Слайд 1Плесень
Разработал
учитель биологии
Заложных Н.С.
Лиски 2017
Слайд 2Введение
Мы часто сталкиваемся с таким явлением как разноцветный пушистый налет на
пищевых продуктах, фруктах, овощах, на стенах сырых помещений . Редко кто задумывается, что это целый мир живых организмов, с разнообразием видов, свойств и «характеров».
Мы думаем, если мы живем с ними в тесном соседстве, то должны знать: какой вред эти живые организмы приносят человеку, чем могут быть нам полезны и даже необходимы.
Слайд 3Опрос
Что такое плесень?
а) растение;
б) животное;
в) гриб;
г) не знаю.
Результат
16 человек – растение;
1
человек – животное;
7 человек – гриб;
2 человека – не знают.
Слайд 4Цель –
понять, что такое плесень.
Задачи:
1) изучить теоретический материал по данной
теме, используя различные источники (книги, журналы, интернет);
2) изучить роль плесени и ее влияние на жизнь человека;
3) создать условия для появления и развития плесени;
4) вырастить изучаемый объект на различных продуктах питания;
5)понаблюдать за процессом роста плесени с помощью микроскопа и зафиксировать результаты;
6)сделать выводы по изученной теме.
Слайд 5Глава I
Теоретическая часть
Что такое плесень?
Слайд 6Ещё в середине XX в. грибы относили к царству растений. И
только в последние десятилетия их стали рассматривать как самостоятельное царство живых организмов.
Род микроскопических грибов пеницилл часто встречаются в природе. Они вырастают на несвежих продуктах в виде сине – зелёной порошкообразной плесени. Так называют ещё гриб кистевик, поскольку его споры собранные в кисточки, хорошо видны в микроскоп.
Плесневые грибы - относятся к особому царству живой природы. Представители этого царства имеют сходства и различия, как с растениями, так и с животными.
Слайд 7Некоторые плесневые грибы способны принести вред человеку, другие участвуют в переработке
пищевых отходов, что служит удобрением для новых растений.
Известно множество видов пенициллов, некоторые играют очень важную роль в жизни человека. Например, пенициллы используются для приготовления сыров. Самый известный из них – французский сыр рокфор. Он имеет неповторимый вкус, а по виду рыхлый, с голубовато – зелеными пятнами и прожилками. Эти пятнышки – не что иное, как выросший в сыре гриб – пеницилл.
В СССР пенициллин впервые был получен в 1942 г. во время Великой Отечественной войны. Препарат помог спасти жизни многим советским войнам, раненным на полях сражений.
Слайд 8Интересные факты
о плесени:
1) Самый страшный враг дерева – белый домовой гриб. В
старину избу, заражённую таким видом плесени, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.
Слайд 92) В начале 20-х годов прошлого века в египетской Долине царей
археолог Картер обнаружил гробницу. Все участники вскрытия гробницы вскоре умерли от загадочной болезни. Позже выяснилось: в мумии жил древний плесневый грибок, его смертоносное воздействие стало символом «проклятия Тутанхамона».
Слайд 103) После взрыва Чернобыльской атомной станции через несколько лет было обнаружено
огромное количество плесени. Она росла и густела в местах наибольшей радиации. Значит, радиации способствует распространению плесени.
4) Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного пространства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее.
5) Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают, не дожив и до 40 лет.
Слайд 12Опыт I
18 января 2016 года мы взяли несколько кусочков хлеба.
Первый кусок
положили на поддон и оставили в открытом виде.
Хлеб стал сначала подсыхать.
Признаки плесени в виде белого налета, появились на 5 сутки наблюдения, т.е. 22 января.
На 10 день появились черные споры плесени.
Второй кусок хлеба мы положили в полиэтиленовый пакет и убрали в темное место. В пакете образуется влага и плесень появляется быстрее. Плесень появилась на 3 день, т.е. 20 января, а на 7 дней хлеб был покрыт черными спорами и серо – желтым налетом.
Мы сняли ножом споры плесени и рассмотрели их под микроскопом. Мы увидели черные нити, расходящиеся в разные стороны, с шариками на концах.
Слайд 14Опыт II
Мы взяли творог. На твороге плесень появилась на 6 сутки
при хранении в холодильнике в полиэтиленовом пакете. Под микроскопом нити плесени с творога были молочного цвета.
Вывод: В холодной и влажной среде (-6° С) плесень образуется, но медленнее.
Слайд 15Опыт III
Выращивание плесени на варенье домашнего производства. 25 января мы поставили
варенье на стол (комнатная температура + 23° С). Сначала на варенье образовалась плотная пленка на 7 день, затем на 10 день появились споры
темного цвета. При рассматривании под микроскопом гифы плесени были золотистого цвета на желтом фоне.
Слайд 16Опыт IV
Яблоко мы поместили в шкаф 26 января. На 10
день на плоде появилась гниль, плесень образовалась лишь на 14 день. Она была похожа на плотную пленку белого цвета. При рассмотрении под микроскопом пленки, мы не увидели нитей, т.к. образовавшаяся пленка имела плотную структуру.
Вывод: Пленка – это не плесень.
Через 12 дней на яблоке образовалась плесень черного цвета.
Слайд 17Томат мы поместили 20 февраля в холодильник. На 8 день на
помидоре образовался пушистый белый налет, как вата.
На перце плесень образовалась на 14 день нахождения в холодильнике. Возможно, более длительное хранение перца связано с тем, что у перца более плотная структура, чем у помидора.
Вывод: Плесень на разных продуктах образуется в разное время ( по длительности). Но плесень на помидоре и перце похожа по внешнему
виду.
Слайд 18Опыт V
Выращивание плесени на брынзе.
Брынза – достаточно соленый продукт. Мы решили
проверить как соль влияет на образование плесени. Продукт приобрели в магазине «Гурман» 25 января. Продукт хранили в холодильнике при температуре – 6°С по всем правилам: в закрытом пластиковом контейнере, по крышкой находилась фольга. Лишь через месяц, 25 февраля на брынзе стало появляться напыление розового цвета, оно увеличивалось, но не менялось в течение еще 14 дней
Слайд 19Заключение
Наша гипотеза подтвердилась: плесень – это гриб. Цели достигнуты. Задачи выполнены.
Выводы:
1.
В мире имеется большое количество научно-популярной, медицинской литературы про плесневые грибы.
2. Плесневые грибы в человеке не живут, только на нашей коже могут обитать дрожжеподобные грибы-сапрофиты, образующие микрофлору кожи.
3. Если здоровый человек вдохнет споры плесени, то он не заболеет, если только он не страдает аллергией на грибы.
4. А если съесть яблоко с заплесневевшим бочком или варенье, с которого снята сизая плесень, то можно получить отравление или расстройство желудка.
6. И, наконец, плесень миром не правит, миром и плесенью, в том числе, управляет человек.