Слайд 1Класс Двудольные,
Семейство Крестоцветные
(Капустные)
Каметова И. Б.,
учитель биологии высшей квалификационной категории
Слайд 2Цель урока:
1. Изучить признаки растений семейства Крестоцветные.
2.Систематизировать знания о семействе, роде,
виде.
3.Изучить хозяйственное значений растений этого семейства.
Слайд 3Повторение.
Задание : заполнить таблицу.
Работа с таблицей:
Слайд 4Особенности растений семейства крестоцветных
семейство включает около 3200 видов растений;
- цветки с
крестообразно расположенными лепестками, чашечка из 4 чашелистиков. Венчик из 4 лепестков, с 6 тычинками (2 короткие и 4 длинные) и 1 пестик;
- формула цветка крестоцветных Ч4Л4Т4+2П1;
- соцветие – кисть;
- плоды – стручки или стручочки;
- корневая система – стержневая.
Слайд 5Диаграмма цветка Крестоцветных
Слайд 6Дикорастущие растения семейства
Редька дикая
РЕДЬКА - род травянистых растений семейства крестоцветных.
6-8
видов в Азии.
Слайд 7Пастушья сумка или сумочник пастуший
.
Сумочник - род трав семейства крестоцветных. 5-7
видов, в умеренных и субтропических поясах. Сумочник пастуший - лекарственное растение, сорняк; молодые листья пригодны в пищу, из семян изготовляют суррогат горчицы.
Слайд 8Ярутка полевая
ЯРУТКА - род трав семейства крестоцветных. Ок. 70 видов, преимущественно
в умеренном поясе Северного полушария, а также в Юж. Америке; в России несколько видов. Широко распространенная ярутка полевая - злостный сорняк посевов и огородов.
Слайд 9Икотник серо - зелёный
двулетнее растение. Цветки белые в щитковидных кистях, мелкие,
с двураздельными на верхушке лепестками. Стручочки овальные.
Слайд 10Культурные растения семейства
Кочанная капуста
КАПУСТА - род одно-, дву- и многолетних растений
семейства крестоцветных, овощная культура. Ок. 35 видов, в Евразии и Северной Африке, большинство в Средиземноморье. Возделывают капусту кочанную (в кочанах сахара, белки, витамин С, минеральные вещества), цветную, савойскую, брюссельскую, кольраби и др. К роду капусты относятся также репа, рапс, сурепица, сарептская горчица, брюква. Выращивают повсеместно.
Слайд 13Редис
Редька посевная, в т. ч. редис
РЕДЬКА - род травянистых растений семейства
крестоцветных. 6-8 видов в Азии. Редька посевная (собственно редька и редис) - овощная (в корнеплодах минеральные вещества, витамин С), масличная (масло из семян), кормовая культура, во всех земледельческих районах; в Российской Федерации повсеместно, урожайность корнеплодов 200-300 ц с 1 га.
Слайд 15Лабораторная работа
тема: изучение растений семейства крестоцветные.
Цель: изучить признаки растений семейства Крестоцветные
Оборудование: гербарий растений, инструктивная карточка, лупы.
Слайд 16
Инструктивная карточка
Семейство Крестоцветные»
1. Рассмотрите строение данного Вам растения.
К какому типу относится
его корневая система?
Какой стебель у растения?
Какие у него листья?
Как листья расположены на стебле?
Какое жилкование листьев?
2. Рассмотрите цветок.
Какой околоцветник: простой или двойной?
Подсчитайте число чашелистиков.
Рассмотрите чашелистики, срастаются ли они между собой?
Как называется чашечка такого цветка?
Подсчитайте число лепестков. Рассмотрите венчик. Срастаются ли между собой лепестки? Как называется венчик такого цветка?
Подсчитайте число тычинок. Все ли тычинки одинаковы по размерам?
Запишите, какими цифрами обозначены на рисунке чашелистики, лепестки, тычинки, пестик.
3. Рассмотрите строение плода.
Измерьте ширину и длину плода. Если длина плода превышает его ширину в 3 и более раз, значит, это плод – стручок, если ширина и длина примерно равны, это плод – стручочек.
Укажите название плода этого растения.
Запишите, какими цифрами обозначены на рисунке створки плода, перегородка, семя.
Слайд 17Данные лабораторной работы занести в таблицу
Слайд 18Зарисовать строение цветка, подписать все его части.
Слайд 19ПРИЗНАКИ СЕМЕЙСТВА
КРЕСТОЦВЕТНЫЕ
1. Околоцветник двойной.
2.формула цветка:Ч4Л4Т4+2 П1
3. плод: стручок, стручочек.
4.соцветие кисть.
5.
тип корневой системы: стержневая корневая система.
Слайд 20Задание №1.
Какие растения «лишние»
апуста
Слайд 21Задание №2.
Заполните таблицу
Записать названия растений, что человек у данных растений использует
в пищу.
Слайд 22Выполнить задания№3
2. Выпишите номера растений, относящихся к семейству крестоцветных.
1. Гулявник лекарственный
2.
Земляника лесная
3. Хрен деревенский
4. Вишня обыкновенная
5. Горчица белая
6. Клевер белый
7. Горох посевной
8. Ярутка полевая
9. Ромашка аптечная
10. Сурепка обыкновенная
1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители Семейства Крестоцветные.
1. Плод - ягода.
2. Соцветие - кисть.
3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.
4. Венчик цветка состоит из 5 свободных лепестков.
5. Плод - боб.
6. Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков.
7. Соцветие – головка.
8. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.
9. Плод – стручочек или стручок.
10. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.
Слайд 23
Перепишите предложения, вставив пропущенные слова. №4
У растений семейства крестоцветных цветок
имеет ................................околоцветник, чашечка состоит из .......... свободных чашелистиков, венчик состоит из ............ лепестков, тычинок .......... , пестик ..................Плод ………………… или ……………...........
Слайд 24Проверка выполненных заданий
Задание№1
Лишние растения- красная смородина и хризантем, т.к. они не
относятся к сем.
крестоцветные.
ЗАДАНИЕ№2
1. РЕДИС-КОРЕНЬ
2.КАПУСТА-СТЕБЕЛЬ
3.ХРЕН-КОРНЕВИЩЕ
Задание №3
1.Ответы:2,4,6,8,9.
2.Ответы: 1,3,5,8,10.
Задание№4
Двойной, четыре, четыре,6,1,стручок,стручочек.
Слайд 25
Систематическое положение
редька дикая.
Ц.-
Отд.-
Кл.-
Сем-
Род-
Вид-.
-
Слайд 26Систематическое положение.
Ц.- растения
Отд.- покрытосеменные (цветковые)
Кл.- двудольные.
Сем- во- крестоцветные
Род- редька.
Вид-редька дикая.
Слайд 27Используя учебник стр.325-227, составьте таблицу, записав известные Вам растения семейства крестоцветные,
распределив их по группам.
Слайд 29Домашнее задание.
1. выучить§47
2. ответить на
вопросы § 47
3.приготовить презентации по теме
«Растения семейства Крестоцветные»