Слайд 1Подготовка к ЕГЭ по биологии 11класс
Решение задач
на сцепленное наследование
признаков
(
Закон Моргана)
Учитель биологии
МБОУ « Обоянская СОШ №1»
Фесенко Лариса Вячеславовна
2018год
Слайд 2
Цели занятия:
Повторение теоретического материала по теме: «Сцепленное наследование признаков»
Усвоение алгоритма решения
задач на сцепленное наследование признаков
Форма занятия: лекционно-практическая.
Решение задач
на сцепленное наследование признаков
( Закон Моргана)
Слайд 3
Важным моментом при решении задач на сцепленное наследование признаков является не
только решение задачи , но и объяснение причин формирования фенотипических классов потомков.
Наличие пояснений позволяет проверяющему сделать вывод о понимании учащимся данной темы, а их отсутствие может привести к потере баллов. Задание оценивается в три балла только в случае полного и верного решения.
Решение задач на сцепленное наследование признаков
( Закон Моргана)
Слайд 4Сцепленное наследование признаков
Генов, кодирующих различные признаки у любого организма очень
много. Например, у человека приблизительно около 100 000 генов, а видов хромосом только 23. Следовательно, все эти 100 000 генов умещаются в 23 хромосомах. Как же наследуются гены, находящиеся в одной хромосоме?
На этот вопрос даёт ответ современная хромосомная теория наследственности созданная Т. Морганом.
Слайд 5Томас Хант Морган
Американский биолог, один из основоположников генетики. Родился 25
сентября 1866 в Лексингтоне . Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1933 года
«За открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности».
Томас Морган и его ученики создали хромосомную теорию наследственности; установили закономерности расположения генов в хромосомах, что способствовало выяснению цитологических механизмов законов Грегора Менделя и разработке генетических основ теории естественного отбора.
Слайд 6Объектом генетических исследований томаса Моргана была плодовая мушка дрозофила.
Достоинства:
Внешне
самка и самец различимы (у него брюшко мельче и темнее).
Неприхотлива в условиях содержания.
Короткий цикл развития – через 14 дней выводится новое многочисленное потомство.
Широкий спектр мутаций, выраженных в морфологических признаках:
окраска тела,
размер крыльев,
количество щетинок,
цвет глаз
5. Они имеют всего 8 хромосом в диплоидном наборе
Слайд 7Хромосомная теория наследственности
Т. Моргана
Гены расположены в хромосомах, их количество неодинаково.
Каждый ген
имеет определённое место в хромосоме - локус; в идентичных локусах гомологичных хромосом находятся аллельные гены (А а; В в; С с )
Гены расположены в хромосомах линейно.
Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются совместно (сцеплено). Количество групп сцепления – n, т.е. равно гаплоидному набору хромосом.
Сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера.
Частота кроссинговера находится в прямо пропорциональной зависимости от расстояния между генами.
Каждый вид особей имеет характерный только для него набор хромосом – кариотип.
Слайд 8PР:
Опыты Томаса Моргана
(дигибридное скрещивание)
Ф/Т: Серое тело
Нормальные
крылья
Ф/Т: Чёрное тело
Редуцированные
крылья
ААВВ
аавв
F1:
100%
АаВв
По I закону Менделя
наблюдается единообразие признаков у гибридов F1
Серое тело
Нормальные крылья
Слайд 9Опыты Томаса Моргана
(возвратное, анализирующие скрещивание)
F2:
Ожидаемые результаты скрещивания, если неаллельные гены –
в разных хромосомах( по закону Г. Менделя)
?
Слайд 10Опыты Томаса Моргана
(возвратное, анализирующее скрещивание)
F1:
Реальные результаты скрещивания:
Слайд 11Цитологические основы
закона сцепленного наследования признаков
Томаса Моргана
Как появились новые комбинации
признаков в потомстве?
Причина: кроссинговер в профазе I мейоза
Кроссоверные гаметы – материал для новых комбинаций признаков
Слайд 12Запомните!
У самок дрозофил кроссинговер осуществляется чаще, чем у самцов. Если скрещивать
самку гомозиготную по рецессивным признакам
( черн.тело/редуц. крылья) с дигетерозиготным самцом( сер.тело/норм.крылья), то наблюдаемое расщепление в F1 соответствует – 50% серое тело нормальные крылья и 50% черное тело редуцированные крылья или 1:1.
Происходит полное сцепление генов.
аавв
АаВв
Слайд 13Запомните!
Если же скрещивать самку дигетерозиготную
(сер.тело/норм.крылья) с рецессивным самцом (черн.тело/редуц.
крылья), то в F1 наблюдается формирование 4 фенотипических классов потомков, т.к. происходит кроссинговер
АаВв
аавв
АаВв 41,5%
Аавв 8,5% ааВв 8,5%
Аавв 41,5%
Слайд 14Частота кроссинговера зависит от
расстояние между генами
Слайд 15Генетические карты
Расстояние между генами А и В 6 морганид. Каков процент
кроссинговера? Сколько некроссоверных и кроссоверных гамет образуется у данной особи? Какова сила сцепление между генами?
Процент кроссинговера – 6%
Некроссоверных по 47%; Кроссоверных по 3%.
3. Сила сцепления: 100% - 6% = 94%
Слайд 16Внимательно прочитайте генетическую задачу.
Определите тип скрещивания.
На явление сцепления при дигибридном скрещивании
будут указывать такие признаки как:
а) неравномерное расщепление ( не по 25%) четырех
фенотипических классов потомков при анализирующем скрещивании дигетерозиготы ( АаВв × аавв)
б) образование двух фенотипических классов потомков в соотношении 1:1 при анализирующем скрещивании дигетерозиготы( АаВв × аавв)
4. Выпишите в условии задачи доминантные и рецессивные гены
Определите положение сцепленных генов в гомологичных хромосомах (цис –или транс –положение)
6. Составьте схему скрещивания, определите генотипы и фенотипы исходных особей и потомства.
7.Обьясните формирование четырех или двух фенотипических классов потомства.
Алгоритм действия при решении задач на сцепленное наследование признаков.
Слайд 17Задача 1.
При скрещивании мухи дрозофилы, имеющей серое тело (А) и
нормальные крылья ( В ) с мухой, имеющей черное тело и закрученные крылья, получено 58 мух с серым телом и нормальными крыльями, 52 – с черным телом и закрученными крыльями, 15 – с серым телом и закрученными крыльями , 14 – с черным телом и нормальными крыльями.
Определите генотипы родительских особей и потомства.
Объясните формирование четырех фенотипических классов потомков. Какой закон действует в данном случае?
Слайд 18
Гены А и В, а также а и в сцеплены
попарно и находятся в гомологичных хромосомах.
В профазе мейоза 1 произошел кроссинговер
В F1образуются четыре фенотипических класса потомков, два из них (58 и 52) - в результате сцепления аллей генов А и В, а и в, а два других (14 и 15) - в результате прошедшего кроссинговера из кроссоверных гамет Ав и аВ
Действует закон сцепленного наследования признаков
ав
Ав
аВ
АВ
ав
Слайд 19Задача 2
У томатов признак высокого роста (А) доминирует над карликовым (а),
округлая форма плодов (В) над грушевидной (в). При анализирующем скрещивании получено 38% высоких растений с округлыми плодами, 42% карликовых растений с грушевидными плодами, 10% высоких растений с грушевидными плодами , 10% карликовых растений с округлыми плодами. Объясните формирование четырех фенотипических классов потомков. Какой закон действует в данном случае?
Слайд 20Схема решения задачи 2
РР − ♀
× ♂
ф/т− выс/окр карл./груш.
г/т− АаВв аавв
G−
F1 −АаВв; аавв; Аавв; ааВв
выс/окр карл/груш выс/груш карл/окр
38% 42% 10% 10%
АВ
ав
Ав
аВ
ав
Слайд 21Пояснение к задаче2
Гены А и В, а также а и в
сцеплены попарно и находятся в гомологичных хромосомах.
В профазе мейоза 1 произошел кроссинговер
В F1образуются четыре фенотипических класса потомков, два из них (38 и 42) - в результате сцепления аллей генов А и В, а также а и в,
а два других (10 и 10) - в результате прошедшего кроссинговера из кроссоверных гамет Ав и аВ
Действует закон сцепленного наследования признаков
Слайд 22Задача 3
При скрещивании самки мушки дрозофилы с черным телом и редуцированными
крыльями с самцом с серым телом и нормальными крыльями были получены потомки: 50% с серим телом, нормальными крыльями и 50% с черным телом, редуцированными крыльями. Составьте схему скрещивания, определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните формирование двух классов потомков.
Слайд 23 Схема решения задачи 3
РР→
♀ × ♂
ф/т→ чер./ред. сер./норм.
г/т→ аавв АаВв
G→
F1→ АаВв; аавв
сер./норм черн./редуц.
50% 50%
1 : 1
ав
АВ
ав
Слайд 24 Пояснение к задаче 3
Наблюдается
полное сцепление генов А и В , а также а и в, кроссинговер не происходит. Образуются только два фенотипических класса потомков
Слайд 25Задача №4
Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями
с самками с черным телом и зачаточными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появились 75% особей с серым телом и и нормальными крыльями, и 25% особей с черным телом и зачаточными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в F1 и F2. Определите характер наследования признаков и формирование 2 фенотипических классов потомков.
Слайд 26Схема решения задачи 4
PP− ♀
× ♂
ф/т − чер./зачат. сер./норм.
г/т − аавв ААВВ
G −
F1− АаВв – 100%
сер./норм.
ав
АВ
♂
ф/т − сер./норм. сер./норм.
г/т− АаВв АаВв
F2− AABB AaBb AaBb aabb
сер./норм. сер./норм сер./норм. чер./зачат.
3:1
75% : 25%
АВ
ав
АВ
ав
Слайд 28Пояснение к задаче №4
1. Сцепленное наследование признаков
2. Гены А и В,
а также а и в сцеплены. Кроссинговер не происходит. Образуется два типа гамет поэтому у потомства проявляются только 2 фенотипических класса в соотношении 3 :1( 75% :25%)
Слайд 29Тесты по теме « Сцепленное наследование признаков
1).Что отражает закон Моргана:
А)
закон единообразия гибридов 1 поколения
Б) закон расщепления признаков
В) закон независимого наследования признаков
Г) закон сцепленного наследования признаков
1) Г
Слайд 302) Генотип дрозофилы АаВв. Сколько типов гамет и какие будут образовываться,
если гены А и В сцеплены и наблюдается их полное сцепление:
А) один тип – АВ
Б) два типа – АВ и ав
В) два типа – Ав и аВ
Г) четыре типа – АВ, Ав, аВ, ав
2)Б
Слайд 313)Генотип гороха посевного АаСс (А-жёлтые семена, С-наличие усиков). Сколько типов кроссоверных
гамет и какие будут образовываться, если гены А и С сцеплены, но всегда идёт перекрёст между хромосомами:
А) один тип – АС
Б) два типа – АС и ас
В) два типа – Ас и аС
Г) четыре типа – АС, Ас, аС, ас
3) В
Слайд 324)Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски семян гороха (жёлтая и
зелёная) и их формы (гладкая и морщинистая):
А) одна пара
Б) две пары
В) три пары
Г) четыре пары
4)Б
Слайд 335) Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски тела (серая и
чёрная) и длины крыльев (короткие и длинные) у дрозофилы:
А) одна пара
Б) две пары
В) три пары
Г) четыре пары
5) А
Слайд 346) Сколько групп сцепления у человека?
А) 4 Б) 2 В)
23 Г) 46
6) В
7)Какое явление вызывает нарушение закона Моргана?
А) митоз Б) редупликация В) конъюгация
Г) кроссинговер
7)Г
Слайд 358)От чего зависит частота перекомбинации генов, входящих в одну группу сцепления?
А)
от расстояния между сцепленными
генами в хромосоме
Б) от расстояния между гомологичными хромосомами
В) от расстояния между негомологичными хромосомами
Г) ни от чего не зависит – случайна.
8)А
Слайд 369) В каком из случаев вероятность кроссинговера наибольшая?
А)____А___В___
Б) __А_____В__
В) _А_В______
Г)
_А________В_
9)Г
Слайд 3710) Расстояние между генами, находящимися в одной паре гомологичных хромосом, измеряется:
А)
в миллиметрах,
Б) в микронах,
В) в морганидах
Г) в нанометрах
10)В