Презентация, доклад на тему Рефлекторный принцип работы нервной системы

Содержание

Цель урока: обобщение знаний о строении и значении нервной системы человека; сформировать знания о рефлекторной деятельности нервной системы.

Слайд 1Повторение по теме: "СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ"
Выполнила Скобелева Евгения

Алексеевна
учитель биологии
МБОУ «Школа №27»
г. Нижнего Новгорода
Повторение по теме:

Слайд 2Цель урока: обобщение знаний о строении и значении нервной системы человека;

сформировать знания о рефлекторной деятельности нервной системы.
Цель урока: обобщение знаний о строении и значении нервной системы человека; сформировать знания о рефлекторной деятельности нервной

Слайд 3Каково значение нервной системы?
1. Согласование работы всех органов и систем организма.


2. Поддержание относительного постоянства внутренней среды - гомеостаза.

3. Ориентация организма во внешней среде и приспособительные реакции на её изменения.

4. Материальная основа психической деятельности.

Каково значение нервной системы?1. Согласование работы всех органов и систем организма. 2. Поддержание относительного постоянства внутренней среды

Слайд 4Среди данных видов тканей найдите нервную. Объясните свой выбор.
1.
6.
5.
4.
3.
2.

Среди данных видов тканей найдите нервную. Объясните свой выбор. 1.6.5.4.3.2.

Слайд 5Клетки-спутники образуют нейроглию. Что называют белым веществом мозга? А серым веществом мозга?
А

что ещё входит в состав нервной ткани?
Клетки-спутники образуют нейроглию. Что называют белым веществом мозга? А серым веществом мозга?А что ещё входит в состав

Слайд 6Каково строение

нейрона?

Дендриты

Тело нейрона

Аксон

Миелиновая оболочка

Перехваты Ранвье

Окончание аксона

Каково        строение

Слайд 7Вспомним виды нейронов. Найдите соответствия из этих трёх колонок.
7. Несут

возбуждение от рецепторов в ЦНС.

8. Передают возбуждение
из ЦНС к рабочему органу.

9. Соединяют между
собой чувствительные
и двигательные пути.


4. Центробежные

5. Центростреми -
тельные

6. Контактные
(промежуточные)


1. Чувствительные

2. Вставочные

3. Двигательные

Правильный ответ: 1 – 5 – 7
2 – 6 – 9
3 – 4 – 8

Вспомним виды нейронов. Найдите соответствия из этих трёх колонок. 7. Несут возбуждение от рецепторов в ЦНС.8. Передают

Слайд 8Синапс - специализированная структура в месте контакта между нервными клетками или

между нервными клетками и рабочими органами.

Что такое синапс?

Синапс - специализированная структура в месте контакта между нервными клетками или между нервными клетками и рабочими органами.Что

Слайд 9По месту расположения нервная система бывает:
Как классифицируют

нервную систему?

Периферическая

Центральная

Спинной мозг

Нервные узлы

Нервы

Головной мозг

Нервные окончания

По месту расположения нервная  система бывает: Как классифицируют

Слайд 10По выполняемой функции нервная система бывает:
Как классифицируют

нервную систему?

Вегетативная (автономная)

Соматическая

Контролируется сознанием

Симпатическая

Парасимпатическая


Не контролируется сознанием

По выполняемой функции нервная  система бывает: Как классифицируют

Слайд 11 Пример: симпатический отдел усиливает и

ускоряет работу сердца, а парасимпатический – замедляет и ослабляет её.

Ответ: Большинство внутрен- них органов снабжаются нервами этих двух отделов. Как правило, они оказывают противоположное влияние на органы.

Как влияют на организм симпатическая и парасимпатическая нервная система?

Пример: симпатический отдел усиливает и ускоряет работу сердца, а парасимпатический –

Слайд 12новая тема урока
РЕФЛЕКТОРНЫЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

новая тема урока РЕФЛЕКТОРНЫЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Слайд 13 Посмотрите,
на спящего человека сел комар. Человек отогнал его рукой, не

просыпаясь.

Рассмотрим примеры некоторых реакций человека.

Почему и как произошла эта реакция?

Посмотрите, 	на спящего человека сел комар. Человек отогнал его рукой, не просыпаясь.Рассмотрим примеры некоторых  реакций человека.

Слайд 14Определите и докажите, какие из перечисленных реакций организмов - рефлексы, а

какие рефлексами назвать нельзя?

