Слайд 1Составление заданий в тестовой форме со схемами, диаграммами, рисунками и графиками
Слайд 2Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана
«Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический
курс состоявшегося государства» большое внимание уделяется вопросам сферы образования. «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией»
«необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»
Слайд 3 Государственная Программа развития
образования Республики Казахстан
на 2011-2020 годы
Одна из программных целей - «формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны»
Слайд 4Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решена
в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета.
Тестовые задания на формирование функциональной грамотности предполагают использование схем, рисунков, диаграмм и графиков.
Слайд 5В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений
работать с текстом, рисунком, схемами. Выполнение заданий с рисунками заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний. Работа с текстом обучит школьников находить дополнительную информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос.
Круговые диаграммы
Диаграмма, отражающая долю каждого вида куньих от общего числа, отмеченных наблюдателями.
Клеточный цикл.
Факторы здоровья.
- Наследственность и внутренние факторы - 15%
- Экологическая обстановка - 7%
- Социальная обстановка - 10%
- Уровень медицинского обслуживания - 8%
- Образ жизни - 60%
Слайд 8Столбчатые диаграммы
Доля площадей обработанных биологическими и химическими средствами.
Разнообразие видов млекопитающих.
Разнообразие видов позвоночных.
Видовое богатство
Разнообразие видов пресмыкающихся
Слайд 9 Диаграмма отражает количество (в килограммах) собранного за четыре месяца
урожая двух сортов огурцов в парниковом хозяйстве.
Слайд 10 Какая из диаграмм правильно отражает объемы суммарного за четыре
месяца собранного урожая по каждому из сортов?
Слайд 11Задания с диаграммами.
На диаграмме представлен рацион питания млекопитающего. В
какой среде обитания должно жить животное, чтобы так питаться?
1) почвенной 2) организменной3) наземно-воздушной 4) водной
Слайд 12Задания с графиками.
График зависимости численности популяции от ее плотности.
Зависимость ЖЕЛ
от возраста и роста.
Изменение численности организмов.
Изучите график зависимости скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа. (По оси x – отложена концентрация углекислого газа, а по оси у – относительная скорость фотосинтеза.) Чему будет равна относительная скорость фотосинтеза, если концентрация углекислого газа в воздухе теплицы будет составлять 0,03%?
Слайд 14На графике представлен увеличение числа особей популяции за единицу времени.
Проанализировав график,
можно сделать вывод:
1) чем больше особей в популяции, тем выше скорость ее роста;
2) чем меньше особей в популяции, тем выше скорость ее роста;
3) рост числа особей в популяции постоянен;
4) максимальная скорость роста наблюдается при численности особей — от 400 до 600.
Если проанализировать все варианты ответов, то 2) — вообще не верный, а наиболее подходящий — 4)
Ответ: 4)
Слайд 16Какое из данных утверждений анализа графика ошибочно характеризует полученные закономерности:
1) температура влияет
на и на процесс фотосинтеза, и на дыхание;
2) при температуре от +5∘C до +50∘C идет фотосинтез, при более высокой — дыхание;
3) при температуре меньше −10∘C все процессы — и фотосинтез, и дыхание прекращаются;
4) при температуре выше 60∘C все процессы — и фотосинтез, и дыхание прекращаются;
Обратите внимание на слово «ошибочно» в условии. Нам нужно найти вариант, не правильно описывающий представленный график. Во втором варианте неверное утверждение — в организме идет процесс либо фотосинтеза, либо дыхания, по-очереди не бывает.
Ответ: 2)
Слайд 17 Памятка для работы с графиком.
1.Прочитать название графика,
какую биологическую зависимость выражает этот график.
2.Рассмотреть график, прочитать название осей, посмотреть, что показывает горизонтальная ось ,что показывает вертикальная ось.
3.Если необходимо перечертить в черновик.
4.Определить единичный отрезок.
5.Найти точку начала графика ее координаты.
6.Найти точку ближайшую к 0, откуда начинаются изменения.
7.Проследить изменения в линии графика от начала и до его конца.
8.Прочитать вопрос, задание .
9.Если необходимо, прочитать, вспомнить теоретический материал по теме.
10.Соотнести вопрос( задание) к графику с осями для того, чтобы определить по какой оси надо искать ответ.
11.Определить искомую точку (точки)
12.От интересующей точки на графике провести перпендикуляр влево и вниз.
13.Найти значение по осям х и у.
14.Найти наименьшее и наибольшее значение, если нужно определить интервал.
15.Проверить правильность выполнения задания:
Слайд 18Задания со схемами.
Рассмотрите рисунок рефлекторной дуги. Под каким номером на нем
изображен рецептор?
Схема какого органического вещества изображена на рисунке:
белка
жира
углевода
нуклеиновой кислоты
Слайд 19
Укажите схему строения вещества,
которое доставляет аминокислоты к рибосоме
Слайд 20 По предложенной схеме дигибридного скрещивания растений гороха с желтыми
гладкими и зелеными морщинистыми семенами определите генотип потомства (на рисунке желтые семена светлые)
AABB
AaBb
AAbb
Слайд 21Проанализируйте предложенную родословную и определите
1. Тип наследования заболевания;
2. Генотипы
супружеской пары II – 1, 2;
3. В какой супружеской паре оба являются гетерозиготными?
Слайд 22Задания с рисунками
На рисунке изображена митохондрия, которую можно узнать
по наличию у нее:
гран
хлорофилла
Хромосом
крист
Какой вид травмы сустава изображен на рисунке?
перелом
вывих
ушиб
растяжение связок
Слайд 23 Какие зоны корня обозначены на рисунке цифрами 1,3,5 и
какие функции они выполняют?
Элементы ответа:
1- коневой чехлик, защищает кончик корня от механических повреждений
3- зона роста (растяжения), обеспечивает рост корня в длину
5- зона проведения (ветвления), обеспечивает транспорт воды и минеральных веществ вверх ко всем органов растения (восходящий ток) и отрастание боковых корней.
Слайд 24И закончу своё выступление притчей….
Один мудрец взял большой сосуд и заполнил
его доверху большими осколками камней. И спросил: «Полный ли сосуд?». «Конечно полный», – ответили его ученики. Тогда он взял мелкую гальку, насыпал сверху на камни и слегка потряс. Галька провалилась в пространство между камнями. После этого он взял мешок с песком и высыпал в сосуд. Несомненно, песок тоже просочился в щели, которые еще остались между камнями и галькой.
Этот сосуд как жизнь человека, – сказал мудрец – сначала мы должны наполнить ее самыми крупными камнями – это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия, воспитание детей. Галька – это то, что тоже необходимо для жизни. Например, дом. Песок – это повседневные наши дела и заботы.
Вот так и мы, учителя, должны наполнять своих учеников как сосуды не только камнями знаний по школьным предметам, но и галькой основных жизненных умений и навыков, которые мы сейчас красиво называем математическая, естественно-научная и читательская грамотность, а также песком ещё множества других полезных знаний, что всё вместе в будущем поможет им стать успешными людьми.