Слайд 1Введение в биологию.
9 класс.
Слайд 2 «…человеческий мозг похож на маленький пустой чердак… Дурак натащит
туда всякой рухляди, и полезные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает, и возьмёт лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы.»
Высказывание Шерлока Холмса.
Артур Конан Дойл.
« Этюд в багровых тонах.»
Слайд 3Биология – наука о жизни.
Название её образовано путем сочетания двух греческих
слов: «биос» -жизнь и «логос» - слово, учение. Биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных.
Слайд 4Комплекс биологических наук
Микробиология изучает мир бактерий и вирусов;
ботаника – строение
и жизнедеятельность растений;
зоология собирает и систематизирует сведения о животных;
микология изучает грибы;
антропология – человека;
общая биология – общие принципы организации живых систем , закономерности развития живого.
Слайд 5Отдельные области биологии изучают общие свойства живых организмов.
морфология - учение о
внешнем строении, структуре объектов живой природы (морфология растений, морфология животных и т.д.);
физиология – учение о функциях живых организмов;
анатомия – наука о внутреннем строении существ.
Слайд 6
К классическим наукам биологического цикла можно отнести
систематику (систематика растений, систематика
животных, систематика грибов и др.),
экологию (экология растений, экология животных, экология грибов и др.),
палеонтологию (палеоботаника, палеозоология и др.).
Слайд 7Задача общей биологии –
выявление и объяснение общих свойств и многообразия
живых организмов.
Слайд 8Предметом изучения общей биологии
являются эволюционное учение,
преставления о развитии органического мира,
основы общей
экологии и учения о биосфере,
цитология, гистология, закономерности индивидуального развития организмов,
основы генетики и селекции.
Слайд 9Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин.
Молекулярная биология
Биофизика
Цитология Биохимия
Морфология Гистология Биокибернетика
Анатомия Эмбриология Биометрия
Ботаника Физиология Генетика Радиобиология
Зоология Систематика Селекция Бионика
Микология Палеонтология Экология Генная инженерия
Биология Антропология Эволюционное Космическая
учение биология
Биогеография
Слайд 10Методы исследования в биологии:
1. Наблюдения – преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и
процессов с целью осознания его существенных свойств.
2. Описательный – собирание и описание фактов. Ульям Гарвей – открытие и описание кровеносной системы человека.
3. Сравнительный – сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий. Карл Линней создавший научные основы классификации растений и животных, понятия о роде и виде организмов.
4. Экспериментальный – целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления. Френсис Бэкон (только опыт является главным ключом к познанию). Луи Пастер – экспериментальные основы микробиологии.
5. Исторический – выяснение закономерностей появления и развития организмов.
6. Моделирования – изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.
Слайд 11Вклад ученых Казахстана в развитие общебиологических дисциплин.
Домбровский – эволюционная сравнительная
морфология животных.
Н.В. Павлов – систематическое изучение флоры Казахстана.
С.П. Шварцман – исследование грибов Казахстана.
Зоологи:
А.А. Слудский – инициатор создания Красной книги Казахстана.
Е.В.Гвоздев, И.Г. Галузо – исследования причин паразитарных заболеваний животных.
И.А. Долгушин, А.Ф. Ковшарь – исследования видового состава и биологии птиц Казахстана, труд «Птицы Казахстана».
Молекулярная биология:
М.А. Айтхожин – основатель молекулярной биологии.
Слайд 12Вклад ученых Казахстана в развитие общебиологических дисциплин.
Биохимия:
Т.Б. Дарканбаев – изучение биохимии
пшениц Казахстана, основатель биохимической науки в РК.
Р.М. Кунаев, М.К. Гильманов – изучение ферментов растений.
В.П. Кузьмин – исследования по генетике растений и животных, создатель сортов пшеницы, адаптированных к условиям Северного Казахстана.
Н.Л. Удольская – создала продуктивные сорта яровой пшеницы.
Р.А. Уразалиев – сорта озимой пшеницы.
Г.З. Бияшев – работы по генетике сахарной свеклы.
А.Д. Джангалиев – систематическое изучение диких яблонь Казахстана.
Слайд 13Вклад ученых Казахстана в развитие общебиологических дисциплин.
Ф.М.Мухамедгалиев, В.А. Бальмонт – создание
новых высокопродуктивных пород животных.
Ф.А. Полимбетова – изучение засухоустойчивости растений.
Д.Л. Шамис – основатель микробиологии в Казахстане. Х.Ж. Жуматов – основатель вирусологии в Казахстане.
Н.Б.Ахматулина, М.Х. Саятов – изучение вирусов гриппа.
В.Э. Березин – разработка методов диагностики вирусов СПИДа.
М.К. Карабаев – работы по клеточной инженерии пшеницы.
М.М. Тойшибеков - по трансплантации зигот.
Слайд 14IV. Закрепление:
1. Как вы думаете, какова роль биологии в современном обществе,
какова роль биологических знаний в нашей жизни?
2. Согласны ли вы с утверждением, что биология – ведущая наука 21 века? Какие крупные открытия сделаны в последние годы?
3. Для решения, каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии?
4. Приведите примеры использования методов биологических наук из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.
5. Какова основная цель науки?
6. Что такое научный метод? В чем его основной принцип?
7. Что такое научный эксперимент?
8. Каких ученых Казахстана вы запомнили?
Слайд 15Домашнее задание
параграф 1, стр. 4 – 6;
Творческая работа:
Создать иллюстрации по теме «Методы биологического исследования» (презентация, рисунки и др.).