Почему?

Определите и докажите, какие из перечисленных реакций организмов - рефлексы, а какие рефлексами назвать нельзя? Почему?

Слайд 15А. При механическом раздражении амёба сокращается.
Б. Дождевой червь отползает в сторону,

если встретит препятствие.
В. В холоде кожа человека бледнеет, а в жару краснеет.
Г. Проросток растения отклоняется в сторону света.
Д. Прикосновение к гидре иглой вызывает у неё сокращение кожно - мускульных клеток.
Е. Инфузории – туфельки направляются к скоплениям бактерий в ответ на действие выделяемых ими веществ.
А. При механическом раздражении амёба сокращается.Б. Дождевой червь отползает в сторону, если встретит препятствие.В. В холоде кожа

Слайд 16 Раздражитель – любое воздействие, способное вызвать биологическую реакцию живого организма.
Раздражение –

реакция организма на действие раздражителя.

Во всех примерах есть раздражители и раздражения.

Раздражитель – любое воздействие, способное вызвать биологическую реакцию живого организма.	Раздражение – реакция организма на действие раздражителя. Во

Слайд 17 Но всё это говорит о том, что любые живые

организмы обладают раздражимостью, т. е. способностью реагировать на внешние и внутренние раздражители.
Но всё это говорит о том, что любые живые организмы обладают раздражимостью, т. е. способностью

Слайд 18 Давайте ещё раз рассмотрим наши примеры и найдём среди них

рефлексы.

А вот рефлексы - это такие реакции организма, которые осуществляются нервной системой.

Давайте ещё раз рассмотрим наши примеры и найдём среди них рефлексы.А вот рефлексы - это такие

Слайд 19Е. Инфузории – туфельки направляются к скоплениям бактерий в ответ на

действие выделяемых ими веществ.

А. При механическом раздражении амёба сокращается.

Г. Проросток растения отклоняется в сторону света.

Д. Прикосновение к гидре иглой вызывает у неё сокращение кожно - мускульных клеток.

Б. Дождевой червь отползает в сторону, если встретит препятствие.

В. В холоде кожа человека бледнеет, а в жару краснеет.

Е. Инфузории – туфельки направляются к скоплениям бактерий в ответ на действие выделяемых ими веществ.А. При механическом

Слайд 20 Рефлексы являются основной формой нервной деятельности организма человека и других

многоклеточных животных.

Вся деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путём.
С помощью рефлексов устанавливается взаимодействие различных систем целого организма и его приспособление к меняющимся условиям среды.

Рефлекс – это ответная реакция организма на внешние и внутренние раздражители, осуществляемая при участии центральной нервной системы.

Рефлексы являются основной формой нервной деятельности организма человека и других многоклеточных животных.		Вся деятельность нервной системы осуществляется

Слайд 21 Возьмите карандаш обратной стороной и прикоснитесь им к внутреннему углу

глаза.

Попробуем поэкспериментировать
на самих себе.

Что происходит?

Возьмите карандаш обратной стороной и прикоснитесь им к внутреннему углу глаза. Попробуем поэкспериментировать на самих себе.

Слайд 22 Благодаря рефлексу многие наши действия происходят автоматически, без каких либо предварительных

условий. Это безусловные рефлексы.

Мигательный
Ориентировочный
Сосательный
Чихательный
Слюноотделительный
Зрачковый

Примеры безусловных рефлексов человека.

Благодаря рефлексу многие наши действия происходят автоматически, без каких либо предварительных условий. Это безусловные рефлексы.МигательныйОриентировочныйСосательныйЧихательныйСлюноотделительныйЗрачковыйПримеры безусловных рефлексов

Слайд 23Врождённые и наследуемые
Одинаковы у всех особей одного вида
Постоянны и устойчивы
Сохраняются всю

жизнь
Обеспечивают жизненно важные функции организма

Характеристика безусловных рефлексов.

Врождённые и наследуемыеОдинаковы у всех особей одного видаПостоянны и устойчивыСохраняются всю жизньОбеспечивают жизненно важные функции организмаХарактеристика безусловных

Слайд 24Обильно выделяется слюна в ротовую полость.
Но во рту не было пищи.

Слюноотделение
произошло в ответ на слово «лимон».

ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, ЧТО ВЫ РЕЖЕТЕ
ЛИМОН. ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ ЕГО ЗАПАХ,
ВИДИТЕ ВЫДЕЛЯЮЩИЙСЯ СОК…

Обильно выделяется слюна в ротовую полость.Но во рту не было пищи. Слюноотделениепроизошло в ответ на слово «лимон».ПРЕДСТАВЬТЕ

Слайд 25Приобретаются в течении всей жизни
Неодинаковы у всех особей одного вида
Могут угасать

и вновь появляться
Помогают организму приспособиться к изменениям в среде обитания

Характеристика условных рефлексов.

Приобретаются в течении всей жизниНеодинаковы у всех особей одного видаМогут угасать и вновь появлятьсяПомогают организму приспособиться к

Слайд 26Нервный узел
СХЕМА РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ
Рецептор
Чувствительный нейрон
(центростремительный путь)
Спинной мозг
Мышца
(исполнительный орган)
Двигательный нейрон
(центробежный путь)
Вставочный

нейрон
Нервный узелСХЕМА РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ РецепторЧувствительный нейрон(центростремительный путь)Спинной мозгМышца(исполнительный орган)Двигательный нейрон(центробежный путь)Вставочный нейрон

Слайд 27 А теперь повторим основные звенья рефлекторной дуги.
В состав простейшей рефлекторной

дуги входят три нейрона. Сложные дуги состоят из многих нейронов.
А теперь повторим основные звенья рефлекторной дуги.		В состав простейшей рефлекторной дуги входят три нейрона. Сложные дуги

Слайд 28Нервный узел
СХЕМА РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ
Рецептор
Чувствительный нейрон
(центростремительный путь)
Спинной мозг
Мышца
(исполнительный орган)
Двигательный нейрон
(центробежный путь)
Вставочный

нейрон
Нервный узелСХЕМА РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ РецепторЧувствительный нейрон(центростремительный путь)Спинной мозгМышца(исполнительный орган)Двигательный нейрон(центробежный путь)Вставочный нейрон

Слайд 29Подумайте и решите
1. Преобразование внешних раздражителей в нервные импульсы происходит в:
А.

Головном мозге.
Б. Рецепторах.
В Спинном мозге
Подумайте и решите1. Преобразование внешних раздражителей в нервные импульсы происходит в:А. Головном мозге. Б. Рецепторах.В Спинном мозге

Слайд 30Подумайте и решите
2. Нейроны, проводящие импульсы от ЦНС к рабочим органам,

называются:

А. Чувствительные.
Б. Вставочные.
В. Двигательные.

Подумайте и решите2. Нейроны, проводящие импульсы от ЦНС к рабочим органам, называются:А. Чувствительные. Б. Вставочные. В. Двигательные.

Слайд 31Подумайте и решите
3. Нейроны, проводящие

импульсы от рецепторов к ЦНС, называются:

А. Чувствительные.
Б. Вставочные.
В. Двигательные.

Подумайте и решите  3. Нейроны, проводящие

Слайд 32Подумайте и решите
4. Нейроны, которые расположены в пределах ЦНС, и участвуют

в осуществлении рефлекса, называются:

А. Чувствительные.
Б. Вставочные.
В. Двигательные.

Подумайте и решите4. Нейроны, которые расположены в пределах ЦНС, и участвуют в осуществлении рефлекса, называются:А. Чувствительные. Б.

Слайд 33Подумайте и решите
5. Мигание, чихание, кашель
– это примеры:
А. Условных рефлексов.
Б.

Безусловных рефлексов.
Подумайте и решите 5. Мигание, чихание, кашель– это примеры:А. Условных рефлексов.Б. Безусловных рефлексов.

Слайд 34Подумайте и решите
6. Внезапно зазвонил телефон, и вы протягиваете руку

– это пример :

А. Условного рефлекса.
Б. Безусловного рефлекса.

Подумайте и решите 6. Внезапно зазвонил телефон, и вы протягиваете руку – это пример :А. Условного рефлекса.Б.

Слайд 35Подумайте и решите
7. Ребёнок при виде бутылочки с молоком чмокает

губами – это пример:

А. Условного рефлекса.
Б. Безусловного рефлекса.

Подумайте и решите 7. Ребёнок при виде бутылочки с молоком чмокает губами – это пример: А. Условного

Слайд 36стр. 52 – 53 учебника
выучить конспект в тетради.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

стр. 52 – 53 учебникавыучить конспект в тетради.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть