Слайд 1Значение кружковой работы при школьном
уголке живой природы в воспитании и обучении
детей.
Каратаева Ульяна Константиновна,
учитель биологии,
Высшая категория
Слайд 2Цель работы кружка
«Золотая рыбка»:
расширение и углубление программного материала по природоведению,
ботанике, зоологии и экологии.
Слайд 3Задачи:
- воспитание ответственного, бережного отношения к природе;
- привлечение школьников к
природоохранной деятельности;
- воспитание у учащихся ряда трудовых навыков, связанных с работой в уголке живой природы;
- совершенствование навыков натуралистических исследований;
- помощь в профессиональной ориентации.
Слайд 4Направления работы:
- Научно-исследовательская работа;
- Практическая деятельность;
- Творческая работа;
- Экологические акции;
- Участие в мероприятиях экологического направления.
Слайд 5Формы занятий:
- Теоретические семинары.
- Тематические занятия, которые подкрепляются экскурсиями в
музей, наблюдениями непосредственно на природе.
- Тематические экскурсии. Особой формой занятий являются тематические экскурсии в музеи, ботанические сады, зоопарк
- Лабораторно-практические занятия являются важнейшим дополнением к теоретическим занятиям.
- Другой тип лабораторно-практических занятий посвящен непосредственному изучению строения и морфо-экологических адаптаций организмов, это сопровождается зарисовкой объектов исследования и их наиболее важных таксономических признаков
Слайд 7Значение зооуголка
«Золотая рыбка»
Уголок живой природы это маленькое и беспокойное хозяйство.
Живые и неживые экспонаты купленные, полученные от родителей, детей учтены и оценены. Такой порядок у детей воспитывает ответственность за школьное имущество, бережливость.
Из числа ребят назначены ответственные за оборудование, корма, животных и растения. Для ребят это престижно, вызывает чувство гордости и стремление к сбережению и умножению фондов уголка.
Слайд 8Обитатели уголка
живой природы
В первом аквариуме содержатся гуппи,
пецилии, коридорас, молодые красноухие черепахи, моллюски ампуллярии и и растения валлиснерия, апоногетон
Рыбы широко распространены в природе, видовой состав около 25000, многообразны формы, удивительно приспособлены к разнообразным условиям среды. В кабинете 5 аквариумов: по 170л, 150л, 40л, 15 л,10л.
Слайд 9Обитатели аквариума
петушок бойцовский
цихлиды чернополосые.
Слайд 10Использование аквариума
на уроках
На уроке ботаники:
Образование низших водорослей на стенках аквариума,
на донных предметах. Лабораторная работа «Строение зеленых водорослей» по теме Отдел Водоросли. Одноклеточные водоросли;
Строение многоклеточных водорослей на примере нителлы, улотрикса
Значение водорослей в природе и жизни человека
Валлиснерия используется для проведения лабораторной работы «Клеточное строение листа»
Наблюдение за выделением кислорода веточками элодеи. Выделение кислорода в виде пузырьков, оседающих на листьях и стеблях, особенно заметных после смены воды. Тема Фотосинтез;
Наглядно демонстрируется размножение водных растений по теме Способы размножения растений;
Развитие, рост растений в зависимости от освещенности, температурных условий по теме Основные экологические факторы и их влияние на растения;
Слайд 11Использование аквариума
на уроках
На уроке зоологии:
На примере рыб и лягушки приспособленность
к водной среде обитания по теме среды жизни и местообитания животных;
Аквариум как искусственный биогеоценоз Пищевые связи или цепи питания в аквариуме на примере растений-продуцентов, моллюсков, рыб-консументов, бактерий – редуцентов. Тема Взаимосвязи животных и растений. Биологические сообщества.
Внешнее строение моллюсков, выявление их сходства и различий на примере катушки при проведении лабораторной работы по теме Местообитания, образ жизни и особенности внешнего строения моллюсков.
Наблюдение за размножением моллюсков, пример гермафродитизма. Катушки, ампуллярии, - представители класса Брюхоногих моллюсков по теме Особенности внутреннего строения. Размножения и классификация моллюсков.
Значение моллюсков в природе и жизни человека на примере катушки и ампуллярии как санитаров и корм для других видов обитателей водной среды по теме Значение моллюсков в природе и жизни человека.
Изучение внешнего строения и особенности передвижения рыб при проведении лабораторной работы по теме Местообитания и внешнее строение рыб.
Изучение условных пищевых рефлексов во время кормления на раздражитель и безусловных ориентировочных и оборонительных рефлексов на появление посторонних предметов по теме Скелет. Мускулатура и нервная система рыбы.
Наблюдение за живородящими гуппи и пецилиями, за развитием личинок и мальков рыб по теме Размножение и развитие рыб.
