Презентация, доклад на тему Решение задач на сцепленное наследование

Презентация на тему Решение задач на сцепленное наследование, предмет презентации: Биология. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 38 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Подготовка к ЕГЭ по биологии 11класс  Решение задачна сцепленное наследование признаков ( Закон Моргана)Учитель биологииМБОУ «
Текст слайда:

Подготовка к ЕГЭ по биологии 11класс

Решение задач
на сцепленное наследование
признаков
( Закон Моргана)



Учитель биологии
МБОУ « Обоянская СОШ №1»
Фесенко Лариса Вячеславовна



2018год


Слайд 2
Цели занятия:Повторение теоретического материала по теме: «Сцепленное наследование признаков»Усвоение алгоритма решения задач на сцепленное
Текст слайда:


Цели занятия:
Повторение теоретического материала по теме: «Сцепленное наследование признаков»

Усвоение алгоритма решения задач на сцепленное наследование признаков

Форма занятия: лекционно-практическая.


Решение задач
на сцепленное наследование признаков
( Закон Моргана)


Слайд 3
Важным моментом при решении задач на сцепленное наследование признаков является не только решение задачи , но
Текст слайда:


Важным моментом при решении задач на сцепленное наследование признаков является не только решение задачи , но и объяснение причин формирования фенотипических классов потомков.
Наличие пояснений позволяет проверяющему сделать вывод о понимании учащимся данной темы, а их отсутствие может привести к потере баллов. Задание оценивается в три балла только в случае полного и верного решения.

Решение задач на сцепленное наследование признаков
( Закон Моргана)


Слайд 4
Сцепленное наследование признаков Генов, кодирующих различные признаки у любого организма очень много. Например, у человека приблизительно около
Текст слайда:

Сцепленное наследование признаков

Генов, кодирующих различные признаки у любого организма очень много. Например, у человека приблизительно около 100 000 генов, а видов хромосом только 23. Следовательно, все эти 100 000 генов умещаются в 23 хромосомах. Как же наследуются гены, находящиеся в одной хромосоме?


На этот вопрос даёт ответ современная хромосомная теория наследственности созданная Т. Морганом.


Слайд 5
Томас Хант Морган Американский биолог, один из основоположников генетики. Родился 25 сентября 1866 в Лексингтоне . Лауреат
Текст слайда:

Томас Хант Морган

Американский биолог, один из основоположников генетики. Родился 25 сентября 1866 в Лексингтоне . Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1933 года
«За открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности».
Томас Морган и его ученики создали хромосомную теорию наследственности; установили закономерности расположения генов в хромосомах, что способствовало выяснению цитологических механизмов законов Грегора Менделя и разработке генетических основ теории естественного отбора.



Слайд 6
Объектом генетических исследований томаса Моргана была плодовая мушка дрозофила.  Достоинства: Внешне самка и самец различимы (у
Текст слайда:

Объектом генетических исследований томаса Моргана была плодовая мушка дрозофила.

Достоинства:
Внешне самка и самец различимы (у него брюшко мельче и темнее).
Неприхотлива в условиях содержания.
Короткий цикл развития – через 14 дней выводится новое многочисленное потомство.
Широкий спектр мутаций, выраженных в морфологических признаках:
окраска тела,
размер крыльев,
количество щетинок,
цвет глаз
5. Они имеют всего 8 хромосом в диплоидном наборе


Слайд 7
Хромосомная теория наследственностиТ. МорганаГены расположены в хромосомах, их количество неодинаково.Каждый ген имеет определённое место в хромосоме -
Текст слайда:

Хромосомная теория наследственности
Т. Моргана

Гены расположены в хромосомах, их количество неодинаково.
Каждый ген имеет определённое место в хромосоме - локус; в идентичных локусах гомологичных хромосом находятся аллельные гены (А а; В в; С с )
Гены расположены в хромосомах линейно.
Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются совместно (сцеплено). Количество групп сцепления – n, т.е. равно гаплоидному набору хромосом.
Сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера.
Частота кроссинговера находится в прямо пропорциональной зависимости от расстояния между генами.
Каждый вид особей имеет характерный только для него набор хромосом – кариотип.


