Слайд 1Тема урока
СТРОЕНИЕ И РАБОТА СЕРДЦА
Учитель биологии МОУ лицей №28 имени академика
Б.А.Королёва
Анурина О.А.
2012 г.
Слайд 2Цели урока
Образовательные – продолжить формирование и развитие познавательной активности обучающихся с
учётом их индивидуальных особенностей, проверить усвоение пройденного материала.
Развивающие – продолжить развитие умений и навыков самообразования учащихся.
Воспитательные – способствовать воспитанию чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, чувства долга, аккуратности, добросовестности.
Слайд 3Задачи урока
1)Обучающие – изучить местоположение, строение сердца и сердечный цикл, повторить
материал о работе скелетных мышц, сопоставив их с работой сердечной мышцы,
2) Развивающие – умение самостоятельно добывать знания, работать с учебником, выделять в тексте главные мысли, уметь анализировать, конкретизировать, делать выводы, обобщать и систематизировать материал, развивать процессы памяти, внимания, воображения, развивать устную монологическую речь.
3) Воспитательные – переводить знания в убеждения, воспитывать ответственности аккуратность при выполнении учебных навыков работы с книгой, тетрадью, компьютером, формировать коммуникативные умения.
Слайд 4План урока
1. Организация начала урока
2.
Актуализация знаний
3. Изучение нового материала:
-определить положение сердца в грудной полости
-изучить строение сердца: его стенок, камер, клапанов
- изучить фазы работы сердца, автоматизм
4. Закрепление знаний
5. Подведение итогов.
Слайд 6Ответьте на вопросы
--Где в теле человека располагается сердце?
--Каковы его размеры?
--Какой
тип кровеносной системы у млекопитающих?
--Сколько камер в их сердце?
Слайд 7Сердце располагается в грудной полости за грудиной, ¼ часть наклонена влево.
Размеры сердца соответствуют сжатому кулаку.
Слайд 8У человека и остальных млекопитающих
замкнутая
кровеносная система,
сердце четырехкамерное.
Слайд 9Оболочки сердца
Перикард – околосердечная сумка,
Эпикард – наружная оболочка,
Миокард – сердечная мышца.
Эндокард – внутренняя оболочка, образует клапаны, регулирующие кровоток в сердце.
Слайд 10Строение сердца
1. Выполните рисунок строения сердца в тетради (со
слайда или рисунка учебника)
2. Подпишите названия камер сердца.
Покажите их расположение на экране.
3. Где находится венозная кровь, артериальная?
Слайд 12Клапаны регулируют кровоток сердца
1) Створчатые клапаны
(между предсердиями и желудочками)
-3-хстворчатый
в правой стороне
-2-створчатый (митральный) в левой стороне сердца
2) Полулунные клапаны между желудочками и артериями
Слайд 13Работа сердца. Фазы работы сердца
Сердце имеет собственный “встроенный” в него механизм,
возбуждающий сокращения мышечных волокон.
Кроме обычных мышечных волокон есть скопления клеток и другого типа. Их особенность заключается в том, что они обладают автоматизмом, т.е. возбуждение возникает в них самих, а не приходит из других участков нервной системы.
Это 2 узла: одно – в правом предсердии, у места впадения верхней полой вены (синоатриальный узел), другое – в том же предсердии, но у перегородки, отделяющей предсердие от желудочка (атриовентрикулярный узел).
Слайд 14Систола предсердий
В течение 0,1 с. Предсердия сокращаются, открываются створчатые клапаны, полулунные
клапаны закрыты. Кровь изливается в желудочки.
Слайд 15Систола желудочков
В течение 0,3 с. Предсердия расслаблены, открываются полулунные клапаны, створчатые
клапаны закрыты. Кровь изливается из сердца по кругам кровообращения
Слайд 17Составьте таблицу в тетради.
Фазы сердечного цикла.
Слайд 19КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
РЕГУЛЯЦИЯ РАБОТЫ СЕРДЦА?
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОС
Слайд 20Регуляция работы сердца
нервная
Парасимпатическая система (блуждающий нерв) замедляет сердцебиение
Симпатическая система ускоряет.
Центр регуляции
находится в продолговатом мозге.
гуморальная
Адреналин и соли кальция ускоряют работу сердца
Ацетилхолин и соли калия тормозят.
Слайд 21ЗАДАНИЕ
1) Используя рисунок в тетради, учебник, на модели сердца
найти правую и левую стороны сердца, камеры, клапаны, сосуды, выходящие и входящие в сердце.
2) Сделайте выводы
Слайд 22ВЫВОДЫ
1)Сердце придает движение крови благодаря своим автоматическим сокращениям, которые достигаются благодаря
сердечной мышце.
2)Сердце человека четырехкамерное, как у всех млекопитающих, состоит из 2 предсердий и 2 желудочков.
3)Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.
Слайд 23Подведение итогов
--Достигли ли вы цели урока? (слайд)
-- Что вы узнали на
уроке?
--Что показалось сложным?
--Оцените ваше впечатление от урока с помощью сигнальных карточек (веселое, нейтральное, грустное лицо)
--Оцените свою работу на уроке
Слайд 24Домашнее задание
Параграф 17,
устно ответить на вопросы учебника (с.83)
Ответить на вопросы:
Где
лучше прослушивать тоны сердца?
Что такое сердечный толчок?
Что можно определить с помощью ЭКГ?
Сообщение, презентация на тему «Гигиена сердца».