Слайд 1Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Материалы подготовлены учителем биологии
Горловской общеобразовательной
школы I-III ст №22 Донецкой Народной Республики
Сосян Людмила Алексеевна
Слайд 2Причины разрушения здоровья ребенка в школе.
Стрессовая педагогическая тактика.
Несоответствие методик и технологий
обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
Интенсификация учебного труда.
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Недостаточность работы и контроля со стороны школьной медицинской службы.
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового способа жизни.
Слайд 3Эти причины вызывают у детей:
Нервно-психические нарушения;
Повышенную утомляемость;
Иммунные и гормональные дисфункции;
Патологические изменения
зрения;
Нарушения в системе опоры и движения;
Нарушения в работе сердечно-сосудистой системе
Изменение в работе желудочно-кишечного тракта;
Слайд 4Составляющие здоровья.
Соматическое - текущее состояние органов и систем организма человека.
Физическое - уровень развития и роста органов и систем.
Психическое - душевный комфорт, состояние психической сферы.
Нравственное - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности.
Слайд 5В каком случае ребенка можно назвать здоровым?
В физическом плане – умеет
преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме.
В интеллектуальном плане – хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаем.
В нравственном – честен, эмпатичен.
-В социальном плане – уравновешен, дружелюбен, способен удивляться и восхищаться.
Слайд 6Факторы, влияющие на здоровье детей.
Экологические (солнечная радиация, состав питьевой воды, температура
воздуха, влажность, чистота воздуха).
Социокультурные (семейные условия жизни, культурный уровень, национальные традиции. Режим дня, участие родителей в жизни ребенка).
Биологические факторы (наследственность).
Педагогические ( организация учебного процесса, методы и формы обучения, используемые технологии, психологический климат на уроках).
Санитарно-гигиенические условия.
Двигательный режим детей.
Рациональное питание.
Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.
Интенсификация учебного процесса.
Отсутствие системы работы педагогов по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Рациональная организация двигательной активности (как уроки физкультуры так и динамические перемены и активные паузы во время урока).
Слайд 7Давайте ранжируем по степени важности составляющие здоровье ребенка и найдем рациональные
пути решения их осуществления в своей педагогической деятельности.
Психическое здоровье
Физическое здоровье
Нравственное
Соматическое
Слайд 8Здоровьесберегающие технологии «Совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба
для здоровья ребенка и педагога»
Н.К. Смирнов
- создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у детей, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
- учитывают возрастные особенности при распределении физической и учебной нагрузки.
- рационализируют организацию ученого труда.
- обеспечивают достаточный двигательный режим.
Слайд 9Виды здоровьесберегащих технологий и приемы работы на уроках.
- физкультурная минутка –
динамичная пуза, двигательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения (2-3 минуты)
- пальчиковая гимнастика
- гимнастика для глаз
- смена видов деятельности
- артикуляционная гимнастика (снятие эмоционального напряжения) , игры дидактические, ситуативные, ролевые.
- релаксация ( звуки музыки, звуки природы, мини-аутотренинг)
- эмоциональные разрядки ( минуты юмора, шутки, занимательные моменты)
- виды работ во время урока, касающиеся тем о здоровье
- стиль общения (тактичность, демократичность)
- соблюдение санитарных норм
Слайд 10
Фрагменты игровых технологий для формирования здоровьесберегющих компетенций у учащегося, используемых учителем
Сосян Людмилой Алексеевной на уроках биологии.
Применяю фрагменты игровых технологий для: - вовлечения в активную познавательную деятельность, для профилактики усталости, сохранения энергии для последующего обучения, социализации личности, формирование мировоззрения, потребности что-либо изменять в своей жизни, адекватно воспринимать окружающее.
В игровых моментах работают разные группы мышц, меняется поза, осуществляется движение по классу, меняются виды деятельности, происходит контакт между детьми. Все это влияет на физическое, психическое и нравственное здоровье.
Слайд 11Примеры здоровьесберегающих форм работы.
1. Работа с сигнальными карточками
2. хлопанье в ладоши,
топанье ногами
3. фронтальный опрос с «волшебным» предметом,
4. зарядка для глаз, рук, позвоночника, головы, шеи, ног.
5. эстафетао ответа у доски
6. «бегущая река» - графические схемы выполняют несколько учащихся по очереди
7. опрос учениками – учеников (волейбол с воздушным шариком)
8. ролевые задания: журналист, художник, технический менеджер, зритель, критик, директор, начальник НИИ
9. уроки для «стажеров» (проследи за позой, создай климат сотрудничества, толерантности, помощи и консультации)
10. Уроки л/р, п/р, «сделай сам, проконтролируй товарища, помоги и проконтролируй»
Слайд 12 Основные принципы здоровьесбережения.
1. Не «навреди»
2. Постоянная забота о здоровье ученика
и учителя
3. Непрерывность. Работа по сохранению и защита здоровья должна вестись комплексно и постоянно.
4. Соответствие содержания обучения возрасту
5. Успех порождает успех. Это нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
6. Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.
Слайд 13ИТОГ
1. Здоровье – дело не только личное, но и общественное богатство
2.
Оригинальная гимнастика ( мимика лица, мелодичное произношение)
3. Правильная поза ученика на уроке
4. Школьная оценка.
5. Дискомфортное состояние ученика
6. Роль педагога в здоровьесберегающих технологиях
7. Соблюдение принципов здоровьесберегающих технологий
8. Анализ каждого урока с позиции здоровьесбережения