Слайд 8
PР:Опыты Томаса Моргана(дигибридное скрещивание) Ф/Т: Серое тело
Текст слайда:

PР:

Опыты Томаса Моргана
(дигибридное скрещивание)

Ф/Т: Серое тело
Нормальные
крылья

Ф/Т: Чёрное тело
Редуцированные
крылья

ААВВ

аавв

F1:

100%

АаВв

По I закону Менделя
наблюдается единообразие признаков у гибридов F1




Серое тело
Нормальные крылья


Слайд 9
Опыты Томаса Моргана(возвратное, анализирующие скрещивание)F2:Ожидаемые результаты скрещивания, если неаллельные гены – в разных хромосомах( по закону Г.
Текст слайда:

Опыты Томаса Моргана
(возвратное, анализирующие скрещивание)

F2:

Ожидаемые результаты скрещивания, если неаллельные гены – в разных хромосомах( по закону Г. Менделя)

?


Слайд 10
Опыты Томаса Моргана(возвратное, анализирующее скрещивание)F1:Реальные результаты скрещивания:
Текст слайда:

Опыты Томаса Моргана
(возвратное, анализирующее скрещивание)

F1:

Реальные результаты скрещивания:


Слайд 11
Цитологические основы закона сцепленного наследования признаков Томаса МорганаКак появились новые комбинации признаков в потомстве?Причина: кроссинговер в профазе
Текст слайда:

Цитологические основы
закона сцепленного наследования признаков
Томаса Моргана

Как появились новые комбинации признаков в потомстве?

Причина: кроссинговер в профазе I мейоза

Кроссоверные гаметы – материал для новых комбинаций признаков


Слайд 12
Запомните!У самок дрозофил кроссинговер осуществляется чаще, чем у самцов. Если скрещивать самку гомозиготную по рецессивным признакам( черн.тело/редуц.
Текст слайда:

Запомните!
У самок дрозофил кроссинговер осуществляется чаще, чем у самцов. Если скрещивать самку гомозиготную по рецессивным признакам
( черн.тело/редуц. крылья) с дигетерозиготным самцом( сер.тело/норм.крылья), то наблюдаемое расщепление в F1 соответствует – 50% серое тело нормальные крылья и 50% черное тело редуцированные крылья или 1:1.
Происходит полное сцепление генов.

аавв

АаВв


Слайд 13
Запомните! Если же скрещивать самку дигетерозиготную (сер.тело/норм.крылья) с рецессивным самцом (черн.тело/редуц. крылья), то в F1 наблюдается формирование
Текст слайда:

Запомните!
Если же скрещивать самку дигетерозиготную
(сер.тело/норм.крылья) с рецессивным самцом (черн.тело/редуц. крылья), то в F1 наблюдается формирование 4 фенотипических классов потомков, т.к. происходит кроссинговер

АаВв

аавв

АаВв 41,5%

Аавв 8,5% ааВв 8,5%

Аавв 41,5%


Слайд 14
Частота кроссинговера зависит от  расстояние между генами
Текст слайда:

Частота кроссинговера зависит от расстояние между генами








Слайд 15
Генетические картыРасстояние между генами А и В 6 морганид. Каков процент кроссинговера? Сколько некроссоверных и кроссоверных гамет
Текст слайда:

Генетические карты

Расстояние между генами А и В 6 морганид. Каков процент кроссинговера? Сколько некроссоверных и кроссоверных гамет образуется у данной особи? Какова сила сцепление между генами?


Процент кроссинговера – 6%
Некроссоверных по 47%; Кроссоверных по 3%.
3. Сила сцепления: 100% - 6% = 94%


Слайд 16
Внимательно прочитайте генетическую задачу.Определите  тип скрещивания.На явление сцепления при дигибридном скрещивании будут указывать такие признаки как: а)
Текст слайда:

Внимательно прочитайте генетическую задачу.
Определите  тип скрещивания.
На явление сцепления при дигибридном скрещивании будут указывать такие признаки как:
а) неравномерное расщепление ( не по 25%) четырех
фенотипических классов потомков при анализирующем скрещивании дигетерозиготы ( АаВв × аавв)
б) образование двух фенотипических классов потомков в соотношении 1:1 при анализирующем скрещивании дигетерозиготы( АаВв × аавв)
4. Выпишите  в условии задачи доминантные и рецессивные гены
Определите положение сцепленных генов в гомологичных хромосомах (цис –или транс –положение)
6. Составьте схему скрещивания, определите генотипы и фенотипы исходных особей и потомства.
7.Обьясните формирование четырех или двух фенотипических классов потомства.

Алгоритм  действия при решении задач на сцепленное наследование признаков.