На примере шпорцевой лягушки можно изучить внешнее строение, местообитание, поведение бесхвостых земноводных.
Изучение особенностей внешнего строения красноухих черепах по теме Основные группы современных пресмыкающихся. Значение в природе и жизни человека.
Слайд 12Использование аквариума
на уроках
Лягушка шпорцевая
На уроке общей биологии:
1. Примеры 2 типов
пищевых цепей:
А)Цепь выедания: одноклеточные водоросли - инфузория- туфелька - катушка – гиринохейлус золотистый.
Б) Цепь разложения: гуппи – бактерии.
2. Примеры 3 типов экологической пирамиды:
А) Пирамида энергии
Б) Пирамида чисел
В) Пирамида биомассы.
3. Аквариум – искусственный биогеоценоз. Отличия от естественного биогеоценоза.
4. Примеры хищничества (растения поедаются моллюсками, рыбами; моллюсков поедают рыбы), конкуренции ( между растениями за свет)
Слайд 13Обитатели живого уголка
Хомяк переднеазиатский
В уголке содержатся млекопитающие хомячки, песчанки, морская свинка.
Хомячки относятся к отряду грызунов, к обширному семейству Хомяковых. Переднеазиатский хомяк принадлежит к мелким хомячкам. Известно много цветовых разновидностей. Зверьки приятные, забавные, очень подвижны и удивительно плодовиты. В течение года дали 2 выводка, ждем третий выводок. Живут 5-6 лет.
Наблюдения за хомячками:
-гнездостроительное поведение хомяков
-развитие детенышей
- создание запасов корма.
Слайд 14Песчанка монгольская
Песчанки как и хомячки, относятся к отряду грызунов, подсемейству песчанковых.
Внешне чем то напоминают крыс. Но хвосты сильно опушены, а на конце кисточка. Они слишком непоседливы и подвижны. Весьма невзыскательны в содержании и кормлении. Наблюдения за песчанками:
- маркировочное поведение
Слайд 15Морская свинка лабораторное животное, хорошо приручается, размножается и быстро растет. Приплод
от половозрелой самки можно получать до 3 раз в год. Наблюдения:
-рост и развитие морских свинок
- развитие детенышей.
Морская свинка
Слайд 16Растения живого уголка необходимы для:
Знакомства с растениями, их познание по школьной
программе ботаники, более глубокое изучение представителей флоры.
Наглядное пособие при изучении приспособления растений к среде обитания, размножение черенками, семенами, ростками, понятие «фотосинтез» и развитие растений в зависимости. От освещенности места нахождения, многообразие растений, значение растений в природе и жизни человека;
Уход за растениями, выращивание, что приучает ребят к умению работать, прививает любовь к земле;
Декоративное значение, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, привитию им добрых чувств к живому и бережному отношению к окружающему миру природы.
Слайд 17Результативность работы
100% членов кружка включены в реализацию различных творческих, исследовательских работ.
члены
кружка участвуют в школьной конференции и занимают призовые места. В перспективе лучшие работы будут представлены на НПК «Шаг в будущее».
выпускники 9 и 11 классов, имеющие опыт работы в кружке, выбирают для сдачи экзамена предмет «Биология».
планируют выбрать профессию, связанную с ветеринарией, медициной, экологией.
Слайд 18Уголок живой природы и кружок при нем служат:
структурной единицей кабинета
биологии, где содержатся различные представители флоры и фауны, представители одомашненных и домашних животных, комнатные и оранжерейные растения, в уголке сосредотачиваются коллекции и отдельные экспонаты, приобретенные в государственной торговой сети, собранные учащимися или изготовленные ими в соответствии с действующим природоохранным законодательством;
наглядным и разносторонним собранием живых и неживых экспонатов, способствующих лучшему усвоению учащимися школьной программы по природоведению, ботанике и зоологии;
школьным центром проведения внеурочных и внеклассных занятий по распространению среди учащихся естественнонаучных знаний и развитию их экологического воспитания, привития любви к природе своей Родины;
звеном воспитательного характера в части развития у детей чувств глубокого уважения к живой природе, гуманного отношения ко всем представителям флоры и фауны, бережного отношения к ним, что является необходимым при формировании высокой нравственности человека;
базой для развития эстетических чувств у учащихся, способствующей творчеству детей в области изобразительного искусства и литературы;
объектом для приучения школьников к выполнению целого ряда необходимых в жизни трудовых приемов и процессов: уборка помещения, мелкий ремонт оборудования, соблюдение порядка, ведение дневников, обслуживание животных, приготовление для них кормов, выращивание семян растений, декорирование помещения, соблюдение норм и правил бытовой гигиены и др.
звеном физической культуры для закалки учащихся, привития им навыков полевых натуралистических исследований, походной жизни, ориентирования в природе;
помощью в профессиональной ориентации учащихся.