Слайд 1Тема: «Проблемы школьного образования
(на примере изучения биологии)»
Слайд 2План
Место биологии в системе школьного образования
Биология как школьный предмет
Структура и содержание
предмета «Биология»
Формы и методы изучения биологии в школе
Проблемы преподавания биологии в школе
Методические рекомендации педагогам
Слайд 31. Место биологии в системе школьного образования
Биология ( от греч. bio
– жизнь и logos – наука) – наука о жизни, о живых организмах, обитающих на нашей Земле.
(В. Пасечник)
Слайд 41. Место биологии в системе школьного образования
Цели изучения предмета
Осознание учениками исключительной
роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества.
Формирование представления о природе как развивающейся системе.
Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии.
Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни.
Слайд 51. Место биологии в системе школьного образования
Курс биологии вносит вклад в
решение разнообразных задач:
Овладение учащимися знаниями о живой природе.
Формирование здорового образа жизни.
Формирование знаний о биологических закономерностях, связях между живыми организмами.
Установление грамотных отношений с природой!!!
Слайд 61. Место биологии в системе школьного образования
В настоящее время в России
появляются школы разного вида, а вследствие чего и разнообразные учебные планы.
Согласно этим учебным планам биология остается ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ школьным предметом.
Роль предмета велика, но не совсем понятно его место в системе образовательных дисциплин.
Слайд 72. Биология как школьный предмет
Учебный предмет – одно из главных средств
реализации содержания образования, который объединяет знания, отобранные из соответствующих наук, в систему, определяющую методические закономерности обучения и воспитания.
Слайд 82. Биология как школьный предмет
Содержание учебного предмета
Основы научных знаний
Прикладные знания
Оценочные знания
Слайд 93.Структура и содержание предмета «Биология»
6 класс – основы биологии, а так
же растения, их особенности и многообразие.
7 класс – изучают животных, их особенности строения, разнообразие и историческое развитие.
8 класс – изучают человека, процессы его жизнедеятельности, строение и функции его организма.
9 класс – знакомство с «Общей биологией» - строение клетки, основы генетики и селекции.
10 класс – «Общая биология» более углубленное изучениее.
11 класс – «Общая биология» - эволюция, экология.
Слайд 103.Структура и содержание предмета «Биология»
Содержание предмета (комплекс наук):
1. Ботаника
8. Селекция
2. Зоология 9. Экология
3. Микология 10. Анатомия
4. Микробиология 11. Морфология
5. Палеонтология 12. Физиология
6. Цитология 13. Систематика
7. Генетика 14. Эмбриология и др.
Слайд 114. Методы и формы изучения биологии
Метод – это способ достижения цели,
определенным образом упорядоченная деятельность.
Учебный метод – способ передачи знаний учителем и одновременно усвоение их учениками.
Слайд 124. Методы и формы изучения биологии
3 основные группы методов:
Методы организации и
осуществления учебно-познавательной деятельности.
Методы стимулирования и мотивации на уроках биологии.
Методы контроля и самоконтроля.
На одном уроке как правило используют несколько методов.
Тот метод, в результате которого ученик усваивает новую информацию называется главным, остальные – сопутствующими.
Слайд 134. Методы и формы изучения биологии
В практике изучения предмета «Биология» используют
следующие методы:
Лекции 6. Эксперимент
Беседы 7. Работа с микроскопом
Рассказы 8. Практическая работа
Работа с книгой 9. Метод моделирования
Наблюдение 10. Просмотр экранных пособий
Методы зависят от возрастных особенностей, от уровня подготовки, характера и степени оборудования, от поставленных задач.
Слайд 144. Методы и формы изучения биологии
Формы организации изучения биологии в школе.
Форма
организации – организация учебно-познавтельной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям ее проведения (в классе, на природе и т.д.) используемая учителем в процессе воспитывающего обучения.
(Н.М. Верзилин и В.М. Корсунская)
Слайд 154. Методы и формы изучения биологии
Формы организации:
Урок (основная форма).
Внеурочные работы (летние
задания).
Экскурсии – (знакомят учащихся с объектами изучения, явлениями, закономерностями живой природы).
Внеклассные занятия – факультативы, элективы, кружки.
Слайд 16
5. Проблемы преподавания биологии в школе
4 группы проблем:
Проблемы общества
Проблемы государства
Проблемы дидактики
и методики
Проблемы школы и учителя
Слайд 175. Проблемы преподавания биологии в школе
Проблемы общества
Биологические знания не осознаются как ценность. Это связано с популяризацией других наук и дисциплин в обществе.
Проблема языкового общения. На определенном этапе население перестает понимать естественнонаучные проблемы, так как не владеет языком этих наук.
Слайд 185. Проблемы преподавания биологии в школе
Проблемы государства:
Не четкое формирование образовательной политики, целей образования.
Невозможность обеспечить все школьные учреждения качественным оборудованием.
Учебники, формально удовлетворяющие требованиям стандарта.
Оценка труда учителей.
Государство не готово стимулировать бизнес для участия в благотворительных целях.
Слайд 195. Проблемы преподавания биологии в школе
Проблемы дидактики и методики:
Нет дидактической системы, которая позволит организовать учебный процесс в условиях открытой информационной среды.
Требование от учителей инноваций.
Издание учебной литературы – как средство для получения дохода, поэтому она не проходит должную апробацию – это не выгодно.
Интерес школьников к биологии – 10-12 лет.
Слайд 205. Проблемы преподавания биологии в школе
Проблемы школы и учителей:
Большое количество лицеев и гимназий с профильными классами по иностранным языкам и обществознанию.
Уменьшение количества часов на изучение биологии.
Материально-технические проблемы.
Уменьшение высокопрофессиональных учителей.
Слайд 216. Методические рекомендации учителям биологии
Необходимо грамотное перераспределение часов между крупными разделами
и внутри тематических блоков.
Необходимо делать упор на практический аспект изучения предмета. Как гласит восточная мудрость: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Повышение мотивации учащихся к изучению курса.
Нельзя забывать об огромном потенциале других дисциплин.
Слайд 226. Методические рекомендации учителям биологии
Рекомендуемые учебные
пособия:
– 6-й класс: Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения»;
– 7-й класс: Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология. Животные»;
– 8-й класс: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек»;
– 9-й класс: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию».
Данные учебники разработаны по оригинальной методике и под редакцией В.В.Пасечника (издательство «Дрофа»).
Список литературы
Брыкин Ю. В. Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы // Всеросс. Научно-практическая конференция, -- Челябинск: ЧГПУ, 2003. ?149с./ Брыкин -- с.7-9.
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. — м., 1983, с. 347.
Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения». – Учебное пособие для учащ. 6 классов. – М., «Дрофа», 2011, 304 с.
Пасечник В. В. Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы // Всеросс. Научно-практическая конференция, -- Челябинск: ЧГПУ, 2003. ?149с./Пасечник -- с. 24-25.
Фрадкин В.Е. «Проблемы школьного естественнонаучного образования» // Научная библиотека – 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://newtonew.com/school/problems-school-science-education (дата обращения 14.01.2018).
Слайд 24Вопросы:
1. Какие формы организации обучения вы можете назвать?
2. Какие основные проблемы
в образовании прозвучали в данной презентации?
3. С какими проблемами в изучения биологии вы сталкивались в своих школах?