Слайд 17
Задача 1. При скрещивании мухи дрозофилы, имеющей серое тело (А) и нормальные крылья ( В ) с
Текст слайда:

Задача 1.
При скрещивании мухи дрозофилы, имеющей серое тело (А) и нормальные крылья ( В ) с мухой, имеющей черное тело и закрученные крылья, получено 58 мух с серым телом и нормальными крыльями, 52 – с черным телом и закрученными крыльями, 15 – с серым телом и закрученными крыльями , 14 – с черным телом и нормальными крыльями.
Определите генотипы родительских особей и потомства.
Объясните формирование четырех фенотипических классов потомков. Какой закон действует в данном случае?


Слайд 18
Гены А и В, а также а и в сцеплены попарно и находятся в гомологичных хромосомах.
Текст слайда:


Гены А и В, а также а и в сцеплены попарно и находятся в гомологичных хромосомах.
В профазе мейоза 1 произошел кроссинговер
В F1образуются четыре фенотипических класса потомков, два из них (58 и 52) - в результате сцепления аллей генов А и В, а и в, а два других (14 и 15) - в результате прошедшего кроссинговера из кроссоверных гамет Ав и аВ
Действует закон сцепленного наследования признаков

ав

Ав

аВ

АВ

ав


Слайд 19
Задача 2У томатов признак высокого роста (А) доминирует над карликовым (а), округлая форма плодов (В) над грушевидной
Текст слайда:

Задача 2

У томатов признак высокого роста (А) доминирует над карликовым (а), округлая форма плодов (В) над грушевидной (в). При анализирующем скрещивании получено 38% высоких растений с округлыми плодами, 42% карликовых растений с грушевидными плодами, 10% высоких растений с грушевидными плодами , 10% карликовых растений с округлыми плодами. Объясните формирование четырех фенотипических классов потомков. Какой закон действует в данном случае?


Слайд 20
Схема решения задачи 2РР −  ♀        ×
Текст слайда:

Схема решения задачи 2

РР − ♀ × ♂
ф/т− выс/окр карл./груш.
г/т− АаВв аавв
G−




F1 −АаВв; аавв; Аавв; ааВв
выс/окр карл/груш выс/груш карл/окр
38% 42% 10% 10%

АВ

ав

Ав

аВ

ав


Слайд 21
Пояснение к задаче2Гены А и В, а также а и в сцеплены попарно и находятся в гомологичных
Текст слайда:

Пояснение к задаче2
Гены А и В, а также а и в сцеплены попарно и находятся в гомологичных хромосомах.
В профазе мейоза 1 произошел кроссинговер
В F1образуются четыре фенотипических класса потомков, два из них (38 и 42) - в результате сцепления аллей генов А и В, а также а и в,
а два других (10 и 10) - в результате прошедшего кроссинговера из кроссоверных гамет Ав и аВ
Действует закон сцепленного наследования признаков


Слайд 22
Задача 3При скрещивании самки мушки дрозофилы с черным телом и редуцированными крыльями с самцом с серым телом
Текст слайда:

Задача 3
При скрещивании самки мушки дрозофилы с черным телом и редуцированными крыльями с самцом с серым телом и нормальными крыльями были получены потомки: 50% с серим телом, нормальными крыльями и 50% с черным телом, редуцированными крыльями. Составьте схему скрещивания, определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните формирование двух классов потомков.


Слайд 23
Схема решения задачи 3РР→    ♀
Текст слайда:

Схема решения задачи 3

РР→ ♀ × ♂
ф/т→ чер./ред. сер./норм.
г/т→ аавв АаВв
G→

F1→ АаВв; аавв
сер./норм черн./редуц.
50% 50%
1 : 1

ав

АВ

ав


Слайд 24
Пояснение к задаче 3Наблюдается полное сцепление генов А и В
Текст слайда:

Пояснение к задаче 3

Наблюдается полное сцепление генов А и В , а также а и в, кроссинговер не происходит. Образуются только два фенотипических класса потомков


Слайд 25
Задача №4Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с черным телом и
Текст слайда:

Задача №4

Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с черным телом и зачаточными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появились 75% особей с серым телом и и нормальными крыльями, и 25% особей с черным телом и зачаточными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в F1 и F2. Определите характер наследования признаков и формирование 2 фенотипических классов потомков.


Слайд 26
Схема решения задачи 4PP−    ♀        ×
Текст слайда:

Схема решения задачи 4

PP− ♀ × ♂
ф/т − чер./зачат. сер./норм.
г/т − аавв ААВВ
G −

F1− АаВв – 100%
сер./норм.

ав

АВ


Слайд 27
РР−    ♀    ×      ♂ф/т − сер./норм.
Текст слайда:

РР− ♀ × ♂
ф/т − сер./норм. сер./норм.
г/т− АаВв АаВв



F2− AABB AaBb AaBb aabb
сер./норм. сер./норм сер./норм. чер./зачат.
3:1
75% : 25%

АВ

ав

АВ

ав


Слайд 28
Пояснение к задаче №41. Сцепленное наследование признаков2. Гены А и В, а также а и в сцеплены.
Текст слайда:

Пояснение к задаче №4

1. Сцепленное наследование признаков
2. Гены А и В, а также а и в сцеплены. Кроссинговер не происходит. Образуется два типа гамет поэтому у потомства проявляются только 2 фенотипических класса в соотношении 3 :1( 75% :25%)


Слайд 29
Тесты по теме « Сцепленное наследование признаков1).Что отражает закон Моргана: А) закон единообразия гибридов 1 поколения  Б)
Текст слайда:

Тесты по теме « Сцепленное наследование признаков

1).Что отражает закон Моргана:
А) закон единообразия гибридов 1 поколения  
Б) закон расщепления признаков  
В) закон независимого наследования признаков  
Г) закон сцепленного наследования признаков

1) Г


Слайд 30
2) Генотип дрозофилы АаВв. Сколько типов гамет и какие будут образовываться, если гены А и В сцеплены
Текст слайда:

2) Генотип дрозофилы АаВв. Сколько типов гамет и какие будут образовываться, если гены А и В сцеплены и наблюдается их полное сцепление:
А) один тип – АВ  
Б) два типа – АВ и ав  
В) два типа – Ав и аВ  
Г) четыре типа – АВ, Ав, аВ, ав
2)Б


Слайд 31
3)Генотип гороха посевного АаСс (А-жёлтые семена, С-наличие усиков). Сколько типов кроссоверных гамет и какие будут образовываться, если
Текст слайда:

3)Генотип гороха посевного АаСс (А-жёлтые семена, С-наличие усиков). Сколько типов кроссоверных гамет и какие будут образовываться, если гены А и С сцеплены, но всегда идёт перекрёст между хромосомами:
А) один тип – АС  
Б) два типа – АС и ас  
В) два типа – Ас и аС  
Г) четыре типа – АС, Ас, аС, ас
3) В


Слайд 32
4)Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски семян гороха (жёлтая и зелёная) и их формы (гладкая и
Текст слайда:

4)Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски семян гороха (жёлтая и зелёная) и их формы (гладкая и морщинистая):
А) одна пара  
Б) две пары  
В) три пары  
Г) четыре пары
4)Б


Слайд 33
5) Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски тела (серая и чёрная) и длины крыльев (короткие и
Текст слайда:

5) Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски тела (серая и чёрная) и длины крыльев (короткие и длинные) у дрозофилы:
А) одна пара  
Б) две пары  
В) три пары  
Г) четыре пары

5) А


Слайд 34
6) Сколько групп сцепления у человека?  А) 4  Б) 2  В) 23   Г) 466) В7)Какое явление
Текст слайда:

6) Сколько групп сцепления у человека?  
А) 4  Б) 2  В) 23   Г) 46
6) В

7)Какое явление вызывает нарушение закона Моргана?
 А) митоз  Б) редупликация  В) конъюгация  
Г) кроссинговер

7)Г


Слайд 35
8)От чего зависит частота перекомбинации генов, входящих в одну группу сцепления? А) от расстояния между сцепленными  генами в
Текст слайда:

8)От чего зависит частота перекомбинации генов, входящих в одну группу сцепления?
 А) от расстояния между сцепленными  
генами в хромосоме  
Б) от расстояния между гомологичными хромосомами  
В) от расстояния между негомологичными хромосомами  
Г) ни от чего не зависит – случайна.

8)А


Слайд 36
9) В каком из случаев вероятность кроссинговера наибольшая?А)____А___В___Б) __А_____В__В) _А_В______ Г) _А________В_9)Г
Текст слайда:

9) В каком из случаев вероятность кроссинговера наибольшая?
А)____А___В___
Б) __А_____В__
В) _А_В______
Г) _А________В_

9)Г


Слайд 37
10) Расстояние между генами, находящимися в одной паре гомологичных хромосом, измеряется:А) в миллиметрах,Б) в микронах,В) в морганидахГ)
Текст слайда:

10) Расстояние между генами, находящимися в одной паре гомологичных хромосом, измеряется:
А) в миллиметрах,
Б) в микронах,
В) в морганидах
Г) в нанометрах
10)В


Слайд 38
Спасибо за сотрудничество!
Текст слайда:

Спасибо за сотрудничество!


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть