Презентация, доклад урока биологии в 9 классе по теме: Цитология - наука о клетке

Вспомните Что такое клетка?Каковы размеры клеток?Какие приборы используют для изучения клеток?

Слайд 1Цитология – наука о клетке
Автор: Фот Ольга Николаевна, учитель химии и

биологии МБОУ СОШ с. Кошай
Цитология –  наука о клеткеАвтор: Фот Ольга Николаевна, учитель химии и биологии МБОУ СОШ с. Кошай

Слайд 2Вспомните
Что такое клетка?
Каковы размеры клеток?
Какие приборы используют для изучения клеток?

Слайд 3План урока
Что изучает цитология как наука?
Каковы ее предмет и задачи?
Методы исследования

цитологии
Значение цитологических исследований для развития биологических наук, медицины, сельского хозяйства
План урокаЧто изучает цитология как наука?Каковы ее предмет и задачи?Методы исследования цитологии Значение цитологических исследований для развития

Слайд 4 Объектом изучения цитологии как науки является клетка – элементарная единица живого,

обладающая всеми его признаками
Объектом изучения цитологии как науки является клетка – элементарная единица живого, обладающая всеми его признаками

Слайд 5Методы изучения строения и жизнедеятельности клеток
Исторически первым методом стала световая микроскопия
Изобретение

микроскопа связано в первую очередь с развитием оптики. Увеличительная способность изогнутых поверхностей была известна еще 300 лет до н. э. Евклиду и Птоломею (127-151 г.), однако эти оптические свойства не нашли тогда применения. Лишь в 1285 году итальянцем Сальвинио дели Арлеати были изобретены первые очки.
Методы изучения строения и жизнедеятельности клетокИсторически первым методом стала световая микроскопияИзобретение микроскопа связано в первую очередь с

Слайд 6Имеются сведения, что первый прибор типа микроскопа был создан в Нидерландах

З. Янсеном около 1590 года. Взяв две выпуклые линзы, он смонтировал их внутри одной трубки, за счет выдвижного тубуса достигалась фокусировка на изучаемом объекте. Прибор давал десятикратное увеличение предмета, что было настоящим достижением в области микроскопии. Янсен изготовил несколько таких микроскопов, значительно совершенствуя каждый последующий прибор.
Имеются сведения, что первый прибор типа микроскопа был создан в Нидерландах З. Янсеном около 1590 года. Взяв

Слайд 7Сложные микроскопы, созданные из двух линз, появились в начале 17 века.

Многие факты свидетельствуют о том, что изобретателем сложного микроскопа был голландец К. Дреббель, состоявший на службе у короля Англии Иакова I. Микроскоп Дреббеля имел два стекла, одно (объектив) было обращено к изучаемому предмету, другое (окуляр) — обращено к глазу наблюдателя.
Сложные микроскопы, созданные из двух линз, появились в начале 17 века. Многие факты свидетельствуют о том, что

Слайд 8В 1633 году английский физик Р. Гук усовершенствовал микроскоп Дребеля, дополнив

его третьей линзой, названной коллективом. Такой микроскоп получил большую популярность, по его схеме изготавливалось большинство микроскопов конца 17-го и начала 18-го веков. Рассматривая под микроскопом тонкие срезы животных и растительных тканей, Гук открыл клеточное строение организмов.

В 1633 году английский физик Р. Гук усовершенствовал микроскоп Дребеля, дополнив его третьей линзой, названной коллективом. Такой

Слайд 9В 1673—1677 годах голландский естествоиспытатель А. Левенгук с помощью микроскопа открыл

не известный ранее огромный мир микроорганизмов. На протяжении многих лет Левенгук изготовил около 400 простейших микроскопов, представлявших собой маленькие двояковыпуклые линзы, диаметр некоторых из них был меньше 1 мм, полученных из стеклянного шарика. Сам шарик шлифовался на простейшем шлифовальном станке. Один из таких микроскопов, дающий 300-кратное увеличение, хранится в Утрехте в университетском музее. Исследуя все, что попадалось на глаза, Левенгук делал одно за другим великие открытия.
В 1673—1677 годах голландский естествоиспытатель А. Левенгук с помощью микроскопа открыл не известный ранее огромный мир микроорганизмов.

Слайд 10Если же изучаемый объект, например вирус, слишком мал и для его

увеличения оптического микроскопа недостаточно, современная наука использует электронный микроскоп, который позволяет увеличить наблюдаемый объект в 20000-40000 раз.
Если же изучаемый объект, например вирус, слишком мал и для его увеличения оптического микроскопа недостаточно, современная наука

Слайд 11Если требуется проследить за каким-либо химическим соединением в клетке, то можно

применить метод радиографии, заменить один из атомов в его молекуле на радиоактивный изотоп.
Если требуется проследить за каким-либо химическим соединением в клетке, то можно применить метод радиографии, заменить один из

Слайд 12Для выделения и изучения отдельных органоидов клетки используют метод ультрацентрифугирования

Слайд 13Значение цитологических исследований

важно, так как изучение клетки – это неисчерпаемый источник как новых научных открытий, так и подтверждения или опровержения старых. Ведь именно изучение клетки дает нам наиболее полное представление о свойствах всего организма. Каждая клетка одновременно вбирает в себя все свойства целого организма (в виде генетического материала) и в то же время имеет только ему свойственные признаки и свойства (так как клетки различных органов имеют совершенно отличные друг от друга, присущие только им свойства, связанные с выполнением ими определенных функций).
Значение цитологических исследованийЗначение цитологии для развития биологии, медицины, сельского хозяйства действительно важно, так как изучение клетки –

Слайд 14Кроме того, любая болезнь (растений или человека) всегда возникает из-за нарушения

работы и строения клеток. Чтобы победить болезнь надо хорошо понимать, что происходит в клетке, и научиться лечить ее.

Кроме того, любая болезнь (растений или человека) всегда возникает из-за нарушения работы и строения клеток. Чтобы победить

Слайд 15Необходимы знания по цитологии для создания новых пород и сортов растений,

а также для получения нужных человеку веществ методами генной и клеточной инженерии
Необходимы знания по цитологии для создания новых пород и сортов растений, а также для получения нужных человеку

Слайд 16Спасибо за внимание!

Слайд 17Использованные ресурсы