Слайд 1
Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по
биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Бирюкова Светлана Валерьевна
учитель биологии
МБОУ лицей № 87 имени Л.И. Новиковой
Слайд 2Требования ФГОС
http://standart.edu.ru/
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных
действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностной или социально значимой проблемы».
Слайд 3Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихся
Проект – это совокупность действий, исполнителей
и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.
Проектирование – это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Слайд 4Проектирование или исследование
Проблема для исследования – отсутствие какого-либо знания, добываемого путем
исследования.
Цель исследования – УЗНАТЬ! Исследовательская деятельность обучающихся продуктивна в знаньевой парадигме.
Проблема для проектирования – не известен способ решения проблемы. Она формулируется: как, каким образом разрешить проектируемую проблему.
Цель проектирования – НАЙТИ СПОСОБ решения проблемы. Проектная деятельность обучающихся – дидактическое понятие компетентностной парадигмы.
Слайд 5исследовательских
задач
познавательных
задач
задач
практической
предметной
деятельности
задач
развития
проектной
деятельности
задач
социальной
направленности
Проектная компетентность
используется для решения
задач
самоопределения
и выбора
поисковых
задач
задач
профильного и
предпрофильнго
образования
воспитательных
задач
задач
организации
досуга
Слайд 6
В современном понимании проект – это шесть «П»:
Проблема, Проектирование (планирование),
Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое "П" проекта - это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчеты и др.
Слайд 7Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектная деятельность обучающихся
Слайд 8Исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских
умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
Слайд 9Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи
с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, а именно: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Исследовательская деятельность обучающихся
Слайд 10Проектно-исследовательская
деятельность
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач,
выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Слайд 11УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ — ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ
МАКСИМАЛЬНОГО РАСКРЫТИЯ СВОЕГО ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА. ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ПРОЯВИТЬ СЕБЯ ИНДИВИДУАЛЬНО ИЛИ В ГРУППЕ, ПОПРОБОВАТЬ СВОИ СИЛЫ, ПРИЛОЖИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ, ПРИНЕСТИ ПОЛЬЗУ, ПОКАЗАТЬ ПУБЛИЧНО ДОСТИГНУТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РЕШЕНИЕ ИНТЕРЕСНОЙ ПРОБЛЕМЫ, СФОРМУЛИРОВАННОЙ ЗАЧАСТУЮ САМИМИ УЧАЩИМИСЯ В ВИДЕ ЗАДАЧИ, КОГДА РЕЗУЛЬТАТ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — НАЙДЕННЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ — НОСИТ ПРАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, ИМЕЕТ ВАЖНОЕ ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И, ЧТО ВЕСЬМА ВАЖНО, ИНТЕРЕСЕН И ЗНАЧИМ ДЛЯ САМИХ ОТКРЫВАТЕЛЕЙ.
Проектная деятельность осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и в процессе социально-значимой внеурочной деятельности.
Слайд 12-ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ (РАССМОТРЕНИЮ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ И ВЫДЕЛЕНИЮ ПОДПРОБЛЕМ, ФОРМУЛИРОВАНИЮ ВЕДУЩЕЙ ПРОБЛЕМЫ И ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ,
ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ);
-ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ И ПЛАНИРОВАНИЮ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА;
-САМОАНАЛИЗУ И РЕФЛЕКСИИ (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И УСПЕШНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА);
-ПРЕДСТАВЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХОДА РАБОТЫ;
-ПРЕЗЕНТАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННЫХ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (МАКЕТА, ПЛАКАТА, КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ, ЧЕРТЕЖЕЙ, МОДЕЛЕЙ, ВИДЕО И ДР.);
-ПОИСКУ И ОТБОРУ АКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И УСВОЕНИЮ НЕОБХОДИМОГО ЗНАНИЯ;
-ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ, В ТОМ ЧИСЛЕ И НЕТИПОВЫХ, СИТУАЦИЯХ;
-ВЫБОРУ, ОСВОЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОДХОДЯЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОДУКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ;
-ПРОВЕДЕНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ (АНАЛИЗУ, СИНТЕЗУ, ВЫДВИЖЕНИЮ ГИПОТЕЗЫ, ДЕТАЛИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЮ).
Учебный проект или исследование с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
Слайд 13Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования
Для того чтобы создать условия для
самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы.
Слайд 14 Этап 1. Выбор образовательной области и предметного направления области будущей
исследовательской деятельности
Этап 2. Разработка программы вводного теоретического курса (занятия).
Этап 3. Выбор темы, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы.
Этап 4. Подбор и освоение методик исследования.
Этап 5. Сбор и первичная обработка материала.
Этап 6. Анализ, выводы.
Этап 7. Презентация.
Этапы исследовательской деятельности
Слайд 15Общий процесс работы над проектом подразумевает:
-Выявление и формулирование потребности в каком-либо
продукте.
-Анализ ситуации (определение востребованности, соц. заказ, аналоги, методы, ресурсы, материалы).
-Первоначальные идеи, обсуждение и оценка идей, проработка лучшей идеи.
-Планирование и изготовление продукта.
-Испытание продукта в реальной ситуации.
-Оценка продукта и его потребительских качеств.
Слайд 16Соотношение проектирования и исследования
Исследование
Проектирование
Получение новых знаний о существующих объектах и явлениях
Создание
новых объектов и явлений
Проектный метод организации исследования
Анализ оснований проекта, прогнозирование последствий
Слайд 17Соотношение проектирования и исследования следующее:
Слайд 18Исследовательская деятельность требует от учащихся определенных навыков научной работы. С этой
целью для учащихся 8-9 классов разработан, и второй год преподается элективный курс «Решение проектных задач по биологии».
Цель курса «Решение проектных задач по биологии»: развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Содержание программы имеет тесную связь с химией и экологией.
Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ. Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживании хода работы над научной работой.
В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением учебно-исследовательского проекта. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы:
- защиту темы исследования (проекта);
- обсуждение исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ;
- предзащиту и защиту исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ.
Слайд 19Курс "Решение проектных задач по биологии" предназначен для учащихся 8-9 классов,
планирующих свое обучение в старшем звене в профильном естественнонаучном классе.
Учебный план курса: 8 класс: 2 часа в неделю, 35 недель = 70 часов в год; 9 класс: 2 часа в неделю, 35 часов = 70 часов в год.
Данный курс составлен на основе программ базовых курсов по биологии и экологии, опубликованных в сборнике «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с. Авторы: Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.М.Константинов и др. в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования и включает весь необходимый материал для изучения курса биологии и экологии в общеобразовательных учреждениях.
Слайд 20Формы и методы оценки результатов учащихся
Приоритетными в диагностике становятся:
-
продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
диагностика результатов личностного развития, которая проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.).
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам), самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
результаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Портфель достижений (портфолио) становится главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика.
Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.
Слайд 21Результаты апробации элективного курса «Решение проектных задач по биологии»
1. Обученность, качество
знаний и рейтинг учащихся:
2.
Участие в интернет-проектах:
- «Алые паруса» проект для одарённых детей социальной сети nsportal.ru
- «300 ИнтелШкол-2013» проект по развитию сетевого сообщества активных школ средствами социальных сетей и сервисов веб 2.0.
Проект «Зелёные школы России» http://letopisi.ru/index.php/Проект_300_ИнтелШкол-2013
Слайд 23Участие в НОУ и конкурсах:
- Участие в районной конференции НОУ «Эврика»:
два 1 места (Жуков А., Кузнецова С.), четыре 2 места (Кузнецов Д., Ахмедова В., Чикваидзе М., Луковникова Л.)
- 44 городская конференция НОУ «Эврика» - 2 участника, 1 диплом 3 степени (Жуков А. 8 класс)
- два 2 и одно 3 место в областном конкурсе молодёжных экологических проектов «ЭКОГОРОД. ЭКОДОМ» в номинации «Проекты»
- участие в районном и городском конкурсе рисунков в защиту животных Красной книги
- 3 место в акции «Перерождение отходов», 1 и 3 место в конкурсе плакатов на тему раздельного сбора ТБО, проводимыми экологическим центром «Дронт»
- Участие в районном фестивале экологических агитбригад «Наш дом – Нижний Новгород»
- Участие и 2, 3 место в конкурсе «Природоохранное законодательство глазами молодёжи» Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Экологического центра «Дронт»
Слайд 24- Участие и 3 место призёра областного конкурса проектных работ «Ярмарка
экологических проектов» в номинации «Суперэколагерь» Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Экологического центра «Дронт»
- Участие в районном конкурсе по внутреннему озеленению школ «Несущие радость» (2 место теоретический тур) и в городском конкурсе «Несущие радость» (2 место практический тур и 1 место теоретический тур)
- Городской конкурс "В лесу родилась ёлочка - там ей и расти". Организатор конкурса: Дружина Охраны Природы ННГУ им. Лобачевского. 2 место в номинации «Пропаганда на уровне подъезда (или всего дома)»
- Участие в областной конференции школьных исследовательских проектов «Молодёжный мониторинг природных объектов». Награждены дипломами лауреатов 6 человек.
- Участие в городском конкурсе экологических научно–исследовательских проектов «Наш дом - Нижний Новгород» - 3 учащихся награждены дипломами участников конкурса.
- Участие в областном конкурсе учебно-исследовательских работ школьников «Юный исследователь» в рамках ВЕСЕННЕГО ЭТАПА V ФЕСТИВАЛЯ "ПУТЬ В НАУКУ"ННГУ им. Лобачевского – 2 учащихся награждены сертификатами участников конкурса.
- Участие в XVIII городской конференции школьников «Экология и здоровье» - диплом 3 степени (Луковникова Лиза 8 кл.)
Слайд 25Проекты учащихся
Проект «Школьная страна»
Проект «В лесу родилась ёлочка – там ей
и расти!»
Слайд 26Проект
«Доработка концепции и плана основных мероприятий комплексного развития Сормовского парка
культуры и отдыха в г. Нижнем Новгороде»
Проект «Зоопарк «Лимпопо»
Социальный проект «Проект Е. Исследуем нашу еду. Что нужно знать о пищевых добавках»
Слайд 27Социальный проект «БЕЗДОМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА
ПРИМЕРЕ БЕЗДОМНЫХ СОБАК)»
Проекты учащихся
«Благоустройство территории лицея № 87 имени Л.И.Новиковой и берегов р. Левинка. Организация экологических акций и социальных проектов»
«Инициатива школьников в преобразовании дворового пространства»
Слайд 29 «Изучение проблемы бытовых отходов в городе Нижнем Новгороде и пропаганда
раздельного сбора ТБО»
Научно-исследовательские
работы учащихся
«Влияние гигиены полости рта и питания на состояние зубов».
Слайд 30Научно-исследовательские
работы учащихся
«Недоношенные дети. Причины невынашивания детей».
«Возрастные особенности строения и работы
сердца».