Слайд 1РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ
Слайд 2ЦЕЛЬ:
формирование системы знаний региональных особенностей природы края
расширение природоведческих, экологических, валеологических
знаний на основе местного материала;
воспитание позитивно-ценностного отношения к природе ближайшего окружения и региона, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний в повседневной жизни
ориентировать учащихся на более глубокое и подробное изучение разделов курса, на их экологическое образование.
Слайд 3Вопросы возникающие при введении регионального компонента в курс изучения биологии:
1. на
изучение материала отводится малое количество времени при большом объеме информации, связанном с большим видовым разнообразием
2. изучение материалов регионального содержания должно быть связано с практической деятельностью учащихся(наблюдение за объектами природы в естественных условиях в ходе экскурсии, работа с определителями и т.д)
Слайд 4 Изучая региональную биологию, школьники могут выразить свое отношение к
окружающей их природе, хозяйственной (правильнее бесхозяйственной, варварской, грабительской) деятельности человека, осудить потребительский подход к ее ресурсам.
Слайд 5 Вопросы, которые необходимо включать при ведении регионального компонента в
изучение разделов биологии:
1. При изучении раздела «Растения, грибы, лишайники» – знакомство с местными видами диких и культурных растений, грибов съедобных и не съедобных, лишайников, которые встречаются в районе и крае, представителями Красной книги края и России
Слайд 62. При изучении раздела «Животные» – знакомство с местными видами диких
и сельскохозяйственных животных, которые встречаются в районе и крае, представителями Красной книги края и России, их взаимоотношениями и влиянием местного населения на фауну региона
Слайд 73. При изучении раздела «Анатомии и физиологии человека» – знакомство с
местными климатическими особенностями региона и их влиянии на организм человека
4. При изучении раздела «Общие закономерности» – знакомство с биоценозами края, факторами регулирующими жизнедеятельность организмов в данных сообществах, а так же достижениями ученых региона в разных областях биологии
Слайд 8Возможные формы внедрения регионального компонента при изучении разделов биологии.
1. экскурсия в
«природу» - заповедник, лес, побережье моря либо другой участок какого-либо местного биоценоза
2. самостоятельный сбор учащимися материала о наиболее интересных представителях местной флоры и фауны
Слайд 9Примеры оформления собранного материала учащимися МАОУ Кадетская школа.
Слайд 101. Наименование: Тис ягодный.
2. Классификация: Отдел голосеменные.
Класс хвойные.
Семейство Тисовые.
Вид Тис ягодный.
3. Страна, регион: Россия, Краснодарский край.
Новороссийск и Анапа,
4. Природная зона: широколиственный лес, среднекислые, серые и бурые почвы.
5. Отношение к свету: теневыносливое, светолюбивое.
6. Продолжительность жизни: 1500 лет.
7. Примечания: Занесено в Красную книгу, из-за своей прочной и практически ‘’вечной’’ древесины, обладающей сильными бактерицидными свойствами –
она убивает даже те микроорганизмы,
что находятся в воздухе.
Крылов, учащийся 7 кл
Слайд 111. Наименование: Сосна пицундская
2. Классификация: Отдел голосеменные.
Класс хвойные.
Семейство Сосновые
вид Сосна пицундская
3.Страна, регион: растет лишь на пространстве от Анапы до мыса Пицунда в Абхазии. Также в Геленджике, Туапсе, Дагомысе.
4.Природная зона: растет на прибрежных склонах, чаще на известняковых , редко на равнинах.
5.Отношение к свету: светолюбивое
6.Продолжительность жизни: возраст до 700лет
7.Примечания: занесена в Красную
книгу России. Является большим
источником фитонцидов, что очень
полезно для лёгочных больных.
Шахторин, учащийся 7 класса
Слайд 12Также учащиеся помогают в восстановлении коллекций и гербариев местных объектов живой
природы, пробуют свои силы в определении найденных экземпляров, овладевают техникой сбора и оформления
экспонатов для школьного
биологического мини-музея
Слайд 13Педагог как грамотный человек, понимающий и осознающий сложившуюся в мире экологическую
ситуацию должен понимать, что через региональный компонент он может и должен проводить экологическое образование учащихся, воспитывать активную гражданскую позицию и любовь к родному краю.
Через материалы регионального содержания воспитывается и развивается социальная активность учащихся.