Презентация, доклад на тему Проблемное обучение на уроках биологии

Содержание

Скажи мне - и я забуду,Покажи мне - и я запомню,Дай мне сделать - и я пойму

Слайд 1 ШМУ учителей биологии общеобразовательных учебных заведений Симферопольского района на базе МБОУ «Винницкая

школа»

Тема: «Проблемное обучение на уроках биологии»

Учитель биологии Подгайский Г.В.

ШМУ учителей биологии общеобразовательных учебных заведений Симферопольского района на базе МБОУ «Винницкая школа»  Тема: «Проблемное

Слайд 2Скажи мне - и я забуду,


Покажи мне - и я запомню,


Дай

мне сделать - и я пойму
Конфуций
Скажи мне - и я забуду,Покажи мне - и я запомню,Дай мне сделать - и я пойму

Слайд 3Сократ
Ж.Ж.Руссо
К.Д.Ушинский
Дж. Дьюи

СократЖ.Ж.РуссоК.Д.УшинскийДж. Дьюи

Слайд 4 В современном мире требуется человек который:

принимает себя

и свои чувства ;
становится более уверен в себе ;
ставит перед собой цели добивается их ;
становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;
принимает и понимает других людей;


В современном мире требуется человек который: принимает себя и свои чувства ;становится более уверен

Слайд 5Проблемное обучение может способствовать реализации двух целей:
Первая цель — сформировать у учащихся

необходимую систему знаний, умений и навыков.

 Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Проблемное обучение может способствовать реализации двух целей:Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков. Вторая

Слайд 6 Проблемное обучение - это такая организация учебного процесса, которая предполагает

создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Проблемное обучение - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций

Слайд 7Основные признаки проблемного обучения:
особым образом организованная деятельность учащихся, предполагающая

стимулирование их самостоятельности и творчества в познании;
организация содержания обучения, при которой учебный материал не преподносится «в готовом виде», а требует от ученика самостоятельного поиска, «домысливания» содержания учебного материала до целостной системы знаний и умений;
деятельность педагога, выстроенная на основе принципа проблемности (создание для учащихся ситуаций затруднения).
 

Основные признаки проблемного обучения:   особым образом организованная деятельность учащихся, предполагающая стимулирование их самостоятельности и творчества

Слайд 8Общие функции проблемного обучения:
усвоение учащимися системы знаний и способов деятельности,

способствующей тому, чтобы учащиеся могли применять новые знания на практике;
развитие интеллектуальных способностей учеников, их познавательной самостоятельности;
формирование мышления учеников, основанного на выявлении и сопоставлении фактов ;
создание условий для всестороннего развития личности.


Общие функции проблемного обучения:  усвоение учащимися системы знаний и способов деятельности, способствующей тому, чтобы учащиеся могли

Слайд 9 При проблемном обучении

воспроизведение

усвояемого материала улучшается в 2 раза,
актуализация знаний в 2,6 раза,
успешность применения знаний в новых условиях – в 3 раза,
решение сложных творческих задач – в 7 раз.
При проблемном обучениивоспроизведение усвояемого материала улучшается в 2 раза,актуализация

Слайд 10Скажи мне - и я забуду,


Покажи мне - и я запомню,


Дай

мне сделать - и я пойму
Конфуций
Скажи мне - и я забуду,Покажи мне - и я запомню,Дай мне сделать - и я пойму

Слайд 12 Биология как учебный предмет дает большие возможности для решения

учебных задач через использование методов:
наблюдение (в том числе и летнее)
эксперимента, практических и лабораторных работ
решение логических задач
просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков
сообщения учащихся
рефераты
участие в научно- исследовательской работе
использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, географии, экологии, литературы

Биология как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:наблюдение (в

Слайд 13 Методы проблемного обучения:
частично – поисковый или

эвристический

проблемного изложения

исследовательский
Методы проблемного обучения:частично – поисковый или   эвристический проблемного изложения исследовательский

Слайд 14Этапы проблемного обучения
I этап - постановка проблемной ситуации.

II этап -

перевод проблемной ситуации в психологическую .
На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.

III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь.

IV этап - появление идеи решения.

V этап - реализация найденного решения .


Этапы проблемного обученияI этап - постановка проблемной ситуации. II этап - перевод проблемной ситуации в психологическую .

Слайд 18Способы создания проблемной ситуации

Способы создания проблемной ситуации

Слайд 20Способы создания проблемной ситуации

Способы создания проблемной ситуации

Слайд 21^ Приемы создания проблемной ситуации..
1прием. Предъявление классу противоречивых фактов, научных теорий

или взаимоисключающих точек зрения.
Так на уроке биологии в 9 классе по теме «Форменные элементы крови» привожу такие данные: « Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 литров кислорода, а во время усиленной работы-60-100 литров. Известно, что в 5 литрах воды может раствориться 0,1л кислорода. В нашем организме 5 л крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0, 1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?»
^ Приемы создания проблемной ситуации.. 1прием. Предъявление классу противоречивых фактов,  научных теорий или взаимоисключающих точек зрения.

Слайд 222 прием. Сталкивание разных мнений учащихся Учитель сталкивает разные

мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. На уроке в 9 классе при изучении темы «Поведение и психика» предлагаю следующую задачу: «Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки». Другая задача на уроке, тема которого - «Пищеварительная система»
9 класс: В настоящее время широкое распространение получило вегетарианство, то есть употребление в пищу только растительных продуктов. Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему? Дайте обоснованный ответ».
2 прием. Сталкивание разных мнений учащихся     Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а

Слайд 23 3 прием.

Задание «на ошибку» Этот прием выполняется в два шага: сначала(1шаг) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем «шаг 2» сообщением, экспериментом предъявляет научный факт. При изучении темы «Бактерии» в 7 классе ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения.( Шаг 1 ) Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду.(Шаг2) Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения - разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда- влага). Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются..
3 прием. Задание «на ошибку»

Слайд 244 прием. Использование «яркого пятна»
Роль проблемной

ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни.
Например: на уроке биологии в 9 классе на тему « Иммунитет» пользуюсь историческими фактами «Илья Ильич Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды. Мечников так и назвал эти клетки - фагоцитами, что значит клетки – пожиратели. Он обнаружил фагоциты у самых разных животных - у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у человека.
В то же время в 80-е гг. 19 века ученые Германии по-иному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила название жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет. Кто же оказался прав? Как объясняет современная наука образование иммунитета?


4 прием. Использование «яркого пятна»     Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В

Слайд 25Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:
1. На основе дискуссионной

деятельности:
– семинары (индивидуальная работа); – структурированные дискуссии (групповая работа); – проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)
2. На основе исследовательской деятельности:
– практические занятия (коллективная работа) – исследовательские уроки (индивидуальная работа)
3. Традиционные уроки с новыми аспектами:
урок-лекция;
урок-семинар;
урок решения задач;
урок-конференция;
урок-экскурсия;
урок-консультация;
урок-зачет и т.д.
4. Нестандартные уроки:
урок-аукцион;
рок-пресс-конференция;
урок-защита диссертации;
урок-суд;
урок-посвящение;

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:1. На основе дискуссионной деятельности:– семинары (индивидуальная работа); – структурированные

Слайд 28ВЫВОДЫ:
Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет достигать

определенных результатов:
- проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
- у большинства учащихся проблемное обучение помогает сформировать положительную мотивацию к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии;
- возростает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
ВЫВОДЫ:   Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет достигать определенных результатов: -   проблемное

Слайд 29Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть