Слайд 1
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В УРОЧНОЕ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
ПО БИОЛОГИИ.
Выступление
на
августовской
конференции
учителя биологии
Богдановой И.П.
Слайд 2
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В УРОЧНОЕ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
ПО БИОЛОГИИ.
Пытаюсь зажечь
в них хотя бы свечу –
Не худшая все-таки участь:
Мне кажется, я их чему-то учу,
А это они меня учат.
А.Дольский
Слайд 3
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В УРОЧНОЕ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
ПО БИОЛОГИИ.
Пытаюсь зажечь
в них хотя бы свечу –
Не худшая все-таки участь:
Мне кажется, я их чему-то учу,
А это они меня учат.
А.Дольский
Слайд 4 Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении
или божественная тайна?
Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.
Слайд 5
Другими словами, школа должна воспитать выпускников, способных
на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.
Именно это имел в виду Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
Слайд 6 Цель развитие у них познавательного и творческого интереса
к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных проблемных и биологических заданий, системного мышления, способности мыслить творчески, а также воспитать в них уверенность в своих силах.
Слайд 7 задачи:
выявить одаренных детей, проявляющих
интерес к биологии;
при изучении основного и дополнительного материала по предмету развить творческие способности и гибкость мышления;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными школьниками на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
стимулировать проявления учебно- познавательной деятельности;
применять в своей работе различные приёмы и методы обучения, способствовать реализации познавательного, исследовательского и мотивационного потенциала учащихся.
Работа организована по двум направлениям: урочная и внеурочная.
Урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности, способствующих развитию функциональной грамотности учащихся;
проведение факультативных и дополнительные занятий с одарёнными детьми по предмету; проведение предметных недель; научно-практические конференции; участие в Интернет - олимпиадах, интеллектуальных марафонах.
Слайд 9 Для работы с одаренными детьми можно
использовать задания разного характера, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний.
Слайд 10 1. Задания на развитие логического мышления:
нахождение общего, частного,
промежуточного понятий;
Например, «бактерия - болезнетворная бактерия – палочка Коха» или «растение – розоцветные – роза».
Слайд 11 2. Расположение понятий от более частных к более общим;
Например, если даны понятия «гусь», «животное», «птица», «домашние птицы», то их следует расположить так: «гусь –птица – домашние птицы – животное».
Слайд 12 3. Нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых;
Назовите обобщающее (родовое)
понятие к данным видовым. Например, «черешковый – сидячий» (лист)
Слайд 134. Упражнение «перевод с русского на русский».
Примеры:
1. Сбился с азимута
среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).
2. На один из органов кровоснабжения не распространяется законы дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).
Слайд 145. Задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными
в определенном порядке словами или действиями.
Построить логическую цепочку из таких понятий: эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм.
Слайд 156. Решите биологическую задачу
Например:
А). Каждый день у человека образуется и отмирает
2 млрд эритроцитов. Это одна десятитысячная всех эритроцитов. Сколько у человека всего эритроцитов?
Б). Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут, один человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил.
Слайд 167. Задания на развития творческого мышления
Творческие работы дают возможность создать условия
для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности.
Слайд 177. Задания на развития творческого мышления
Сколько цветков посещают пчёлы?
В среднем
пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.
Слайд 188. Решение биологических задач на выдвижение гипотез и их защиту:
Пример творческой
работы учащихся:
. Как доказать, что кровеносные сосуды под кожей руки - вены?
Слайд 199. Открытые творческие задачи по биологии:
Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?
(Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и по запаху может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает).
Слайд 2010. Задания на прогнозирование ситуаций.
Что будет, если вырубить в лесу все
деревья?
Последствия осушения болот.
Слайд 21 Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка
чувства успешности.
Слайд 22 Выберите из предложенных вам качеств ваших учеников те, которые вам
больше нравятся.
Дисциплинированный
Неровно успевающий
Организованный
Выбивающий из общего темпа
Эрудированный
Странный в поведении, непонятный
Умеющий поддержать общее дело, коллективист
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями
Стабильно успевающий
Занятый своими делами, индивидуалист
Быстро, «на лету» схватывающий
Конфликтный
Легкий в общении
Иногда не может понять очевидного
Ясно выражающий свои мысли
Не всегда подчиняется большинству
Слайд 23 Памятка для работы с такими детьми
1. Четко изучите качества личности,
характеризующие одаренность.
2. Используйте в работе с одаренными детьми современные педагогические и компьютерные технологии.
7. Используйте при работе с одаренными детьми стратегию «ускорения» и «обогащения».
8. Учитывайте в работе с детьми разницу между физическими возможностями и интеллектуальными способностями.
9. Поддерживайте ребенка эмоционально, препятствуйте развитию комплекса неполноценности.
10. Создайте на уроках комфортные условия для развития общих и специальных способностей одаренных детей.
11. Наблюдайте и анализируйте деятельность одаренного ребенка, поддерживайте тесный контакт с его родителями.
12. Обучайте одаренного ребенка не по образцу и стандарту, а в соответствии с его индивидуальной и уникальной зоной развития.
Слайд 24
«Человек, словно в зеркале мир, многолик, он ничтожен и, всё же,
безмерно велик».
Омар Хайям