Слайд 1История развития эволюционных идей. Эволюционное учение Чарлза Дарвина.
Слайд 2Эволюция – это необратимый процесс исторического изменения живых существ и их
сообществ.
Эволюционное учение – наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ во времени.
Слайд 3Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни.
Аристотель – первая систематика животных.
Слайд 5Система органической природы К. Линнея.
Описал около 10 тыс. видов растений и
4 тыс. видов животных.
Опубликовал книгу «Система природы», в которой описал основные принципы систематики – науки о классификации живых организмов.
Ввел бинарную номенклатуру, где первое слово названия – это род, второе – вид, например, аскарида человеческая (Ascaris lumbricoides)
Слайд 6Животный мир К. Линней поделил на 6 классов: млекопитающие, птицы, гады
(амфибии и рептилии), рыбы, насекомые, черви. К последнему классу были отнесены почти все беспозвоночные.
Его классификация была наиболее полной для своего времени, но Линней понимал, что система, созданная на основе нескольких признаков является искусственной системой.
Слайд 7Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Эволюционную теорию Ламарк изложил в
двухтомном труде «Философия зоологии» (1809). Ученый определил два основных направления эволюционного процесса: постоянное усложнение уровня организации живых существ, происходящее во времени (градация, от лат. gradatio — постепенное повышение), и увеличение разнообразия под действием условий среды.
Слайд 8Учение о градации организмов.
Всех животных ученый разделил на 14
классов, которые распредели по степени усложнения организации, образовав 6 ступеней градаций. Самый низший уровень в этой системе занимали инфузории, наиболее высокий — млекопитающие.
Слайд 9Учение об изменчивости.
Закон упражнения и неупражнения органов: постоянное употребление органа ведет
к его усиленному развитию, а неупотребление – к ослаблению и исчезновению.
Закон наследования благоприобретенных признаков: под действием постоянных упражнений и неупражнений органы изменяются, и возникшие изменения наследуются.
Слайд 10Значение теории Ламарка.
Ученый определил предпосылки эволюции (изменчивость и наследственность)
и указал направление эволюции (усложнение организации). Однако, правильно оценив развитие природы от простого к сложному, Ламарк не смог вскрыть причины эволюции.
Слайд 11Эволюционная теория Ч. Дарвина.
Теорию Дарвина можно сформулировать в виде довольно простых
положений:
Организмы изменчивы.
Различия между организмами, хотя бы частично, передаются по наследству.
Теоретически при благоприятных условиях любые организмы могут размножаться в геометрической прогрессии.
В результате борьбы за существование происходит естественный отбор — выживают те особи, которые располагают полезными в данных условиях свойствами.
Слайд 12В основу своего объяснения механизмов эволюции Ч. Дарвин положил три главных
фактора, изменчивость организмов, борьбу за существование и естественный отбор, среди которых естественный отбор является направляющей, движущей силой.
Слайд 14Естественный отбор.
Процесс выживания и размножения наиболее приспособленных особей Дарвин
назвал естественным отбором, главной движущей силой, направляющей эволюционный процесс. Материалом для этого отбора служит наследственная изменчивость. В процессе естественного отбора происходит постепенное накопление полезных для группы организмов изменений, что приводит к формированию нового вида.
Слайд 15Значение теории Ч. Дарвина.
Дарвин не был первым ученым, создавшим
теорию эволюции. Его заслуга состоит в том, что он впервые научно объяснил механизмы эволюции вообще и видообразования в частности. Основными факторами эволюции Дарвин считал наследственную изменчивость, борьбу за существование и естественный отбор.