Слайд 1Технология разноуровневого обучения
Слайд 3«Все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной
скоростью»
(Ян Амос Каменский «Великая дидактика»)
Слайд 4 Процентное соотношение уч-ся класса,
отличающихся друг от друга по уровню обучаемости, в среднем, таково:
- 65%-дети со средней обучаемостью (т.н. норма);
- 15%-дети с высокой обучаемостью;
-20%- дети с низким уровнем обучаемости.
Этот факт является одним из важнейших психолого-педагогических предпосылок для использования разноуровневого обучения. Дело в том, что существуют противоречия:
-между общими целями и содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого учащегося;
- между фронтальным изложением учебного материала учителем и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения учебного материала конкретным школьником.
Разрешить эти противоречия можно, применяя разноуровневый подход в обучении.
Слайд 5
По данным Ю.З.Гильбуха состав любого
учебного класса неоднороден и однородности добиться невозможно. Учащиеся неоднородны по учебным возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным психофизиопатическим особенностям, интересам, социальному и имущественному положению родителей и т.д.
Ученые подсчитали, что, обучая детей по единой одноуровневой методике, изначально закладывается 50% брака в работе преподавателя. Разноуровневое обучение дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся к отдельным предметам.
Слайд 6 Необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена также тем, что
в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.
Слайд 7Определение
Под разноуровневым обучением понимается такая организация
учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне не ниже базового в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.
Слайд 8цель
Цель разноуровневого обучения: обеспечить каждому учащемуся
условия для максимального развития его способностей в процессе освоения содержания образовательной программы.
Основные задачи
1. определение индивидуально-личностных особенностей учащихся конкретного класса, выделение типологических групп;
2. подбор и разработка разноуровневого учебного материала, обеспечивающего развитие учебно-познавательных возможностей каждого обучающегося;
3. определение требований и системы оценивания к разноуровневым заданиям;
4. создание условий в процессе обучения для развития личности учащегося.
Выделение типологических групп
Решение данных задач необходимо начинать с определения уровня обученности школьников. Обученность – это объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками. Это можно определить с помощью письменных проверочных работ, охватывающих все элементы биологических знаний и требующих применения знаний на разных уровнях самостоятельности. При этом возникает необходимость определения уровня знаний у разных групп учащихся в пределах одного класса. Т.е это означает, что учащиеся с разным уровнем усвоения знаний по – разному и воспроизводят их.
Слайд 11 Возникает вопрос: сколько уровней овладения материалом и,
соответственно, дифференциации заданий целесообразно выделять? Различные авторы - В.В.Фирсов, В.Д.Шадриков и др. предлагают разное число уровней (от2-х до 6-и), но, к сожалению, это не аргументируют. Мне представляется более правильным мнение профессора В.В.Гузеева, который предложил и обосновал трехуровневую дифференциацию.
Слайд 12 Важнейшим фактором оценки успехов
учащихся становится не то, что усвоил ученик (это стандарт, обязательный для всех), а как он усвоил содержание изучаемого материала: на уровне воспроизведения фактов, на уровне их реконструирования или на вариативном уровне (на уровне мыслительных операций).
ФОТО
Слайд 13 Первый факт, на который надо обращать особое
внимание, это время, необходимое ученику для усвоения учебного материала. Обучение всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, так как в действительности часть детей, как утверждают психологи, не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение базисного ядра школьной программы.
Слайд 14
Различают три уровня обученности учащихся:
Репродуктивный (базовый)
Творческий (уровень
логического мышления)
Продуктивный (причинно- следственных связей)
Слайд 15 Репродуктивный (базовый) уровень подразумевает проверку знаний учащихся на
самом низком уровне, когда школьник в состоянии только дать определения простым терминам, перечислить или назвать процессы и явления, но не может провести анализ и дать объяснения;
Слайд 16 Продуктивный уровень (причинно-следственных связей) подразумевает проверку знаний
уже на более высоком уровне. Задания такого уровня направлены на способности учащихся анализировать и обобщать знания, уметь давать характеристику процессов и показывать взаимосвязи, причем объяснять цепь причинно-следственных связей.
Слайд 17 Творческий (уровень логического мышления) – когда ученик способен
не только назвать, проанализировать процессы и явления, но дать логическое объяснение, почему происходит данное явление, с какими иными процессами или явлениями это связано.
подбор и разработка разноуровневого дидактического материала
Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает решение предметно-дидактических задач, то есть разработку учебного материала, его гибкое структурирование, обеспечивающее учебно-познавательные возможности обучающихся. Используя элементы разноуровневого обучения на различных этапах урока, необходимо добиваться более прочного усвоения учебного материала учащимися.
Мною разработаны задания трех уровней для закрепления нового материала и для домашнего задания по разным классам и темам (по программе и учебникам под ред. Н.И.Сонина), а также вопросы для проверочных работ для 9-го класса с разноуровневыми заданиями, тестовые задания для 8-го класса по теме «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение». См. приложение.
Слайд 19 Один из способов дифференциации проверки ЗУН – сложность
заданий. Используя задания, соответствующие реальным учебным возможностям школьников, нужно вселять в них надежду в свои силы, даже самого слабого ученика, пробуждая тем самым у него желание учиться. Поэтому будет уместным и другая форма деятельности – дифференциация помощи учителя при выполнении одного и того же задания. Этот способ дифференциации означает, что слабые ученики получают более подробную информацию по сравнению с более сильными учениками.
Слайд 20 Разноуровневые задания можно использовать на различных этапах
урока, иногда целесообразно включать лишь отдельные его элементы. Если новый материал дается фронтально, уровневую дифференциацию можно использовать при закреплении нового материала, при даче и проверке домашнего задания, а также при написании проверочных работ.
Слайд 21Этапы разноуровневого урока
(на примере урока по биологии в 7-м классе по теме «Отдел лишайники»)
1-ый этап – проверка домашнего задания (10 мин.)
*Каково строение грибов?
*Как размножаются грибы?
*На какие классы подразделяют царство «Грибы»?
*Что такое симбиоз?
**Почему грибы нельзя отнести к растениям?
**Что общего у грибов и животных?
***Заслушивание сообщения (презентации) на тему «Симбиоз как форма сосуществования живых организмов».
Слайд 22 2-ой этап – изучение нового материала (15
мин.)
Учитель: Примером симбиоза могут служить живые организмы, которые мы будем изучать с вами сегодня – лишайники. Вам предстоит найти ответы на следующие вопросы (для отдельных групп раздаются задания на карточках или пишутся на доске):
*Зарисовать схему внутреннего строения лишайников;
**Почему лишайники называют автогетеротрофами?
***В чем заключаются особенности жизнедеятельности лишайников? Поясните.
Слайд 23 3-ий этап – закрепление нового материала (10 мин.)
Учащиеся
докладывают результаты своей работы, им задаются вопросы:
*Каково внешнее и внутреннее строение лишайников?
**Кто такие автогетеротрофы?
**Какова роль лишайников в природе?
***Какая из форм слоевища лишайников (накипная, листоватая, кустистая) является наиболее высокоорганизованной? Почему?
Слайд 24 4-ый этап – домашнее задание (5
мин.)
*Ответить на вопросы (учебник, стр.32, «Какие утверждения верны»);
**Подумайте, в чем проявляются симбиотические взаимоотношения организмов, образующих лишайник?
***Подготовьте сообщение на тему «Роль лишайников в природе».
Слайд 25
Критерии оценивания
Репродуктивный (отметка «3»)
Творческий (отметка «5»)
Продуктивный (отметка
«4»)
Задача №3: определение требований и системы оценивания к разноуровневым заданиям
Слайд 26 1-ый уровень - репродуктивный (минимальный, базовый).
Выполнение заданий этого уровня основано на памяти учащихся. Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание), выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно рассмотренные ранее задачи, то за выполнение такого задания они получают отметку «3».
Слайд 27 2-ой уровень – продуктивный (причинно-следственных связей).
Здесь выполнение заданий требует мыслительных операций, понимания и установления причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Если учащиеся выполняют задания этого типа, то они получают отметку «4».
Слайд 28 3-ий уровень – творческий (продвинутый).
Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Они могут находить свой способ решения тех или иных задач, причем даже таких, в которых кроме явной присутствует и скрытая связь; ориентируются на общие и межпредметные признаки, отличающие широкие классы объектов и явлений и при этом способны переносить знания в незнакомые, новые и нестандартные ситуации. Часто у этих детей развито исследовательское мышление. Выполнение заданий такого уровня оценивается отметкой «5».
Слайд 30Анализ эффективности уровневой дифференциации
Слайд 31Повышение уровня обученности у учащихся
Слайд 32 Таким образом, можно сделать вывод, что использование разноуровневого обучения
дает положительный результат, поэтому целесообразно его применение в педагогической практике в условиях нашей школы.
Слайд 33Планирование
В своей дальнейшей работе я планирую продолжить исследование
данной темы. Для этого необходима совместная деятельность с психологической службой школы, налаживание тесных контактов с родителями учащихся.
Основные этапы моей дальнейшей работы:
- расширять и углублять теоретические знания по данному вопросу;
- продолжить разработку дидактического материала как по отдельным этапам урока, так и по урокам в целом;
- совершенствовать систему требований и оценок к разным уровням усвоения материала обучающимися;
- развивать и укреплять интерес к предмету.
Слайд 34Итоги
Итак, разноуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку
организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к ее усвоению.