Слайд 1Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Бабушкина Ж.В.,
учитель биологии
МБОУ «Еланская СОШ»
Слайд 2Школьные факторы риска влияющие на здоровье учащихся:
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и
технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Слайд 3Здоровьесберегающие предметные уроки
I вид:
Это запланированный «Урок здоровья» по предмету. Например,
«Работа скелетных мышц и их регуляция», «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет», «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Гигиена органов дыхания», «Энергозатраты человека и пищевой рацион» и другие.
Слайд 4Здоровьесберегающие предметные уроки
II вид:
Это может быть урок, в который включены
элементы здоровьесбережения:
это ежеурочные минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя, связанные с вредными привычками (например: «Почему нельзя грызть ручку?»);
по обучению учащихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления и т.д.;
это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.
Слайд 5Здоровьесберегающие предметные уроки
III вид:
Это может быть стандартный , типичный хорошо
продуманный урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок.
Слайд 6Принципы здоровьесберегающей технологии (по Н. К. Смирнову):
Организация обучения через разные каналы
восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока.
Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты.
Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности.
Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня.
Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания.
Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.
Слайд 7Гигиенические условия в кабинете.
Смена видов деятельности, так как однообразие утомляет
Желательно
использовать на уроках не только словесный вид преподавания, но и наглядный, аудиовизуальный, так как среди детей выделяют аудиалов, визуалов и кинестетиков.
Физкультминутки - обязательная составная часть урока.
Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
Благоприятный психологический климат на уроке.
В течение урока обращать внимание на позу ребенка (осанка).
Слайд 8Дети с нарушениями слуха и зрения сидят за первыми партами.
Часто
болеющих детей рассаживать дальше от наружной стены.
При использовании ИКТ необходимо соблюдать требования, приписанные в СанПиНах.
Валеологические требования к школьной мебели прописаны в СанПинах.
Кабинет должен представлять собой здоровьесберегающее пространство.
Недопустима задержка в классе после звонка на перемену.
Старайтесь планировать урок таким образом, чтобы контрольные работы проходили не последним уроком и не в конце недели.
Слайд 91. Гигиенические условия в классе
Слайд 102. Число видов учебной деятельности, используемых учителем
3. Норма чередования различных видов
деятельности – 7-10 минут.
4. Норма использованных учителем видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.) – не менее 3-х за урок
Слайд 11Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:
Частую смену позы
Потягивание
Встряхивание руками
Зевота
Закрывание
глаз
Подпирание головы
Остановившийся взгляд
Ненужное перекладывание предметов
Разговор с соседом
Увеличение количества ошибок в ответе
Не восприятие вопроса
Задержка с ответом
Частые поглядывание на часы во время урока
Слайд 12 5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и
творческого самовыражения учащихся.
а) методы свободного выбора (беседа, выбор действия, свобода творчества…)
б) активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, исследование…)
в) методы, направленные на самопознание и развитие (эмоций, интеллекта, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.)
Слайд 136. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.
7.
Позы и мимика учащихся, их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
Слайд 148. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока
и способствуют снятию локального утомления.
9.Упражнения по профилактике заболеваний у учащихся.
Общеукрепляющая гимнастика
Психогимнастика
Упражнения для глаз
Упражнения для укрепления мышц рук
Упражнения на отдых позвоночника
Релаксационные упражнения для мимики лица
Слайд 1510. Применение оборудования для создания развивающей здоровье среды обучения в классе.
В
течение года трижды меняют расстановку парт:
1-й триместр – традиционные ряды;
2-й триместр – парты сдвигаются попарно и образуют 7 больших столов для групповой работы и лабораторных работ;
3-й триместр – парты образуют букву «п» – для проведения семинаров, обсуждений, игр и т.д.
Слайд 1611. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
* Включение в содержательную часть
урока подвижных игр, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
* Выработка индивидуального способа безопасного поведения, связанного с сохранением здоровья.
* Скороговорки для дыхательных упражнений.
* Задачи о здоровом образе жизни.
Слайд 1712. Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес
к изучаемому материалу, стремление больше узнать, радость от активности и общения.
13. Благоприятный психологический климат на уроке – важная гирька на чашу весов, определяющая позитивное воздействие школы на здоровье ученика.
Слайд 1814. Профилактика «школьных неврозов» - умение учителя предупредить на уроке микроконфликты
из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой и т.д.
15. Эмоционально – смысловые разрядки на уроке: улыбки, остроумные шутки, поговорки, музыкальные минутки, небольшие стихотворения и т.п.
Слайд 1916. Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную
работу.
17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Норма – не ранее, чем за 5 – 10 минут до окончания урока.
18. Темп и особенности окончания урока.
Слайд 20Использование здоровьесберегающей технологии не требует от учителя специальной подготовки и больших
затрат времени