Слайд 1Муниципальное образовательное учреждение
Сычевская средняя школа №1
Выступление на РМО учителей биологии
«Педагогические технологии
в образовательном процесcе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность»
Подготовила:
Афанасьева Л.Ф.
учитель биологии
высшей категории
Г. Сычевка
2015 год
Слайд 3Цель работы творческой группы:
Ознакомиться с тестовой технологией обучения, применяемой на уроках
учителями-предметниками,
Обобщить опыт работы учителей – предметников в данном направлении
Слайд 4План работы творческого семинара:
Теоретическая часть:
понятие теста в педагогической науке;
преимущества тестирования перед
другими формами контроля;
виды тестов;
структура теста;
виды тестовых заданий
Практическая часть:
оценка правильности тестовых заданий.
Заключительная часть:
рефлексия;
подведение итогов, заполнение отчета
Слайд 5Теоретическая часть
Понятие теста
Тест происходит от английского слова «test»
«испытание, исследование»
Тест
— стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках обучающегося
Слайд 6
Структура теста
Тест обычно состоит из двух частей: задания и ответов.
Тест, лишенный ответов, превращается в обычное контрольное задание.
Учитывается материал:
Радел курса тема курса контролируемый элемент содержания
Слайд 7Классификация тестов
По уровню сложности:
Фактического уровня (задания, где требуется умение формулировать, идентифицировать)
Операционно
– алгоритмического уровня (задания, где требуется построить алгоритм, провести расчеты по формуле)
Аналитическо – творческого уровня (задания, где требуется классифицировать, интегрировать результата, определить смысл)
Слайд 8Классификация тестов по форме ответов:
Слайд 9Закрытые тесты
Представляют собой вопрос с предложенными вариантами ответов от 3
до 5.
Правила составления таких заданий:
1) вопрос должен содержать одну законченную мысль;
2) в вопросе надо избегать слов, содержащих подсказку
3)вопрос должен быть четко сформулирован, избегать слов «мало», «много», «меньше», «больше»
4) не должно быть пространственных выражений и вопросов типа «Не считаете ли вы, что...»
5) число ответов «да» и «нет» в тесте должно быть приблизительно равным, чтобы исключить тенденцию ученика отвечать одинаково.
Слайд 10 с утвердительной формулировкой
Например:
Растения, относящиеся к отделу Покрытосеменные,
имеют:
А)шишки
Б)спорангий
В)цветок
Г)ризоиды
При этом предложенные задания могут быть:
Слайд 11с вопросительной формулировкой, требующие утвердительного ответа
Например:
Какой набор хромосом имеет соматическая клетка:
А) 2N
Б) 3N
В) N
Г) 4N
Слайд 12с отрицательной формулировкой
Например:
Органом цветкового растения не является:
А) плод
Б) цветок
В) шишка
Г) корень
Слайд 13Задания, где один из вариантов содержит более четкую и грамотную формулировку
Например:
Побегом
называют:
А) часть стебля
Б) часть стебля с листьями и почками
В) часть стебля с расположенными на нем листьями и почками
Г) часть корня с почками
Слайд 14Задания, представляющие собой перечень утверждений, из которых следует выбрать верные
Например:
Выберите верные утверждения
А) все птицы – теплокровные животные
Б) на земле насчитывают 9000 видов птиц
В) у акул и скатов костный скелет
Г) органы чувств у млекопитающих развиты хорошо
Д) для рыб характерно внутреннее оплодотворение
Е) земноводные – холоднокровные животные
Слайд 15Открытая форма тестов
Данные тесты предоставляют возможность учащимся самостоятельно конструировать ответ, добавляя
недостающие или удаляя лишние понятия и словосочетания
Правила составления таких заданий:
1) использовать не более трех пропусков подряд, лучше 1 — 2;
2) дополнять наиболее важное — то, что проверяем;
3) дополнение лучше ставить в конце предложения;
4) вопрос задания формулируем грамотно;
5) ответ должен быть четким и однозначным
Слайд 16Например:
-Генетика – это наука о … и …(наследственности и изменчивости)
-Биология –
это наука изучающая живые … (организмы)
-Совокупность клеток, сходных по строению и происхождению, объединенных межклеточным веществом, называют … (ткань)
-У большинства млекопитающих … температура тела (постоянная)
-Все хвойные растения отдела Голосеменные, исключение – лиственница, являются … (вечнозелеными)
-Кровь, лимфа и костная ткань в ходе эмбриогенеза образовались из … зародышевого листка (мезодермального)
Слайд 17Тесты на соответствие
Данная форма тестов предполагает нахождение соответствий между элементами одного
ряда понятий и другого ряда терминов. Количество элементов в 2 рядах может быть равным и различным.
Правила составления таких заданий:ъ
1) число терминов одного списка не должно превышать 10;
2)все списки должны помещаться на одной странице;
3) все ответы по конструкции должны быть однородны.
Слайд 18Например:
найдите соответствие между органами и системами органов к которым они
относятся:
Легкие дыхательная система
Желудок
Пищевод пищеварительная система
Трахея
Печень
Гортань
Слайд 19Тесты на логическую последовательность
Из предложенного перечня понятий учащиеся должны выстроить смысловую
цепочку с терминами, расположенными в логической последовательности.
Например:
Расположите органы дыхательной системы человека в правильной последовательности:
Легкие7, глотка3, гортань4, носовая полость1, бронхи6, трахея5, носоглотка2
Слайд 20Например:
Проклассифицируйте человека разумного как биологический вид, расположив таксоны, начиная с наименьшего:
Хордовые9
Плацентарные6
Человек
разумный1
Высшие узконосые обезьяны4
Приматы5
Позвоночные8
Млекопитающие7
Люди3
Человек 2
Слайд 21Свободная форма тестов
Данные тесты предполагают составление схемы из предложенных понятий, либо
исключение лишнего термина из смысловой цепочки слов.
Например:
из предложенных понятий составьте схему, отражающую взаимосвязь данных терминов:
Кровь, тромбоциты, лейкоциты, форменные элементы, плазма крови
кровь
Плазма крови Форменные элементы
Эритроциты Тромбоциты Лейкоциты
Например:
В предложенном перечне животных лишнее:
Игуана, ящерица, саламандра, крокодил, черепаха, змея, хамелеон
Слайд 23Комбинированная форма тестов
Предполагает тестовый контроль знаний учащихся с использованием сразу
нескольких форм тестирования. Данные тесты уместно применять на обобщающих и итоговых уроках
Слайд 24Классификация тестов по уровню сложности:
.
Слайд 25Тест «Напоминание»
Представляет собой прямой вопрос, на который обучающиеся должны дать однозначный
ответ и выразить его словом, числом, формулой
Например:
Какой класс животных является наиболее высокоорганизованным?
Какие организмы сочетают в себе признаки растений и животных?
Какая из функций является основной для углеводов?
Ответы:
энергетическая, млекопитающие, грибы
Слайд 26Тест «Дополнение»
Представляет собой задания – предложения с пропусками слов (формул, дат,
явлений), отмеченных точками
Например:
К ЦНС человека относят спинной и … мозг
К низшим растениям относят …
По способу питания животные являются …
Ответы:
головной, водоросли, гетеротрофы
.
Слайд 27Классификация тестов по уровню сложности:
Слайд 28Ответы: I в. 2,3,6 II в. 1, 4, 5
Тест «Альтернативный»
Представляет собой
предложения, содержащие какое-либо утверждение, правильность или неправильность которого необходимо определить
Например:
I вариант – однодольные растения,
II вариант – двудольные растения
1. В состав зародыша семени входит 2 семядоли
2. В состав зародыша семени входит 1 семядоля
3. Запас питательных веществ находится в эндосперме
4.Запас питательных веществ находится в крупных семядолях
5. Корневая система – стержневая
6.Корневая система – мочковатая
Слайд 29Тест «Выборочный»
Представляет собой утверждения, включающих в себя как верные, так и
неверные ответы, задача обучающего – сделать выбор
Например:
1 Сердце у птиц четырехкамерное
2 У рыб выделяют 2 круга кровообращения
3 Млекопитающие – теплокровные животные
4 Температура тела рептилий не зависит от температуры окружающей среды
5 У земноводных органами дыхания являются кожа и легкие
Ответы: 1, 3, 5
Слайд 30Классификация тестов по уровню сложности
Слайд 31Тест «Сличение»
Представляет собой задания, состоящие из связанных между собой по содержанию
данных, расположенных в двух столбцах под различными порядковыми номерами. Выполнение задания сводится к соотношению данных.
Например:
Установите соответствие между болезнью человека и патогеном, её вызывающим
1 Грипп а) вирусы
2 Полиомиелит
3 Туберкулез б) бактерии
4 Ангина
5 Гепатит
6 Чума
Ответы: А: 1,2,5
Б: 3, 4, 9
Слайд 32Тест «Ранжирование»
Представляет собой перечень объектов, формул, величин, явлений, которые должны быть
расположены по порядку. Условие: наименования должны быть одинаковыми и в количестве не более 10
Например:
Укажите порядок репродукции частиц вируса
А) репликация нуклеиновой кислоты
Б) выход вирусных частиц за пределы пораженной клетки
В) инъекция
Г) синтез вирусных белков
Д) адсорбция
Е) сборка вирусных частиц
Ответ:
Д, В, А, Г, Е, Б
Слайд 33IV уровень сложности: творческий
Данный уровень предполагает задания экспериментального характера. Обучающийся должен
описать методику проведения опыта и показать полученные результаты, оформив их надлежащим образом. Ответы на данные тесты не разрабатываются
Например:
Необходимо провести опыт, доказывающий наличие фермента каталазы в клетках клубня картофеля.
Слайд 35Вывод:
1. Тесты должны быть составлены просто и четко, грамотным научным (биологическим,
химическим, математическим, географическим) языком, чтобы дети понимали смысл заданий
2. В тесте должны использоваться различные виды тестовых заданий для лучшего их восприятия и во избежание утомляемости детей
2. Задания в тесте должны идти по каждой теме от простого к сложному.
3. При составлении заданий или при оценке имеющегося теста необходимо, чтобы соблюдались правила, предъявляемые к различным видам тестов.
4. Необходимо избегать тривиальности тестовых заданий
5. Учитывать способности детей при составлении теста и разведении по уровням сложности
Слайд 36Задания теста должны:
1.Содержать одну законченную мысль.
2.Быть однозначными
(недопустимо двусмыслие или неточность формулировки)
3.
Быть по теме контроля
4. Быть краткими
5. Быть независимыми от других заданий теста
6. Иметь простую структуру текстового задания
7. Не содержать вопроса с подвохом
8. Быть согласованными по грамматической форме
9.Содержать в основной части больше слов, чем в тексте ответа
10. Иметь случайное расположение правильных ответов
11. Иметь независимые друг от друга ответы
12. Не содержать двойного отрицания
Слайд 37Важно при оценивании!
Критерием оценки правильности выполнения тестовых заданий служит коэффициент
усвоения -
К
К = правильно выполненные операции
общее число операций в тесте
Если К меньше 0,7 оценка ставится неудовлетворительная «2»
К = 0,9-1 оценка «5»
0,8-0,9 «4»
0,7-0,8 «3»
Слайд 38Преимущества тестирования
экономия учебного времени
объективность оценки ЗУН обучающихся
выявление пробелов в текущей
и итоговой подготовки ученика
быстрая обработка полученных результатов
развитие внимательности и логического мышления учащихся
Слайд 39Отрицательные стороны тестирования:
отсутствие качественного тестового материала
отсутствие единой формы тестового задания,
что осложняет правильное восприятие заданий учащимися
невозможность проверки глубинного понимания материала
невозможность контроля случайных ошибок
Слайд 40Практикум:
Тест «Мое здоровье и экология»
Исходное число – 72
1) Если Вы мужчина,
-3 года, если женщина+4 года
Т.о. у мужчин берется средняя продолжительность жизни 69 лет, у женщин -76 лет
2) если вы живете в городе с населением более 1 млн. человек - 2 года
3) если вы живете в городе с населением менее 10 тыс. человек + 2 года
4) если Вы занимаетесь умственной деятельностью и планируете ей заниматься в ближайшем будущем – 3 года
5) если Вы занимаетесь физической деятельностью и планируете ей заниматься в ближайшем будущем + 3 года
Слайд 41
6) если Вы занимаетесь спортом 5 раз в неделю хотя бы
по полчаса +4 года, если 2-3 раза+2 года
7) если Вы женаты или замужем +5 лет, если нет, то – по 1 году за каждые 10 лет холостяцкой жизни
8) если Вы постоянно спите более 10 часов – 4 года, если по 7-8 часов – ничего не вычитайте
9) если Вы плохо спите – 3 года
(накопившаяся усталость, как и слишком продолжительный сон – признак плохого кровообращения)
10) если Вы нервный, вспыльчивый и агрессивный человек – 3 года, если спокойный и уравновешенный + 3 года
11) Если Вы счастливы в жизни + 1 год, если нет – 2 года
12)если Вы собираетесь получить высшее образование + 2 года
13)Если в вашей семье кто-то из бабушек и дедушек дожил до 85 лет +2 года, если кто-то из них скоропостижно скончался, не дожив 50 лет (инсульт, инфаркт) – 4 года
Слайд 42Число, которое получится в итоге – это тот возраст, до которого
Вы можете дожить. Продлите его, всё в ваших руках!
14) Если кто-то из Ваших родственников не дожил до 50 лет – 3 года
14) Если Вы выкуриваете больше 3 пачек сигарет в день -8 лет, если 1 пачку – 6 лет, если меньше пачки – 3 года
15) Если каждый день Вы выпиваете больше 4 чашек кофе – 2 года
16) Если каждый день Вы выпиваете хоть каплю спиртного – 1 год
17) Если Ваш вес по сравнению с нормальным для вашего возраста и роста превышает на 20 кг – 8 лет, если на 15 кг – 4 года, если на 5-15 кг – 2 года