закрученные крылья, получено 58 мух с серым телом и нормальными крыльями, 52 – с черным телом и закрученными крыльями, 15 – с серым телом и закрученными крыльями , 14 – с черным телом и нормальными крыльями.
Определите генотипы родительских особей и потомства.
Объясните формирование четырех фенотипических классов потомков. Какой закон действует в данном случае?
Задача 1. При скрещивании мухи дрозофилы, имеющей серое тело (А) и нормальные крылья ( В ) с

Слайд 18
Гены А и В, а также а и в сцеплены

попарно и находятся в гомологичных хромосомах.
В профазе мейоза 1 произошел кроссинговер
В F1образуются четыре фенотипических класса потомков, два из них (58 и 52) - в результате сцепления аллей генов А и В, а и в, а два других (14 и 15) - в результате прошедшего кроссинговера из кроссоверных гамет Ав и аВ
Действует закон сцепленного наследования признаков

ав

Ав

аВ

АВ

ав

Гены А и В, а также а и в сцеплены попарно и находятся в гомологичных хромосомах.

Слайд 19Задача 2
У томатов признак высокого роста (А) доминирует над карликовым (а),

округлая форма плодов (В) над грушевидной (в). При анализирующем скрещивании получено 38% высоких растений с округлыми плодами, 42% карликовых растений с грушевидными плодами, 10% высоких растений с грушевидными плодами , 10% карликовых растений с округлыми плодами. Объясните формирование четырех фенотипических классов потомков. Какой закон действует в данном случае?

Задача 2У томатов признак высокого роста (А) доминирует над карликовым (а), округлая форма плодов (В) над грушевидной

Слайд 20Схема решения задачи 2
РР − ♀

× ♂
ф/т− выс/окр карл./груш.
г/т− АаВв аавв
G−




F1 −АаВв; аавв; Аавв; ааВв
выс/окр карл/груш выс/груш карл/окр
38% 42% 10% 10%

АВ

ав

Ав

аВ

ав

Схема решения задачи 2РР −  ♀        ×

Слайд 21Пояснение к задаче2
Гены А и В, а также а и в

сцеплены попарно и находятся в гомологичных хромосомах.
В профазе мейоза 1 произошел кроссинговер
В F1образуются четыре фенотипических класса потомков, два из них (38 и 42) - в результате сцепления аллей генов А и В, а также а и в,
а два других (10 и 10) - в результате прошедшего кроссинговера из кроссоверных гамет Ав и аВ
Действует закон сцепленного наследования признаков
Пояснение к задаче2Гены А и В, а также а и в сцеплены попарно и находятся в гомологичных

Слайд 22Задача 3
При скрещивании самки мушки дрозофилы с черным телом и редуцированными

крыльями с самцом с серым телом и нормальными крыльями были получены потомки: 50% с серим телом, нормальными крыльями и 50% с черным телом, редуцированными крыльями. Составьте схему скрещивания, определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните формирование двух классов потомков.

Задача 3При скрещивании самки мушки дрозофилы с черным телом и редуцированными крыльями с самцом с серым телом

Слайд 23 Схема решения задачи 3
РР→

♀ × ♂
ф/т→ чер./ред. сер./норм.
г/т→ аавв АаВв
G→

F1→ АаВв; аавв
сер./норм черн./редуц.
50% 50%
1 : 1

ав

АВ

ав

Схема решения задачи 3РР→    ♀

Слайд 24 Пояснение к задаче 3
Наблюдается

полное сцепление генов А и В , а также а и в, кроссинговер не происходит. Образуются только два фенотипических класса потомков
Пояснение к задаче 3Наблюдается полное сцепление генов А и В

Слайд 25Задача №4
Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями

с самками с черным телом и зачаточными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появились 75% особей с серым телом и и нормальными крыльями, и 25% особей с черным телом и зачаточными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в F1 и F2. Определите характер наследования признаков и формирование 2 фенотипических классов потомков.
Задача №4Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с черным телом и

Слайд 26Схема решения задачи 4
PP− ♀

× ♂
ф/т − чер./зачат. сер./норм.
г/т − аавв ААВВ
G −

F1− АаВв – 100%
сер./норм.

ав

АВ

Схема решения задачи 4PP−    ♀        ×

Слайд 27РР− ♀ ×


ф/т − сер./норм. сер./норм.
г/т− АаВв АаВв



F2− AABB AaBb AaBb aabb
сер./норм. сер./норм сер./норм. чер./зачат.
3:1
75% : 25%

АВ

ав

АВ

ав

РР−    ♀    ×      ♂ф/т − сер./норм.

Слайд 28Пояснение к задаче №4
1. Сцепленное наследование признаков
2. Гены А и В,

а также а и в сцеплены. Кроссинговер не происходит. Образуется два типа гамет поэтому у потомства проявляются только 2 фенотипических класса в соотношении 3 :1( 75% :25%)
Пояснение к задаче №41. Сцепленное наследование признаков2. Гены А и В, а также а и в сцеплены.

Слайд 29Тесты по теме « Сцепленное наследование признаков
1).Что отражает закон Моргана:
А)

закон единообразия гибридов 1 поколения  
Б) закон расщепления признаков  
В) закон независимого наследования признаков  
Г) закон сцепленного наследования признаков

1) Г

Тесты по теме « Сцепленное наследование признаков1).Что отражает закон Моргана: А) закон единообразия гибридов 1 поколения  Б)

Слайд 302) Генотип дрозофилы АаВв. Сколько типов гамет и какие будут образовываться,

если гены А и В сцеплены и наблюдается их полное сцепление:
А) один тип – АВ  
Б) два типа – АВ и ав  
В) два типа – Ав и аВ  
Г) четыре типа – АВ, Ав, аВ, ав
2)Б

2) Генотип дрозофилы АаВв. Сколько типов гамет и какие будут образовываться, если гены А и В сцеплены

Слайд 313)Генотип гороха посевного АаСс (А-жёлтые семена, С-наличие усиков). Сколько типов кроссоверных

гамет и какие будут образовываться, если гены А и С сцеплены, но всегда идёт перекрёст между хромосомами:
А) один тип – АС  
Б) два типа – АС и ас  
В) два типа – Ас и аС  
Г) четыре типа – АС, Ас, аС, ас
3) В

3)Генотип гороха посевного АаСс (А-жёлтые семена, С-наличие усиков). Сколько типов кроссоверных гамет и какие будут образовываться, если

Слайд 324)Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски семян гороха (жёлтая и

зелёная) и их формы (гладкая и морщинистая):
А) одна пара  
Б) две пары  
В) три пары  
Г) четыре пары
4)Б

4)Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски семян гороха (жёлтая и зелёная) и их формы (гладкая и

Слайд 335) Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски тела (серая и

чёрная) и длины крыльев (короткие и длинные) у дрозофилы:
А) одна пара  
Б) две пары  
В) три пары  
Г) четыре пары

5) А

5) Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски тела (серая и чёрная) и длины крыльев (короткие и

Слайд 346) Сколько групп сцепления у человека?  
А) 4  Б) 2  В)

23   Г) 46
6) В

7)Какое явление вызывает нарушение закона Моргана?
 А) митоз  Б) редупликация  В) конъюгация  
Г) кроссинговер

7)Г

6) Сколько групп сцепления у человека?  А) 4  Б) 2  В) 23   Г) 466) В7)Какое явление

Слайд 358)От чего зависит частота перекомбинации генов, входящих в одну группу сцепления?
 А)

от расстояния между сцепленными  
генами в хромосоме  
Б) от расстояния между гомологичными хромосомами  
В) от расстояния между негомологичными хромосомами  
Г) ни от чего не зависит – случайна.

8)А

8)От чего зависит частота перекомбинации генов, входящих в одну группу сцепления? А) от расстояния между сцепленными  генами в

Слайд 369) В каком из случаев вероятность кроссинговера наибольшая?
А)____А___В___
Б) __А_____В__
В) _А_В______
Г)

_А________В_

9)Г
9) В каком из случаев вероятность кроссинговера наибольшая?А)____А___В___Б) __А_____В__В) _А_В______ Г) _А________В_9)Г

Слайд 3710) Расстояние между генами, находящимися в одной паре гомологичных хромосом, измеряется:
А)

в миллиметрах,
Б) в микронах,
В) в морганидах
Г) в нанометрах
10)В

10) Расстояние между генами, находящимися в одной паре гомологичных хромосом, измеряется:А) в миллиметрах,Б) в микронах,В) в морганидахГ)

Слайд 38Спасибо за сотрудничество!

Спасибо за сотрудничество!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть