Презентация, доклад на тему Разработка урока Внутреннее строение земноводных

Содержание

Внутреннее строение земноводныхЦель урока:познакомить учащихся :*с особенностями внутреннего строения земноводных как первых наземных позвоночных;* Показать соответствие между строением систем организма с выполняемыми функциямиОборудование:компьютерная презентация, дидактический раздаточный материал

Слайд 1МОУ « ООШ 98»
Г. Новокузнецк
Разработка урока по теме: « Внутреннее строение

земноводных »
(учитель биологии Грачева И.А.)




МОУ « ООШ 98»Г. НовокузнецкРазработка урока по теме: « Внутреннее строение земноводных »(учитель биологии Грачева И.А.)

Слайд 2Внутреннее строение земноводных
Цель урока:
познакомить учащихся :
*с особенностями внутреннего строения земноводных как

первых наземных позвоночных;
* Показать соответствие между строением систем организма с выполняемыми функциями

Оборудование:

компьютерная презентация, дидактический раздаточный материал

Внутреннее строение земноводныхЦель урока:познакомить учащихся :*с особенностями внутреннего строения земноводных как первых наземных позвоночных;* Показать соответствие между

Слайд 3Ключевые слова и понятия:
комбинированный
Типология урока:
Система организма: дыхательная, пищеварительная, выделительная, кровеносная, нервная,

половая, опорно - двигательная; метаморфоз; этология; происхождение.
Ключевые слова и понятия:комбинированныйТипология урока:Система организма: дыхательная, пищеварительная, выделительная, кровеносная, нервная, половая, опорно - двигательная; метаморфоз; этология;

Слайд 4Методы обучения:
Частично-поисковый, метод проекта.

Методы обучения:Частично-поисковый, метод проекта.

Слайд 5Ход урока:
Организационный этап:

Приветствие
Определение отсутствующих
Проверка готовности учащихся к уроку
Организация внимания
2. Этап проверки

домашнего задания: (приложение 1)

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала: (приложение 2)

4. Этап усвоения новых знаний, закрепления новых знаний: (приложение 3)

5. этап информации учащихся о домашнем задании и инструктажа его выполнения: (приложение 4)

6. Рефлексия: (приложение 5)

Ход урока:Организационный этап:ПриветствиеОпределение отсутствующихПроверка готовности учащихся к урокуОрганизация внимания2. Этап проверки домашнего задания: (приложение 1)3. Этап подготовки

Слайд 6Серая жаба
Зеленая лягушка
Гребенчатый тритон
Сибирский углозуб
Рыбозмей
КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ
отряды
?
?
?
Карточка 1
Приложение

1
Серая жабаЗеленая лягушкаГребенчатый тритон   Сибирский углозубРыбозмейКЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ отряды???Карточка 1Приложение 1

Слайд 7Карточка 2
А

Б

В

Г
У всех позвоночных (за исключением рыб и безногих) одинаковый план

строения конечностей, основанный на системе рычагов, которые прикрепляются к позвоночнику с помощью плечевого и тазового поясов.
А что обозначено на рисунке буквами: А, Б, В, Г,

Приложение 1

Карточка 2АБВГУ всех позвоночных (за исключением рыб и безногих) одинаковый план строения конечностей, основанный на системе рычагов,

Слайд 81
2
3
4
Карточка 3
Рассмотрите внимательно рисунок. Что Вы можете рассказать о внешнем строении

лягушки? Что обозначено на рисунке цифрами 1,2,3.4?

Приложение 1

1234Карточка 3Рассмотрите внимательно рисунок. Что Вы можете рассказать о внешнем строении лягушки? Что обозначено на рисунке цифрами

Слайд 9Карточка 4
Каково значение кожи лягушки?
Приложение 1

Карточка 4Каково значение кожи лягушки?Приложение 1

Слайд 10Лягушка озерная
Лягушка - бык
Рассмотрите фотографии и ответьте на вопрос: «Почему класс

амфибии называют также земноводные?»

Карточка 5

Приложение 1

Лягушка озернаяЛягушка - быкРассмотрите фотографии и ответьте на вопрос: «Почему класс амфибии называют также земноводные?»Карточка 5Приложение 1

Слайд 11Карточка 6
Назовите какие части скелета у земноводных принципиально новые по сравнению

с рыбами?

Приложение 1

Карточка 6Назовите какие части скелета у земноводных принципиально новые по сравнению с рыбами?Приложение 1

Слайд 12Карточка 6
Ответ : Принципиально новые части скелета, которыми земноводные отличаются от

рыб (шейный позвонок, кости таза и кости конечностей).

Приложение 1

Карточка 6Ответ : Принципиально новые части скелета, которыми земноводные отличаются от рыб (шейный позвонок, кости таза и

Слайд 13Приложение 2
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового

материала: (приложение 2)

Просмотр презентации «Памятники лягушке»

Приложение 23. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала: (приложение 2)Просмотр презентации «Памятники лягушке»

Слайд 14ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ЛЯГУШКИ
Приложение 3

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЛЯГУШКИПриложение 3

Слайд 15СИСТЕМА ДЫХАНИЯ ЛЕГКИМИ И МЕХАНИЗМ ВДОХА
Вдох начинается с того, что лягушка, закрыв

рот и открыв клапаны в ноздрях, опускает усилием мышц дно ротовой полости. Воздух засасывается в ротовую полость. Затем лягушка запирает клапаны в ноздрях и усилием мышц поднимает дно ротовой полости. Сдавливаемый воздух проходит в легкие и раздувает их. Выдох происходит через открытые ноздри или рот пассивно, точно так, как выходит воздух из воздушного шарика, если его развязать.

Приложение 3

СИСТЕМА ДЫХАНИЯ ЛЕГКИМИ И МЕХАНИЗМ ВДОХАВдох начинается с того, что лягушка, закрыв рот и открыв клапаны в ноздрях, опускает

Слайд 16СХЕМА СТРОЕНИЯ ЛЕГКИХ У ЗЕМНОВОДНЫХ
Усложнение внутренней структуры легкого увеличивает поверхность контакта с воздухом,

что хорошо, но оно способствует и застою воздуха в легком, что при пассивном выдохе, свойственном земноводным, плохо.

Приложение 3

СХЕМА СТРОЕНИЯ ЛЕГКИХ У ЗЕМНОВОДНЫХУсложнение внутренней структуры легкого увеличивает поверхность контакта с воздухом, что хорошо, но оно способствует и застою

Слайд 17Схема строения сердца земноводных.
Два круга кровообращения и трехкамерное сердце. Из-за разного

участия кожного дыхания соотношение в нем артериальной и венозной крови может меняться.

Приложение 3

Схема строения сердца земноводных. Два круга кровообращения и трехкамерное сердце. Из-за разного участия кожного дыхания соотношение в нем артериальной

Слайд 18 КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЛЯГУШКИ
Приложение 3

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЛЯГУШКИПриложение 3

Слайд 19Строение сердца земноводных
Приложение 3

Строение сердца земноводныхПриложение 3

Слайд 20СХЕМА СТРОЕНИЯ нервной системы у земноводныхУ ЗЕМНОВОДНЫХ
Приложение 3

СХЕМА СТРОЕНИЯ нервной системы у земноводныхУ ЗЕМНОВОДНЫХ Приложение 3

Слайд 21Мочеполовая система лягушки
Приложение 3

Мочеполовая система лягушкиПриложение 3

Слайд 22РАЗВИТИЕ
Развитие лягушки происходит с превращением.
 
Приложение 3

РАЗВИТИЕ Развитие лягушки происходит с превращением.  Приложение 3

Слайд 23БРАЧНЫЕ РИТУАЛЫ
У многих земноводных размножению предшествуют брачные ритуалы, а самцы

приобретают брачный наряд.

Самка малоазиатского тритона и самец в брачном наряде.

РАЗМНОЖЕНИЕ И ЗАБОТА О ПОТОМСТВЕ
Если у рыб спаривание — редкое явление, то у земноводных оно обязательИкра разных видов земноводных.
Большинство земноводных не заботятся о дальнейшей судьбе оплодотворенных икринок. Но у некоторых выработались разные приемы заботы о потомстве, вплоть до живорождения.
но.

Суринамская пипа вынашивает икру в ячейках кожи.

Самец жабы-повитухи носит икру на бедрах.

Квакша филломедуза строит для икры гнездо из листьев.

Приложение 3

БРАЧНЫЕ РИТУАЛЫ У многих земноводных размножению предшествуют брачные ритуалы, а самцы приобретают брачный наряд.Самка малоазиатского тритона и самец

Слайд 24Самец листолаза переносит головастиков в воду.
Самка рыбозмея защищает икру в норе.
Живорождение.
Самка африканской

живородящей жабы вынашивает головастиков в яйцеводе, австралийская заботливая лягушка — в собственном желудке.

Живородящая жаба

Заботливая лягушка

Приложение 3

Самец листолаза переносит головастиков в воду.Самка рыбозмея защищает икру в норе.Живорождение.Самка африканской живородящей жабы вынашивает головастиков в

Слайд 25Развитие земноводных
Приложение 3

Развитие земноводныхПриложение 3

Слайд 26
*Глаза — орган зрения. *Ноздри — орган обоняния. *Язык и

полость рта — орган вкуса. *Барабанная перепонка — орган слуха. *Орган равновесия — внутреннее ухо, расположен в костях черепа. *Осязание — всей кожей.

.

Особенности зрения лягушки

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Когда лягушка всматривается в окружающую обстановку, ее мозг не принимает повторяющиеся сигналы о каждой точке предмета, но усиливает изменяющиеся сигналы. Поэтому ползущее насекомое лягушка видит все отчетливее, а неподвижный субстрат — все слабее. Такая работа глаза и мозга позволяет лягушке преодолевать покровительственную окраску насекомых. Зато от лягушки легко уберечься, если сидеть неподвижно.

Приложение 3

*Глаза — орган зрения. *Ноздри — орган обоняния. *Язык и полость рта — орган вкуса. *Барабанная

Слайд 27Орган слуха земноводных
Приложение 3

Орган слуха земноводныхПриложение 3

Слайд 28Чаще к сигнальной информации прибегают бесхвостые амфибии – лягушки, жабы. Их

звуки по своему биологическому значению довольно разнообразны – брачные крики, сигналы бедствия, предупреждающие, территориальные, сигналы освобождения и т.п. Другие особи прекрасно слышат эти сигналы и соответствующим образом на них реагируют. Примером может служить подражательная реакция лягушек на сигнал предупреждения – звук шлепка, который раздается, когда одна из них в случае опасности прыгнет в воду. Другие лягушки, которые сидят в стороне и непосредственно не подвергаются нападению, заслышав звук шлепка прыгнувшей с берега лягушки, реагируют на него как на сигнал тревоги. Они тот час прыгают в воду и ныряют, как будто сами заметили приближение опасности. Лягушки также воспринимают предупреждающие крики – звуковые сигналы, издаваемые особями в состоянии испуга.

Лягушка остромордая

Жаба зеленая

Приложение 3

Чаще к сигнальной информации прибегают бесхвостые амфибии – лягушки, жабы. Их звуки по своему биологическому значению довольно

Слайд 29Слух у земноводных, действительно есть, а целесообразная слуховая система устроена с

учетом конкретного «земно»-«водного» образа жизни представителей определенных видов. Так, у лягушки слуховая система позволяет воспринимать и затем анализировать звуковые сигналы по трем каналам. В воздухе звуковые волны улавливаются клетками внутреннего уха, через барабанную перепонку и ушную косточку. Звуки, распространяемые в почве, воспринимаются костями и мышцами конечностей и через кости черепа передаются во внутреннее ухо. В воде звуковые волны легко проникают в тело особи и быстро достигают внутреннего уха без специальных каналов. А хвостатые амфибии, которые тесно связаны с водой, барабанной перепонкой не обеспечены.
Главным участником восприятия и передачи сигнальной информации в слуховой системе земноводных является звуковой анализатор, который наделен поразительной чувствительностью. Он способен следить за совсем незначительными, но быстрыми колебаниями давления окружающей среды. Анализатор фиксирует мгновенные, даже микроскопические сжатия и расширения среды, которые распространяются во все стороны от места их возникновения.

Саламандра (хвостатые)

Тритон гребенчатый

Приложение 3

Слух у земноводных, действительно есть, а целесообразная слуховая система устроена с учетом конкретного «земно»-«водного» образа жизни представителей

Слайд 30Как лягушка ловит пролетающую муху.
Оставаясь неподвижной, лягушка следит за мухой подвижными

глазами, а ее мозг рассчитывает точку встречи и команды мышцам ног. Ноги залпом подбрасывают и разворачивают тело таким образом, чтобы точка встречи оказалась перед кончиком головы. В этот момент мозг вносит поправки и дает команду мышцам языка выброситься изо рта. Перехват летящей мухи происходит так быстро, что мы не успеваем рассмотреть движения лягушки.

Приложение 3

Как лягушка ловит пролетающую муху.Оставаясь неподвижной, лягушка следит за мухой подвижными глазами, а ее мозг рассчитывает точку встречи

Слайд 31Как жаба ловит ползущую по земле добычу.




Жаба заметила добычу в боковом поле

зрения одного глаза.

Жаба поворачивается к добыче центром поля зрения этого глаза. Так глаз видит наиболее четко.

Затем она поворачивается и центром поля зрения второго глаза.

Используя бинокулярное зрение, жаба метко выстреливает в добычу липким языком.

Приложение 3

Как жаба ловит ползущую по земле добычу.Жаба заметила добычу в боковом поле зрения одного глаза. Жаба поворачивается к добыче

Слайд 32ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ
У давно вымерших рипидистиевых рыб скелет конечности соответствовал плану строения

конечности наземных позвоночных. Поэтому их считают той группой, от которой произошли земноводные. Три этапа происхождения земноводных: рипидистиевая рыба, самое древнее ископаемое земноводное (ихтиостегия) и современное хвостатое земноводное.

Приложение 3

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЕМНОВОДНЫХУ давно вымерших рипидистиевых рыб скелет конечности соответствовал плану строения конечности наземных позвоночных. Поэтому их считают

Слайд 33Происхождение и эволюция земноводных (по данным палеонтологии)
Самые ранние земноводные ихтиостегии жили 370–350

млн лет назад и вымерли. Другая древняя длиннохвостая группа — лепоспондилии пережила расцвет около 300 млн лет назад и вымерла, но дала начало современным Безногим и Хвостатым. Третья древняя группа с укороченным хвостом (лабиринтодонты) пережила расцвет около 300 млн лет назад и тоже вымерла, но дала начало современным Бесхвостым. Одна группа лабиринтодонтов — батрахозавры — тоже вымерла, но дала начало котилозаврам — первым пресмыкающимся.

ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЗЕМНОВОДНЫХ
Современные земноводные объединяются в 3 четко различающихся отряда: Безногие (200 видов), Хвостатые (500 видов) и Бесхвостые (4000 видов).

Приложение 3

Происхождение и эволюция земноводных (по данным палеонтологии)Самые ранние земноводные ихтиостегии жили 370–350 млн лет назад и вымерли. Другая

Слайд 34 на этапе закрепления новых знаний можно воспользоваться интерактивными схемами по

строению лягушки и ее развитию ( см. папку «Внутреннее строение лягушки» ).
на этапе закрепления новых знаний можно воспользоваться интерактивными схемами по строению лягушки и ее развитию (

Слайд 35Приложение 4
Домашнее задание : изучить параграф, ответить на вопросы в конце

параграфа. Учащимся предлагается подготовить следующие сообщения-проекты:
«Лягушкины рекорды»
«Земноводные Кемеровской области»
«Земноводные «Красной книги»
«Органы чувств Земноводных»
…своя тема: ?
Приложение 4Домашнее задание : изучить параграф, ответить на вопросы в конце параграфа. Учащимся предлагается подготовить следующие сообщения-проекты:«Лягушкины

Слайд 36Приложение 5
- У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот,

который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их под музыку)
- Кто для себя сделал открытие? (Синий)
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)
- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)
- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)
Приложение 5- У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть