Презентация, доклад на тему Проблемы школьного биологического образования

Содержание

ПланМесто биологии в системе школьного образованияБиология как школьный предметСтруктура и содержание предмета «Биология»Формы и методы изучения биологии в школеПроблемы преподавания биологии в школеМетодические рекомендации педагогам

Слайд 1Тема: «Проблемы школьного образования
(на примере изучения биологии)»


Тема: «Проблемы школьного образования  (на примере изучения биологии)»

Слайд 2План
Место биологии в системе школьного образования
Биология как школьный предмет
Структура и содержание

предмета «Биология»
Формы и методы изучения биологии в школе
Проблемы преподавания биологии в школе
Методические рекомендации педагогам
ПланМесто биологии в системе школьного образованияБиология как школьный предметСтруктура и содержание предмета «Биология»Формы и методы изучения биологии

Слайд 31. Место биологии в системе школьного образования
Биология ( от греч. bio

– жизнь и logos – наука) – наука о жизни, о живых организмах, обитающих на нашей Земле.
(В. Пасечник)
1. Место биологии в системе школьного образования Биология ( от греч. bio – жизнь и logos –

Слайд 41. Место биологии в системе школьного образования
Цели изучения предмета
Осознание учениками исключительной

роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества.
Формирование представления о природе как развивающейся системе.
Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии.
Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни.
1. Место биологии в системе школьного образованияЦели изучения предметаОсознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении

Слайд 51. Место биологии в системе школьного образования
Курс биологии вносит вклад в

решение разнообразных задач:

Овладение учащимися знаниями о живой природе.
Формирование здорового образа жизни.
Формирование знаний о биологических закономерностях, связях между живыми организмами.
Установление грамотных отношений с природой!!!
1. Место биологии в системе школьного образования Курс биологии вносит вклад в решение разнообразных задач:Овладение учащимися знаниями

Слайд 61. Место биологии в системе школьного образования
В настоящее время в России

появляются школы разного вида, а вследствие чего и разнообразные учебные планы.
Согласно этим учебным планам биология остается ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ школьным предметом.
Роль предмета велика, но не совсем понятно его место в системе образовательных дисциплин.
1. Место биологии в системе школьного образования В настоящее время в России появляются школы разного вида, а

Слайд 72. Биология как школьный предмет
Учебный предмет – одно из главных средств

реализации содержания образования, который объединяет знания, отобранные из соответствующих наук, в систему, определяющую методические закономерности обучения и воспитания.
2. Биология как школьный предметУчебный предмет – одно из главных средств реализации содержания образования, который объединяет знания,

Слайд 82. Биология как школьный предмет

Содержание учебного предмета

Основы научных знаний

Прикладные знания

Оценочные знания

2. Биология как школьный предмет

Слайд 93.Структура и содержание предмета «Биология»
6 класс – основы биологии, а так

же растения, их особенности и многообразие.
7 класс – изучают животных, их особенности строения, разнообразие и историческое развитие.
8 класс – изучают человека, процессы его жизнедеятельности, строение и функции его организма.
9 класс – знакомство с «Общей биологией» - строение клетки, основы генетики и селекции.
10 класс – «Общая биология» более углубленное изучениее.
11 класс – «Общая биология» - эволюция, экология.
3.Структура и содержание предмета «Биология» 6 класс – основы биологии, а так же растения, их особенности и

Слайд 103.Структура и содержание предмета «Биология»
Содержание предмета (комплекс наук):
1. Ботаника

8. Селекция
2. Зоология 9. Экология
3. Микология 10. Анатомия
4. Микробиология 11. Морфология
5. Палеонтология 12. Физиология
6. Цитология 13. Систематика
7. Генетика 14. Эмбриология и др.
3.Структура и содержание предмета «Биология»Содержание предмета (комплекс наук):1. Ботаника

Слайд 114. Методы и формы изучения биологии
Метод – это способ достижения цели,

определенным образом упорядоченная деятельность.

Учебный метод – способ передачи знаний учителем и одновременно усвоение их учениками.


4. Методы и формы изучения биологииМетод – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.Учебный метод –

Слайд 124. Методы и формы изучения биологии
3 основные группы методов:
Методы организации и

осуществления учебно-познавательной деятельности.
Методы стимулирования и мотивации на уроках биологии.
Методы контроля и самоконтроля.


