Презентация, доклад на тему Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса Решение проектных задач по биологии посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Содержание

Требования ФГОС http://standart.edu.ru/ Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного

Слайд 1
Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по

биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Бирюкова Светлана Валерьевна
учитель биологии
МБОУ лицей № 87 имени Л.И. Новиковой

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса

Слайд 2Требования ФГОС http://standart.edu.ru/
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных

действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностной или социально значимой проблемы».
Требования ФГОС http://standart.edu.ru/ Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся

Слайд 3Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихся
Проект – это совокупность действий, исполнителей

и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.
Проектирование – это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихсяПроект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения

Слайд 4Проектирование или исследование
Проблема для исследования – отсутствие какого-либо знания, добываемого путем

исследования.
Цель исследования – УЗНАТЬ! Исследовательская деятельность обучающихся продуктивна в знаньевой парадигме.
Проблема для проектирования – не известен способ решения проблемы. Она формулируется: как, каким образом разрешить проектируемую проблему.
Цель проектирования – НАЙТИ СПОСОБ решения проблемы. Проектная деятельность обучающихся – дидактическое понятие компетентностной парадигмы.
Проектирование или исследованиеПроблема для исследования – отсутствие какого-либо знания, добываемого путем исследования. Цель исследования – УЗНАТЬ! Исследовательская

Слайд 5исследовательских задач
познавательных задач
задач
практической предметной деятельности
задач
развития проектной деятельности
задач
социальной направленности

Проектная компетентность используется для решения
задач
самоопределения

и выбора

поисковых задач

задач
профильного и предпрофильнго образования

воспитательных задач

задач
организации досуга

исследовательских  задачпознавательных  задачзадачпрактической  предметной деятельностизадачразвития  проектной  деятельностизадачсоциальной  направленностиПроектная компетентность  используется

Слайд 6
В современном понимании проект – это шесть «П»:
Проблема, Проектирование (планирование),

Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое "П" проекта - это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчеты и др.
В современном понимании проект – это шесть «П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое

Слайд 7Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая

общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектная деятельность обучающихся

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности

Слайд 8Исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских

умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
Исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на

Слайд 9Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи

с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, а именно: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Исследовательская деятельность обучающихся

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных

Слайд 10Проектно-исследовательская деятельность
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач,

выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Проектно-исследовательская  деятельностьПроектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование

Слайд 11УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ — ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ

МАКСИМАЛЬНОГО РАСКРЫТИЯ СВОЕГО ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА. ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ПРОЯВИТЬ СЕБЯ ИНДИВИДУАЛЬНО ИЛИ В ГРУППЕ, ПОПРОБОВАТЬ СВОИ СИЛЫ, ПРИЛОЖИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ, ПРИНЕСТИ ПОЛЬЗУ, ПОКАЗАТЬ ПУБЛИЧНО ДОСТИГНУТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РЕШЕНИЕ ИНТЕРЕСНОЙ ПРОБЛЕМЫ, СФОРМУЛИРОВАННОЙ ЗАЧАСТУЮ САМИМИ УЧАЩИМИСЯ В ВИДЕ ЗАДАЧИ, КОГДА РЕЗУЛЬТАТ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — НАЙДЕННЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ — НОСИТ ПРАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, ИМЕЕТ ВАЖНОЕ ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И, ЧТО ВЕСЬМА ВАЖНО, ИНТЕРЕСЕН И ЗНАЧИМ ДЛЯ САМИХ ОТКРЫВАТЕЛЕЙ.

Проектная деятельность осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и в процессе социально-значимой внеурочной деятельности.
 

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ — ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ МАКСИМАЛЬНОГО РАСКРЫТИЯ СВОЕГО ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА. ЭТО

Слайд 12-ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ (РАССМОТРЕНИЮ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ И ВЫДЕЛЕНИЮ ПОДПРОБЛЕМ, ФОРМУЛИРОВАНИЮ ВЕДУЩЕЙ ПРОБЛЕМЫ И ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ,

ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ); -ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ И ПЛАНИРОВАНИЮ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА; -САМОАНАЛИЗУ И РЕФЛЕКСИИ (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И УСПЕШНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА); -ПРЕДСТАВЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХОДА РАБОТЫ; -ПРЕЗЕНТАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННЫХ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (МАКЕТА, ПЛАКАТА, КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ, ЧЕРТЕЖЕЙ, МОДЕЛЕЙ, ВИДЕО И ДР.); -ПОИСКУ И ОТБОРУ АКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И УСВОЕНИЮ НЕОБХОДИМОГО ЗНАНИЯ; -ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ, В ТОМ ЧИСЛЕ И НЕТИПОВЫХ, СИТУАЦИЯХ; -ВЫБОРУ, ОСВОЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОДХОДЯЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОДУКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ; -ПРОВЕДЕНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ (АНАЛИЗУ, СИНТЕЗУ, ВЫДВИЖЕНИЮ ГИПОТЕЗЫ, ДЕТАЛИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЮ).

Учебный проект или исследование с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

-ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ (РАССМОТРЕНИЮ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ И ВЫДЕЛЕНИЮ ПОДПРОБЛЕМ, ФОРМУЛИРОВАНИЮ ВЕДУЩЕЙ ПРОБЛЕМЫ И ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ);  -ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ И ПЛАНИРОВАНИЮ

Слайд 13Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования
Для того чтобы создать условия для

самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы.
Обеспечение осуществления учебного проекта или исследованияДля того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся

Слайд 14 Этап 1. Выбор образовательной области и предметного направления области будущей

исследовательской деятельности Этап 2. Разработка программы вводного теоретического курса (занятия). Этап 3. Выбор темы, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы. Этап 4. Подбор и освоение методик исследования. Этап 5. Сбор и первичная обработка материала. Этап 6. Анализ, выводы. Этап 7. Презентация.

Этапы исследовательской деятельности

Этап 1. Выбор образовательной области и предметного направления области будущей исследовательской деятельности  	Этап 2. Разработка

Слайд 15Общий процесс работы над проектом подразумевает:
-Выявление и формулирование потребности в каком-либо

продукте.
-Анализ ситуации (определение востребованности, соц. заказ, аналоги, методы, ресурсы, материалы).
-Первоначальные идеи, обсуждение и оценка идей, проработка лучшей идеи.
-Планирование и изготовление продукта.
-Испытание продукта в реальной ситуации.
-Оценка продукта и его потребительских качеств.

Общий процесс работы над проектом подразумевает:-Выявление и формулирование потребности в каком-либо продукте.-Анализ ситуации (определение востребованности, соц. заказ,

Слайд 16Соотношение проектирования и исследования
Исследование
Проектирование
Получение новых знаний о существующих объектах и явлениях
Создание

новых объектов и явлений

Проектный метод организации исследования

Анализ оснований проекта, прогнозирование последствий

Соотношение проектирования и исследованияИсследованиеПроектированиеПолучение новых знаний о существующих объектах и явленияхСоздание новых объектов и явленийПроектный метод организации

Слайд 17Соотношение проектирования и исследования следующее:

Соотношение проектирования и исследования следующее:

Слайд 18Исследовательская деятельность требует от учащихся определенных навыков научной работы. С этой

целью для учащихся 8-9 классов разработан, и второй год преподается элективный курс «Решение проектных задач по биологии».

Цель курса «Решение проектных задач по биологии»: развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Содержание программы имеет тесную связь с химией и экологией.
Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ. Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживании хода работы над научной работой.
В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением учебно-исследовательского проекта. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы:
- защиту темы исследования (проекта);
- обсуждение исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ;
- предзащиту и защиту исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ.

Исследовательская деятельность требует от учащихся определенных навыков научной работы. С этой целью для учащихся 8-9 классов разработан,

Слайд 19Курс "Решение проектных задач по биологии" предназначен для учащихся 8-9 классов,

планирующих свое обучение в старшем звене в профильном естественнонаучном классе.

Учебный план курса: 8 класс: 2 часа в неделю, 35 недель = 70 часов в год; 9 класс: 2 часа в неделю, 35 часов = 70 часов в год.
Данный курс составлен на основе программ базовых курсов по биологии и экологии, опубликованных в сборнике «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с. Авторы: Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.М.Константинов и др. в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования и включает весь необходимый материал для изучения курса биологии и экологии в общеобразовательных учреждениях.

Курс

Слайд 20Формы и методы оценки результатов учащихся
Приоритетными в диагностике становятся:
-

продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
диагностика результатов личностного развития, которая проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.).
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам), самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
результаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Портфель достижений (портфолио) становится главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика.
Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.
 

Формы и методы оценки результатов учащихся Приоритетными в диагностике становятся: -  продуктивные задания (задачи) по применению

Слайд 21Результаты апробации элективного курса «Решение проектных задач по биологии»
1. Обученность, качество

знаний и рейтинг учащихся:

2.

