Слайд 1
Развитие универсальных учебных действий при изучении биологии с использованием ТРИЗ –
технологии
Капустина Ольга Витальевна
Учитель биологии
МБОУ «СОШ № 12»
Слайд 2Особенностью стандартов нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода как
обучение методологии ФГОС. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности.
Я работаю первый год по Стандартам второго поколения, прошла курсы повышения квалификации, познакомилась с методологией ФГОС и начались творческие поиски подбора методов и приёмов обучения для реализации системно-деятельностного подхода. Изучая технологии проблемного, проектного обучения, частично-поискового обучения, поняла, что не на всех уроках можно использовать эти технологии. Они не всегда подчиняются структуре урока в системно-деятельностном подходе.
Слайд 3
Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход, что и является одним из
требований реализации ФГОС. Кроме этого эта технология может стать одним из средств формирования универсальных учебных действий.
Изучая приёмы ТРИЗ-технологии познакомилась с опытом работы Бояркиной Валентины Ивановны –преподавателем ТРИЗ г. Усть-Илимска(http://triz-v-shkole.ru/?Glavnaya)
В своей деятельности теперь использую приёмы, многие из которых переработала для использования в своих классах.
Слайд 4Для начала урока использую «Нестандартный вход в урок»
Прием ТРИЗ, направленный на включение
учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.
Я начинаю урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
На уроке по теме «Деление клетки» в 5-х классах
начинаю говорить неправильно, многие дети улыбаются, многие замечают новые слова, многие не понимают вопросов. Возникает вопрос, который дети формулируют сами.
Слайд 5Приём “Необъявленная тема
Приём ТРИЗ, направленный на создание внешней мотивации изучения темы
урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
Я записываю на доске слово «Тема»,
- Ребята, здесь «?», и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока.
Данный вопрос записывает в уголке классной доски.
- Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…
Слайд 6Приём “Отсроченная отгадка”
Приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся
на уроке.
Формирует:
• умение анализировать и сопоставлять факты;
• умение определять противоречие;
• умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока я задаю загадку (удивительный факт), отгадка к которой ключик для понимания будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
По теме «Земноводные» предлагаю отгадать загадку:
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
Слайд 7
Приём «Да-нет»
Приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых;
ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:
• умение связывать разрозненные факты в единую картину;
• умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
• умение слушать и слышать друг друга.
Я загадываю нечто (число, предмет, действие предмета и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Слайд 8Приём «Маша-растеряша»
Приём ТРИЗ, способствующий накоплению информации о разных способах решения проблем.
Ученик, играющий роль
Маши-растеряши, задает функцию, которую требуется выполнить («Ой – что с тобой? – Потеряла (называет объект) – Как мне теперь выполнить (называет функцию?») Другие дети предлагают ресурсы, которые могут служить инструментами для получения требуемого результата и, при необходимости, – способы их преобразования. Тот, кто предложил подходящий ресурс, сам становится ведущим (роль Маши-растеряши переходит к нему).
Слайд 9Приём “Морфологический ящик
Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения
определений при изучении биологических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах.
Слайд 10ТРИЗ-технология позволяет развивать внимание, память, логическое мышление; познавательную активность; вызывает интерес
к урокам биологии; развивает сообразительность, находчивость, умение преодолевать препятствия; создаёт условия для развития креативности.
ТРИЗ-педагогика позволяет эффективно строить работу по формированию УУД. Именно эта функция технологии является основополагающей для использования в деятельности учителя при реализации системно-деятельностного подхода в обучении в свете ФГОС второго поколения.