На одном уроке как правило используют несколько методов.
Тот метод, в результате которого ученик усваивает новую информацию называется главным, остальные – сопутствующими.
4. Методы и формы изучения биологии3 основные группы методов:Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.Методы стимулирования и мотивации

Слайд 134. Методы и формы изучения биологии
В практике изучения предмета «Биология» используют

следующие методы:
Лекции 6. Эксперимент
Беседы 7. Работа с микроскопом
Рассказы 8. Практическая работа
Работа с книгой 9. Метод моделирования
Наблюдение 10. Просмотр экранных пособий

Методы зависят от возрастных особенностей, от уровня подготовки, характера и степени оборудования, от поставленных задач.
4. Методы и формы изучения биологииВ практике изучения предмета «Биология» используют следующие методы:Лекции

Слайд 144. Методы и формы изучения биологии
Формы организации изучения биологии в школе.
Форма

организации – организация учебно-познавтельной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям ее проведения (в классе, на природе и т.д.) используемая учителем в процессе воспитывающего обучения.
(Н.М. Верзилин и В.М. Корсунская)

4. Методы и формы изучения биологииФормы организации изучения биологии в школе.Форма организации – организация учебно-познавтельной деятельности учащихся,

Слайд 154. Методы и формы изучения биологии
Формы организации:
Урок (основная форма).
Внеурочные работы (летние

задания).
Экскурсии – (знакомят учащихся с объектами изучения, явлениями, закономерностями живой природы).
Внеклассные занятия – факультативы, элективы, кружки.


4. Методы и формы изучения биологииФормы организации:Урок (основная форма).Внеурочные работы (летние задания).Экскурсии – (знакомят учащихся с объектами

Слайд 16 5. Проблемы преподавания биологии в школе
4 группы проблем:
Проблемы общества
Проблемы государства
Проблемы дидактики

и методики
Проблемы школы и учителя
5. Проблемы преподавания биологии в школе 4 группы проблем:Проблемы обществаПроблемы государстваПроблемы дидактики и методикиПроблемы школы и

Слайд 175. Проблемы преподавания биологии в школе

Проблемы общества

Биологические знания не осознаются как ценность. Это связано с популяризацией других наук и дисциплин в обществе.
Проблема языкового общения. На определенном этапе население перестает понимать естественнонаучные проблемы, так как не владеет языком этих наук.
5. Проблемы преподавания биологии в школе

Слайд 185. Проблемы преподавания биологии в школе

Проблемы государства:

Не четкое формирование образовательной политики, целей образования.
Невозможность обеспечить все школьные учреждения качественным оборудованием.
Учебники, формально удовлетворяющие требованиям стандарта.
Оценка труда учителей.
Государство не готово стимулировать бизнес для участия в благотворительных целях.

5. Проблемы преподавания биологии в школе

Слайд 195. Проблемы преподавания биологии в школе

Проблемы дидактики и методики:
Нет дидактической системы, которая позволит организовать учебный процесс в условиях открытой информационной среды.
Требование от учителей инноваций.
Издание учебной литературы – как средство для получения дохода, поэтому она не проходит должную апробацию – это не выгодно.
Интерес школьников к биологии – 10-12 лет.
5. Проблемы преподавания биологии в школе        Проблемы дидактики и методики:Нет

Слайд 205. Проблемы преподавания биологии в школе

Проблемы школы и учителей:
Большое количество лицеев и гимназий с профильными классами по иностранным языкам и обществознанию.
Уменьшение количества часов на изучение биологии.
Материально-технические проблемы.
Уменьшение высокопрофессиональных учителей.
5. Проблемы преподавания биологии в школе

Слайд 216. Методические рекомендации учителям биологии
Необходимо грамотное перераспределение часов между крупными разделами

и внутри тематических блоков.
Необходимо делать упор на практический аспект изучения предмета. Как гласит восточная мудрость: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Повышение мотивации учащихся к изучению курса.
Нельзя забывать об огромном потенциале других дисциплин.
6. Методические рекомендации учителям биологииНеобходимо грамотное перераспределение часов между крупными разделами и внутри тематических блоков.Необходимо делать упор

Слайд 226. Методические рекомендации учителям биологии
Рекомендуемые учебные

пособия:
– 6-й класс: Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения»;

– 7-й класс: Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология. Животные»;

– 8-й класс: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек»;

– 9-й класс: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию».

Данные учебники разработаны по оригинальной методике и под редакцией В.В.Пасечника (издательство «Дрофа»).
6. Методические рекомендации учителям биологии     Рекомендуемые учебные пособия:– 6-й класс: Пасечник В.В. «Биология.

Слайд 23

Список литературы

Брыкин Ю. В. Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы // Всеросс. Научно-практическая конференция, -- Челябинск: ЧГПУ, 2003. ?149с./ Брыкин -- с.7-9.
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. — м., 1983, с. 347.
Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения». – Учебное пособие для учащ. 6 классов. – М., «Дрофа», 2011, 304 с.
Пасечник В. В. Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы // Всеросс. Научно-практическая конференция, -- Челябинск: ЧГПУ, 2003. ?149с./Пасечник -- с. 24-25.
Фрадкин В.Е. «Проблемы школьного естественнонаучного образования» // Научная библиотека – 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://newtonew.com/school/problems-school-science-education (дата обращения 14.01.2018).


Список литературыБрыкин Ю. В. Проблемы и

Слайд 24Вопросы:
1. Какие формы организации обучения вы можете назвать?
2. Какие основные проблемы

в образовании прозвучали в данной презентации?
3. С какими проблемами в изучения биологии вы сталкивались в своих школах?

Вопросы:1. Какие формы организации обучения вы можете назвать?2. Какие основные проблемы в образовании прозвучали в данной презентации?

Слайд 25 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть