Презентация, доклад Семинар Формирование личностных ууд при освоении основной программы ФГОС на уроках биологии

Содержание

Формирование личностных результатов учащихся при освоении основной образовательной программы  по биологии

Слайд 1Здравствуйте

Здравствуйте

Слайд 2Формирование личностных результатов учащихся при освоении основной образовательной программы  по биологии

Формирование личностных результатов учащихся при освоении основной образовательной программы  по биологии

Слайд 3Цель: повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования

личностных УУД

Задачи:
-повышение компетентности педагогов в освоении приемов
педагогической техники для формирования личностных УУД
- выделение универсальных учебных действий в практическом материале;
- развитие творческого потенциала педагогов

Цель: повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования личностных УУДЗадачи: -повышение компетентности педагогов в

Слайд 4 План 1. ФГОС – личностные универсальные учебные действия. 2. Виды

личностных универсальных учебных действий. 3. Нравственно-этическое действие, основанное на социальных и личностных ценностях. 4. Современный урок в соответствии с ФГОС.
План    1.

Слайд 5В свое время Николай Рерих сказал:
« Новый мир имеет
иные

условия и требует новых действий».
Сегодня как никогда эти слова актуальны для системы образования

Введение ФГОС требуют изменений в образовании. Учитывая это, должно измениться образовательное пространство, должны определиться цели образования, должны совершенствоваться технологии обучения.

В свое время Николай Рерих сказал: « Новый мир имеет иные условия и требует новых действий». Сегодня

Слайд 6Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
  анализировать свои

действия;       самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью,  быть способны к сотрудничеству обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
- УЧИТЬСЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ, УЧИТЬСЯ ПЕРЕУЧИВАТЬСЯ, РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ, ПРОЕКТИРОВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:  анализировать свои действия;       самостоятельно принимать решения, прогнозируя

Слайд 7Приоритетная цель современной образовательной концепции
развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию

и саморазвитию
Приоритетная цель современной образовательной концепции развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию

Слайд 8Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.

Овладение учащихся универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

регулятивные

личностные

познавательные

коммуникативные

Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащихся универсальными учебными действиями создаёт

Слайд 9 В ФГОС записано: «Личностные универсальные учебные действия – это действия,

которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
(умение соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных
ролях и межличностных отношениях». [1]
В ФГОС записано: «Личностные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение

Слайд 10сформированности внутренней позиции и самооценки школьника
сформированности мотивации учебной деятельности
знания моральных норм

и сформированности морально-этических суждений

сформированности гражданской основы

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися личностных универсальных учебных действий основной образовательной программы основного общего образования.

сформированности внутренней позиции и самооценки школьникасформированности мотивации учебной деятельностизнания моральных норм и сформированности морально-этических сужденийсформированности гражданской основыСтандарт

Слайд 11Формирование универсальных учебных действий при обучении биологии.

Требования ФГОС:
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе,
влияние факторов риска на здоровье человека;
умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих,
осознание необходимости действий по сохранению биологического разнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. [1]
Формирование универсальных учебных действий при обучении биологии.

Слайд 12Личностные действия
Виды личностных универсальных учебных действий

Личностные действияВиды личностных универсальных учебных действий

Слайд 13Одна из главных задач школьного образования подготовить выпускника к самоопределению. Это

самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное, что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), что я хочу (какие цели я ставлю), что я могу (представление о своих возможностях), что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую), что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения).
Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент.
Одна из главных задач школьного образования подготовить выпускника к самоопределению. Это самопознание, представление о самом себе, знание

Слайд 14Вторая составляющая личностного самоопределения – профессиональное самоопределение.

Вторая составляющая личностного самоопределения – профессиональное самоопределение.

Слайд 15ученый
врач
ветеринар
психолог
агроном
кинолог
Технолог пищевой
промышленности
фармацевт
спортсмен
диетолог

ученыйврачветеринарпсихологагрономкинологТехнолог пищевой промышленностифармацевтспортсмендиетолог

Слайд 16Жизненное самоопределение личности – это осознанная деятельность человека по выявлению и

внедрению в повседневную реальность своей жизненной позиции. Жизненное самоопределение ученика формируется под действием многих факторов. Но все же ведущими будут личностные характеристики

Я

Третья составляющая личностного самоопределения – жизненное самоопределение.

Жизненное самоопределение личности – это осознанная деятельность человека по выявлению и внедрению в повседневную реальность своей жизненной

Слайд 17 познавательный потенциал
нравственный потенциал
физический потенциал


эстетический потенциал

коммуникативный

потенциал

позитивно ориентиро-ванная личность

познавательный потенциал  нравственный потенциалфизический потенциалэстетический потенциал  коммуникативный потенциалпозитивно ориентиро-ванная личность

Слайд 18 смыслообразование.
Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и

мотивы учения играют решающую роль. Ведь проблема состоит в резком снижении школьной мотивации, дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы – формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.
смыслообразование.Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения играют решающую роль. Ведь

Слайд 19«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ ,
ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,

ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»


В. А. Сухомлинский

Наиболее важной в смысловой ориентации школьника является мотивация учения.

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»В.

Слайд 20МОТИВАЦИЯ
ВНЕШНЯЯ
ВНУТРЕННЯЯ

ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ

Месть
Власть

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ

Стремление получить
высокие отметки;
Одобрение учителя;
Одобрение учащихся,
одобрение родителей;
Симпатия к

учителю;
Стремление превзойти
других, соперничество.



ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ

Избегание неудачи:
стремление избежать
низкой оценки;
Стремление избегать
наказаний учителя;
Стремление избежать
критики.





ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ

Интересен изучаемый
предмет;
Интересен метод
преподавания;
Стремление добиться
особых успехов;
Осознание своего
познавательного прогресса;
Доверие учителя;
Хорошее настроение;
Уверенность в своих силах.


МОТИВАЦИЯВНЕШНЯЯВНУТРЕННЯЯОТРИЦАТЕЛЬНАЯМестьВластьПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ  Стремление получить высокие отметки;Одобрение учителя;Одобрение учащихся, одобрение родителей;Симпатия к учителю;Стремление превзойти других, соперничество.ОТРИЦАТЕЛЬНАЯИзбегание неудачи: стремление

Слайд 21 Одним из показателей развития личности ученика является уровень

сформированности его учебной мотивации.

Высокая мотивация
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования
Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Хороший уровень мотивации
Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Одним из показателей развития личности ученика является уровень сформированности его учебной мотивации.

Слайд 22Низкий уровень мотивации
Эти дети посещают школу неохотно.
Предпочитают пропускать занятия.
На

уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Находятся в серьезной адаптации к школе.
Низкий уровень мотивацииЭти дети посещают школу неохотно. Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.

Слайд 23 Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?

Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?

Слайд 24Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли ,узнали, придумали сами!»
Ощущение свободы выбора

: «Мы можем выбирать»
( «Мы не пешки ,у нас есть выбор»)

Ощущение компетентности : «У меня это получается , я понял ,я умею!»

Кит №1

Кит №2

Кит №3

Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли ,узнали, придумали сами!»Ощущение свободы выбора : «Мы можем выбирать»  (

Слайд 25Основные составляющие урока
Цели и задачи урока

Деятельность учителя
и ученика
Профессионализм педагога
Педагогические технологии
Содержание
Урок

Основные составляющие урокаЦели и задачи урокаДеятельность учителя и ученикаПрофессионализм педагогаПедагогические технологииСодержаниеУрок

Слайд 26Хороших методов существует
ровно столько, сколько существует хороших учителей»

Д.Пойа
Хороших методов существуетровно столько, сколько существует хороших учителей»

Слайд 27Применяемые технологии и методики
технология личностно-ориентированного образования;
технология уровневой дифференциации;
технология игрового обучения;
технология

театральной педагогики;
технология развития критического мышления;
технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);
кейс - технология
проектная и исследовательская деятельность;
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникационные
технологии.

Применяемые технологии и методики  технология личностно-ориентированного образования;технология уровневой дифференциации;технология игрового обучения;технология театральной педагогики;технология развития критического мышления;технология

Слайд 28Приемы работы повышающие мотивацию учебной и познавательной деятельности
Индивидуальные задания
Работа в парах

и группах
Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками
Стимуляция вопросов со стороны учащихся
Деление заданий на дозы
Рациональная система упражнений
Проговаривание, комментирование, систематическое повторение
Использование карточек-консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д.
Согласование объема домашнего задания

Приемы работы повышающие мотивацию учебной и познавательной деятельности Индивидуальные заданияРабота в парах и группахАнализ и систематизация ошибок,

Слайд 29 Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет

позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных

Слайд 30«Психологический комфорт»
и эмоциональная сопричастность
Именно способность педагога к организации условий, при

которых учащиеся имеют возможность личностного роста и развития, а также к созданию доверительных межличностных отношений, основанных на уважении личности, служит залогом для успешного проведения урока.
.
«Психологический комфорт» и эмоциональная сопричастностьИменно способность педагога к организации условий, при которых учащиеся имеют возможность личностного роста

Слайд 31 Динамично помогает начать урок такой приём, как «Улыбнемся друг

другу», что способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. Данный приём развивает коммуникативный навык, эмоционально настраивает детей.

Динамично помогает начать урок такой приём, как «Улыбнемся друг другу», что способствует установлению контакта между

Слайд 32Повышает мотивацию учащихся на уроке и работа
над загадками, кроссвордами, ребусами.


Это соревнование на смекалку. Она обладает большими возможностями для наблюдения за окружающим миром, учит воспринимать жизнь многогранно, помогает совершенствовать речь, тренирует внимание и память, развивает любознательность. Дети хорошо знают кроссворды и очень их любят, пробуют составлять их сами.

Повышает мотивацию учащихся на уроке и работанад загадками, кроссвордами, ребусами.

Слайд 33 Игра остаётся ведущим видом для учащихся 5-х классов,

поэтому использование игровых технологий при организации работы на уроке является необходимым.

На уроке в виде игры – сказки, у детей возрастает активность, и они с удовольствием помогают попавшему в беду сказочному герою.

Игра остаётся ведущим видом для учащихся 5-х  классов, поэтому использование игровых технологий при организации

Слайд 34 Работа в парах и группах - организация совместных действий,

ведёт к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации, общению, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность.

Работа в парах и группах - организация совместных действий, ведёт к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации,

Слайд 35 Организация эксперимента – важнейший из методов исследования. Самые интересные

эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Организация эксперимента – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты

Слайд 36Проектный метод обучения - позволяет создать максимально благоприятные условия для раскрытия

и проявления творческого потенциала учеников, развивать их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные способности.
“Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально, группами учащихся или совместно с родителями.
Исследование – поиск истины или неизвестного
Проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Проектный метод обучения - позволяет создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развивать

Слайд 37Представьте себя в роли ландшафтного дизайнера.
На рисунке представлен план пришкольного

участка, на котором вам предстоит высадить новые растения. Сделать это необходимо с учетом их экологических требований. Поставьте уловные обозначения растений, в те места на плане, где их целесообразно посадить.
Представьте себя в роли ландшафтного дизайнера. На рисунке представлен план пришкольного участка, на котором вам предстоит высадить

Слайд 38Использование ИКТ – один из эффективных методов повышения мотивации и индивидуализации

учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Использование ИКТ – один из эффективных методов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания

Слайд 39«Физминутка» - позволяет весело и активно расслабиться, восстановить энергию.


«Физминутка» - позволяет весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

Слайд 40Рефлексия - обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
формирование у учащегося

способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению
Рефлексия - обязательный этап урока в условиях реализации ФГОСформирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности

Слайд 41Рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет:
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

оценить собственную деятельность на уроке;
установить затруднения как направления будущей учебной деятельности;
позволяет педагогу проводить анализ и оценку деятельности учащихся, своей деятельности;
определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.
Рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; установить

Слайд 42 Обеспечение рефлексии и самоконтроля
Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих

действий будет подталкивать ученика и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий.
Обеспечение  рефлексии и самоконтроляСформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика и

Слайд 43 Виды рефлексии
рефлексия содержания учебного материала

рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия результатов

учебной деятельности

Виды рефлексии рефлексия содержания учебного материала рефлексия настроения и эмоционального состояниярефлексия результатов учебной деятельности

Слайд 44Характеристика цветов Макса Люшера:
радостное, восторженное настроение
нервозное, возбуждённое состояние, агрессия
грустное настроение, пассивность,

усталость

активность



приятное, спокойное настроение

беспокойное, тревожное настроение

замкнутость, огорчение

унылое настроение, отрицание, протест

пассивность, беспокойство и неуверенность

Характеристика цветов Макса Люшера: радостное, восторженное настроениенервозное, возбуждённое состояние, агрессиягрустное настроение, пассивность, усталостьактивность приятное, спокойное настроениебеспокойное, тревожное

Слайд 45 Рефлексия содержания учебного материала
Прием незаконченного предложения:

Рефлексия содержания  учебного материала  Прием незаконченного предложения:

Слайд 46Приемы рефлексии результатов учебной деятельности
«Оценочная лесенка»;
«Диаграмма успешности»;
«Эссе»;
«Портфолио»;
«Письмо самому себе»;
«Лист достижений».

Приемы рефлексии  результатов учебной деятельности«Оценочная лесенка»;«Диаграмма успешности»;«Эссе»;«Портфолио»;«Письмо самому себе»;«Лист достижений».

Слайд 47Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств :
самостоятельность,
предприимчивость,
конкурентоспособность.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств : самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.

Слайд 48нравственно-этическая ориентация
Третий блок – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД

обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.
нравственно-этическая ориентацияТретий блок – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки

Слайд 49Нравственно-этическое действие основано
на социальных и личностных ценностях.
Темы биологии, позволяющие

формировать базовые нравственные ценности

Нравственно-этическое действие основано на социальных и личностных ценностях.Темы биологии, позволяющие формировать базовые нравственные ценности

Слайд 52 Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека

в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биологического разнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов

Слайд 53Учимся определять и находить личностные УУД

Учимся определять и находить личностные УУД

Слайд 54Итак, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на

различных уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Результаты промежуточной диагностики и контрольные срезы по предметам показывают, что формирование личностных УУД позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.

ВЫВОД

Итак, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внеклассной

Слайд 55Возможно кто-то недооценил стандарт,
И он не потревожил чьи-то чувства,
Но

то, что в слове есть частица АРТ,
Свидетельство высокого искусства.
 
Искусство создавать и претворять,
Искусства ставить цели для движенья,
Искусства результаты проверять,
Твори и действуй – это наслажденье!
 
И для свершений новых есть резон,
Мы в чем-то безнадежно устарели,
Пора прервать наш безмятежный сон,
Поставлены теперь иные цели….
 
Стандарт как океан, идет волной
Сперва в начальной, нынче в основной,
Затем и в третьей, старшей школе
Он удостоится высоких откровений.
 
А мы ж пока в смятении, и робость и азарт–
Обуревают смешанные чувства,
Мы поняли, чтобы ввести стандарт,
Нужны учителю терпенье и искусство!
Возможно кто-то недооценил стандарт, И он не потревожил чьи-то чувства, Но то, что в слове есть частица

Слайд 56Спасибо за внимание!
Уважаемые коллеги,
желаю успехов!!!

Спасибо за внимание!Уважаемые коллеги, желаю успехов!!!

Слайд 57Всем спасибо!

Всем  спасибо!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть