Слайд 1проектная и Научно-исследовательская деятельность школьников
Учитель биологии, географии МБОУ СОШ №
130 г.Уссурийска
Слайд 2Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской
задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Слайд 3Типы проектов:
По количеству участников:
персональные и групповые.
По срокам:
краткосрочные , среднесрочные
и долгосрочные.
По месту организации:
в рамках урока (нескольких уроков)
в рамках элективных курсов, кружков, НОУ и др. внеурочной деятельности.
По масштабам:
Локальные
Отраслевые
Региональные
Общенациональные
Международные
Слайд 4Виды и формы исследований
Виды:
Теоретико-прикладные
Прикладные
Разведывательные
Описательные
Аналитические
Формы:
Полевые
Камеральные
Реферативные
Слайд 5Методы исследования
Общенаучные методы: теоретические, математические, статистические.
Методы естественных наук: географические, картографический,
геоботанические, физические, химические, экологические, метод ключей,
Методы социальных наук: социологические исследования (анкетирование, опрос, беседа).
Методы экспериментирования и лабораторных исследований: формулирование проблемы, выдвижение гипотез, постановка исследовательских задач, составление плана исследования, проведение опытов, интерпретация данных, проверка вариантов решений, оформление результатов
Слайд 6Виды проектов и их особенности.
1.Исследовательские проекты
Требуют:
продуманной структуры обозначенных целей, актуальности
предмета исследования для всех участников, социальной значимости;
соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Предполагают:
аргументацию актуальности темы исследования;
формулирование проблемы, его предмета и объекта, задач исследования;
определение методов исследования;
определение источников информации, выбор методологии, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных;
обсуждение полученных результатов, выводы;
оформление результатов исследования;
обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Слайд 72. Творческие проекты
Творческие проекты
Предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению
результатов. Это могут быть альманахи, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Предполагают:
аргументацию актуальности темы исследования;
формулирование проблемы, его предмета и объекта, задач исследования;
определение методов исследования;
определение источников информации, выбор методологии, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных;
обсуждение полученных результатов, выводы;
оформление результатов исследования;
обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Слайд 83. Ролевые и игровые проекты
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.
Участвуя в нем, участники проекта берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев имитирующие социальные или деловые отношения в определенных ситуациях, и т.п., обусловленные характером и содержанием проекта.
Структура только намечается и остается открытой до завершения работы.
Результаты этих проектов могут намечаться в начале их выполнения или определяться лишь в самом конце, но может оставаться открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Степень творчества очень высокая, но доминирующим видом деятельности являются ролевая и игровая деятельность.
Слайд 94. Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты
направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении;
предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
требуют хорошо продуманной структуры и возможности систематической коррекции по ходу работы.
Структура подобного проекта включает: цель, актуальность, источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, интервью, анкетирование), обработку информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео) или презентацию (публикацию в сети, обсуждение в телеконференции).
Слайд 105. Практико-ориентированные (прикладные) проекты
Отличает четко обозначенный результат деятельности, ориентированный на социальные
интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий; рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе; проект закона; справочный материал или словарь; аргументированное объяснение какого-то явления; проект зимнего сада школы и т.д.)
требует тщательно продуманной структуры (сценария) всей деятельности его участников
определение функций каждого,
четких выводов (оформления результатов проектной деятельности)
участия каждого в оформлении конечного продукта
хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений,
корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику
систематической внешней оценки проекта.
Слайд 11Продукт проекта
карта; законопроект; анализ данных социологического опроса; коллекция; журнал; атлас; журнал;
бизнес-план; буклет, костюм; видеофильм, макет; модель, мультимедийный продукт; видеоклип; Игра; Web-сайт; оформление кабинета; выставка, газета; пакет рекомендаций, листовка; письмо в…;праздник; прогноз, публикация; путеводитель; серия иллюстраций; сказка; справочник; сравнительно-сопоставительный анализ, сценарий; учебное пособие; чертеж, экскурсия. система школьного самоуправления; КТД; социальные, экологические и др. акции
Слайд 12Критерии оценки
итогового индивидуального проекта
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний
и решению проблем
2. Сформированность предметных знаний и способов действий
3. Сформированность регулятивных действий
4. Сформированность коммуникативных действий
Максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов.
Достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев).
Достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»)
В классном журнале и личном деле отметка за выполнение проекта выставляется в графу «проектная деятельность» или «экзамен».
В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку.
Результаты выполнения итогового индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования.
Слайд 13Требования к организации проектной деятельности
обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так
и руководителя проекта;
тема проекта должна быть утверждена (уровень утверждения определяет образовательное учреждение;
план реализации проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта).
Образовательное учреждение может предъявить и иные требования к организации проектной деятельности
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Руководителем проекта может быть как педагог данного образовательного учреждения, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего
Слайд 14Основные требования к проекту
1. Наличие социально значимой задачи (проблемы) –
исследовательской, информационной, практической. В идеале – наличие реального заказчика.
2. Планирования действий по разрешению проблемы:
- определения вида продукта и формы презентации;
- пооперационная разработка проекта (конкретных действий с указанием сроков и ответственных);
- обозначение исследовательской работы учащихся;
3. Результатом работы над проектом – продукт проекта средство для решения проблемы).
Продукт поэтапный и итоговый.
4. Представление проекта заказчику или общественности.
5. Архивация проекта (например, в виде Портфолио).
Слайд 15Логика проекта
1. Уяснение проблемы. В проекте всегда двигаемся от проблемы (В
формулировке проблемы должно быть противоречие между пологаемым (желаемым) и действительным).
Правильно записать формулировку проблемы (не перечислять факты!). Проблема всегда связана с целью.
2. Постановка цели. Цель –это планируемый результат. Цель должна быть конкретной, реально-достигаемой, измеряемой количественно и качественно.
3. Постановка задач (действия, обеспечивающие достижение цели), разработка программы действий
4. Определение целевой группы (для кого этот проект).
5. Ресурсы
6. Внешняя экспертиза
7. Реализация проекта, достижение результата, рекомендации, экспертиза.
Важно!
Внешняя экспертиза проекта у специалиста до начала работы над проектом.
Рецензия специалиста по окончании проекта.
Слайд 16Материалы к защите проекта
1) продукт проектной деятельности;
2) краткая пояснительная записка к проекту (объёмом
не более одной машинописной страницы) с указанием:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка использованных источников;
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося, в том числе: а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
в) исполнительской дисциплины.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения требований к оформлению, а так же норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.
В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Слайд 17Общеучебные умения и навыки
формирующиеся в процессе проектной деятельности
Рефлексивные умения:
умения
осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
Навыки оценочной самостоятельности.
Умения работать сотрудничая:
умения коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Менеджерские умения и навыки:
умение проектировать процесс (изделие);
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Слайд 18Проблемы проектного метода:
Превращение проекта в реферат. (превышение реферативной части над
собственным мнением и выводами).
Отсутствие объективности (переоценки результата проекта и недооценки его процесса).
Отсутствие содержательного единства.
Отсутствие актуальности.
Несоответствие возрастным особенностям.
Слайд 19Объекты оценки метапредметных результатов
1.Навыки и способы освоения системного знания
2.Навыки самостоятельного приобретения
и переноса знаний, интеграции
3.Навыки разрешения проблемных ситуаций
4.Навыки коммуникации
5. Навыки сотрудничества
6.Навыки самоорганизации, саморегуляции; самоконтроль и коррекция
7.Формирование ценностно-смысловых установок
8.Навыки рефлексии (что задумывалось, что сделано, получилось или нет, почему)
9.ИКТ-способность (умение работать с информационной средой)
Слайд 20Параметры внешней оценки проекта
значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой
тематике;
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
использование разнообразных источников информации;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов выполненного проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Слайд 21Паспорт проекта
Название проекта.
Руководитель проекта.
Консультант проекта.
Учебный предмет, в рамках которого
проводится работа по проекту.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект.
Состав проектной группы (Ф. И. учащихся, класс).
Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
Заказчик проекта.
Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
Необходимое оборудование.
Нотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание).
Предполагаемые продукт проекта.
Этапы работы над проектом ( для каждого этапа указать Фому, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Слайд 22Портфолио проекта
паспорт проекта;
планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
промежуточные отчеты группы;
вся
собранная информация по теме проекта (в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета в приложении);
результаты исследований и анализа;
записи всех идей, гипотез и решений;
отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, “мозговых штурмах” и т.д.;
краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
эскизы, чертежи, наброски продукта;
материалы к презентации (сценарий);
другие рабочие материалы и черновики группы.