Участие в интернет-проектах:
- «Алые паруса» проект для одарённых детей социальной сети nsportal.ru
- «300 ИнтелШкол-2013» проект по развитию сетевого сообщества активных школ средствами социальных сетей и сервисов веб 2.0.
Проект «Зелёные школы России» http://letopisi.ru/index.php/Проект_300_ИнтелШкол-2013

Результаты апробации элективного курса «Решение проектных задач по биологии»1. Обученность, качество знаний и рейтинг учащихся: 2. Участие

Слайд 223. Результативность олимпиад:

3. Результативность олимпиад:

Слайд 23Участие в НОУ и конкурсах:
- Участие в районной конференции НОУ «Эврика»:

два 1 места (Жуков А., Кузнецова С.), четыре 2 места (Кузнецов Д., Ахмедова В., Чикваидзе М., Луковникова Л.)
- 44 городская конференция НОУ «Эврика» - 2 участника, 1 диплом 3 степени (Жуков А. 8 класс)
- два 2 и одно 3 место в областном конкурсе молодёжных экологических проектов «ЭКОГОРОД. ЭКОДОМ» в номинации «Проекты»
- участие в районном и городском конкурсе рисунков в защиту животных Красной книги
- 3 место в акции «Перерождение отходов», 1 и 3 место в конкурсе плакатов на тему раздельного сбора ТБО, проводимыми экологическим центром «Дронт»
- Участие в районном фестивале экологических агитбригад «Наш дом – Нижний Новгород»
- Участие и 2, 3 место в конкурсе «Природоохранное законодательство глазами молодёжи» Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Экологического центра «Дронт»
Участие в НОУ и конкурсах:- Участие в районной конференции НОУ «Эврика»: два 1 места (Жуков А., Кузнецова

Слайд 24- Участие и 3 место призёра областного конкурса проектных работ «Ярмарка

экологических проектов» в номинации «Суперэколагерь» Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Экологического центра «Дронт»
- Участие в районном конкурсе по внутреннему озеленению школ «Несущие радость» (2 место теоретический тур) и в городском конкурсе «Несущие радость» (2 место практический тур и 1 место теоретический тур)
- Городской конкурс "В лесу родилась ёлочка - там ей и расти". Организатор конкурса: Дружина Охраны Природы ННГУ им. Лобачевского. 2 место в номинации «Пропаганда на уровне подъезда (или всего дома)»
- Участие в областной конференции школьных исследовательских проектов «Молодёжный мониторинг природных объектов». Награждены дипломами лауреатов 6 человек.
- Участие в городском конкурсе экологических научно–исследовательских проектов «Наш дом - Нижний Новгород» - 3 учащихся награждены дипломами участников конкурса.
- Участие в областном конкурсе учебно-исследовательских работ школьников «Юный исследователь» в рамках ВЕСЕННЕГО ЭТАПА V ФЕСТИВАЛЯ "ПУТЬ В НАУКУ"ННГУ им. Лобачевского – 2 учащихся награждены сертификатами участников конкурса.
- Участие в XVIII городской конференции школьников «Экология и здоровье» - диплом 3 степени (Луковникова Лиза 8 кл.)
- Участие и 3 место призёра областного конкурса проектных работ «Ярмарка экологических проектов» в номинации «Суперэколагерь» Министерства

Слайд 25Проекты учащихся
Проект «Школьная страна»
Проект «В лесу родилась ёлочка – там ей

и расти!»
Проекты учащихсяПроект «Школьная страна»Проект «В лесу родилась ёлочка – там ей и расти!»

Слайд 26Проект
«Доработка концепции и плана основных мероприятий комплексного развития Сормовского парка

культуры и отдыха в г. Нижнем Новгороде»

Проект «Зоопарк «Лимпопо»

Социальный проект «Проект Е. Исследуем нашу еду. Что нужно знать о пищевых добавках»
 

Проект «Доработка концепции и плана основных мероприятий комплексного развития Сормовского парка культуры и отдыха в г. Нижнем

Слайд 27Социальный проект «БЕЗДОМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА

ПРИМЕРЕ БЕЗДОМНЫХ СОБАК)»

Проекты учащихся

«Благоустройство территории лицея № 87 имени Л.И.Новиковой и берегов р. Левинка. Организация экологических акций и социальных проектов»

«Инициатива школьников в преобразовании дворового пространства»

Социальный проект «БЕЗДОМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЗДОМНЫХ СОБАК)»Проекты учащихся«Благоустройство территории лицея

Слайд 28ЭКОГОРОД. ЭКОДОМ

ЭКОГОРОД. ЭКОДОМ

Слайд 29 «Изучение проблемы бытовых отходов в городе Нижнем Новгороде и пропаганда

раздельного сбора ТБО»

Научно-исследовательские
работы учащихся

«Влияние гигиены полости рта и питания на состояние зубов».

«Изучение проблемы бытовых отходов в городе Нижнем Новгороде и пропаганда раздельного сбора ТБО»Научно-исследовательские работы учащихся«Влияние гигиены

Слайд 30Научно-исследовательские работы учащихся
«Недоношенные дети. Причины невынашивания детей».
«Возрастные особенности строения и работы

сердца».
Научно-исследовательские  работы учащихся «Недоношенные дети. Причины невынашивания детей».«Возрастные особенности строения и работы сердца».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть