Слайд 2Формирование личностных результатов учащихся при освоении основной образовательной программы по биологии
Слайд 3Цель: повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования
личностных УУД
Задачи:
-повышение компетентности педагогов в освоении приемов
педагогической техники для формирования личностных УУД
- выделение универсальных учебных действий в практическом материале;
- развитие творческого потенциала педагогов
Слайд 4
План
1. ФГОС – личностные универсальные учебные действия.
2. Виды
личностных универсальных учебных действий.
3. Нравственно-этическое действие, основанное на социальных и личностных ценностях.
4. Современный урок в соответствии с ФГОС.
Слайд 5В свое время Николай Рерих сказал:
« Новый мир имеет
иные
условия и требует новых действий».
Сегодня как никогда эти слова актуальны для системы образования
Введение ФГОС требуют изменений в образовании. Учитывая это, должно измениться образовательное пространство, должны определиться цели образования, должны совершенствоваться технологии обучения.
Слайд 6Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои
действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью, быть способны к сотрудничеству обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
- УЧИТЬСЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ, УЧИТЬСЯ ПЕРЕУЧИВАТЬСЯ, РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ, ПРОЕКТИРОВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 7Приоритетная цель современной образовательной концепции
развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию
и саморазвитию
Слайд 8Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.
Овладение учащихся универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
регулятивные
личностные
познавательные
коммуникативные
Слайд 9 В ФГОС записано: «Личностные универсальные учебные действия – это действия,
которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
(умение соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных
ролях и межличностных отношениях». [1]
Слайд 10сформированности внутренней позиции и самооценки школьника
сформированности мотивации учебной деятельности
знания моральных норм
и сформированности морально-этических суждений
сформированности гражданской основы
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися личностных универсальных учебных действий основной образовательной программы основного общего образования.
Слайд 11Формирование универсальных учебных действий при обучении биологии.
Требования ФГОС:
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе,
влияние факторов риска на здоровье человека;
умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих,
осознание необходимости действий по сохранению биологического разнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. [1]
Слайд 12Личностные действия
Виды личностных универсальных учебных действий
Слайд 13Одна из главных задач школьного образования подготовить выпускника к самоопределению. Это
самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное, что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), что я хочу (какие цели я ставлю), что я могу (представление о своих возможностях), что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую), что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения).
Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент.
Слайд 14Вторая составляющая личностного самоопределения – профессиональное самоопределение.
Слайд 15ученый
врач
ветеринар
психолог
агроном
кинолог
Технолог пищевой
промышленности
фармацевт
спортсмен
диетолог
Слайд 16Жизненное самоопределение личности – это осознанная деятельность человека по выявлению и
внедрению в повседневную реальность своей жизненной позиции. Жизненное самоопределение ученика формируется под действием многих факторов. Но все же ведущими будут личностные характеристики
Я
Третья составляющая личностного самоопределения – жизненное самоопределение.
Слайд 17 познавательный потенциал
нравственный потенциал
физический потенциал
эстетический потенциал
коммуникативный
потенциал
позитивно ориентиро-ванная личность
Слайд 18 смыслообразование.
Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и
мотивы учения играют решающую роль. Ведь проблема состоит в резком снижении школьной мотивации, дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы – формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.
Слайд 19«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ ,
ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,
ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
В. А. Сухомлинский
Наиболее важной в смысловой ориентации школьника является мотивация учения.
Слайд 20МОТИВАЦИЯ
ВНЕШНЯЯ
ВНУТРЕННЯЯ
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ
Месть
Власть
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ
Стремление получить
высокие отметки;
Одобрение учителя;
Одобрение учащихся,
одобрение родителей;
Симпатия к
учителю;
Стремление превзойти
других, соперничество.
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ
Избегание неудачи:
стремление избежать
низкой оценки;
Стремление избегать
наказаний учителя;
Стремление избежать
критики.
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ
Интересен изучаемый
предмет;
Интересен метод
преподавания;
Стремление добиться
особых успехов;
Осознание своего
познавательного прогресса;
Доверие учителя;
Хорошее настроение;
Уверенность в своих силах.
Слайд 21 Одним из показателей развития личности ученика является уровень
сформированности его учебной мотивации.
Высокая мотивация
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования
Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Хороший уровень мотивации
Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Слайд 22Низкий уровень мотивации
Эти дети посещают школу неохотно.
Предпочитают пропускать занятия.
На
уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Находятся в серьезной адаптации к школе.
Слайд 23 Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Слайд 24Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли ,узнали, придумали сами!»
Ощущение свободы выбора
: «Мы можем выбирать»
( «Мы не пешки ,у нас есть выбор»)
Ощущение компетентности : «У меня это получается , я понял ,я умею!»
Кит №1
Кит №2
Кит №3
Слайд 25Основные составляющие урока
Цели и задачи урока
Деятельность учителя
и ученика
Профессионализм педагога
Педагогические технологии
Содержание
Урок
Слайд 26Хороших методов существует
ровно столько, сколько существует хороших учителей»
Д.Пойа
Слайд 27Применяемые технологии и методики
технология личностно-ориентированного образования;
технология уровневой дифференциации;
технология игрового обучения;
технология
театральной педагогики;
технология развития критического мышления;
технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);
кейс - технология
проектная и исследовательская деятельность;
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникационные
технологии.
Слайд 28Приемы работы повышающие мотивацию учебной и познавательной деятельности
Индивидуальные задания
Работа в парах
и группах
Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками
Стимуляция вопросов со стороны учащихся
Деление заданий на дозы
Рациональная система упражнений
Проговаривание, комментирование, систематическое повторение
Использование карточек-консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д.
Согласование объема домашнего задания
Слайд 29 Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет
позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.
Слайд 30«Психологический комфорт»
и эмоциональная сопричастность
Именно способность педагога к организации условий, при
которых учащиеся имеют возможность личностного роста и развития, а также к созданию доверительных межличностных отношений, основанных на уважении личности, служит залогом для успешного проведения урока.
.
Слайд 31 Динамично помогает начать урок такой приём, как «Улыбнемся друг
другу», что способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. Данный приём развивает коммуникативный навык, эмоционально настраивает детей.
Слайд 32Повышает мотивацию учащихся на уроке и работа
над загадками, кроссвордами, ребусами.
Это соревнование на смекалку. Она обладает большими возможностями для наблюдения за окружающим миром, учит воспринимать жизнь многогранно, помогает совершенствовать речь, тренирует внимание и память, развивает любознательность. Дети хорошо знают кроссворды и очень их любят, пробуют составлять их сами.
Слайд 33 Игра остаётся ведущим видом для учащихся 5-х классов,
поэтому использование игровых технологий при организации работы на уроке является необходимым.
На уроке в виде игры – сказки, у детей возрастает активность, и они с удовольствием помогают попавшему в беду сказочному герою.
Слайд 34 Работа в парах и группах - организация совместных действий,
ведёт к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации, общению, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность.
Слайд 35 Организация эксперимента – важнейший из методов исследования. Самые интересные
эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Слайд 36Проектный метод обучения - позволяет создать максимально благоприятные условия для раскрытия
и проявления творческого потенциала учеников, развивать их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные способности.
“Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально, группами учащихся или совместно с родителями.
Исследование – поиск истины или неизвестного
Проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Слайд 37Представьте себя в роли ландшафтного дизайнера.
На рисунке представлен план пришкольного
участка, на котором вам предстоит высадить новые растения. Сделать это необходимо с учетом их экологических требований. Поставьте уловные обозначения растений, в те места на плане, где их целесообразно посадить.
Слайд 38Использование ИКТ – один из эффективных методов повышения мотивации и индивидуализации
учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Слайд 39«Физминутка» - позволяет весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
Слайд 40Рефлексия - обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
формирование у учащегося
способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению
Слайд 41Рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет:
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
оценить собственную деятельность на уроке;
установить затруднения как направления будущей учебной деятельности;
позволяет педагогу проводить анализ и оценку деятельности учащихся, своей деятельности;
определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.
Слайд 42 Обеспечение
рефлексии и самоконтроля
Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих
действий будет подталкивать ученика и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий.
Слайд 43
Виды рефлексии
рефлексия содержания учебного материала
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия результатов
учебной деятельности
Слайд 44Характеристика цветов Макса Люшера:
радостное, восторженное настроение
нервозное, возбуждённое состояние, агрессия
грустное настроение, пассивность,
усталость
активность
приятное, спокойное настроение
беспокойное, тревожное настроение
замкнутость, огорчение
унылое настроение, отрицание, протест
пассивность, беспокойство и неуверенность
Слайд 45
Рефлексия содержания
учебного материала
Прием незаконченного предложения:
Слайд 46Приемы рефлексии
результатов учебной деятельности
«Оценочная лесенка»;
«Диаграмма успешности»;
«Эссе»;
«Портфолио»;
«Письмо самому себе»;
«Лист достижений».
Слайд 47Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств :
самостоятельность,
предприимчивость,
конкурентоспособность.
Слайд 48нравственно-этическая ориентация
Третий блок – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД
обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.
Слайд 49Нравственно-этическое действие основано
на социальных и личностных ценностях.
Темы биологии, позволяющие
формировать базовые нравственные ценности
Слайд 52
Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека
в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биологического разнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
Слайд 53Учимся определять и находить личностные УУД
Слайд 54Итак, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на
различных уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Результаты промежуточной диагностики и контрольные срезы по предметам показывают, что формирование личностных УУД позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.
ВЫВОД
Слайд 55Возможно кто-то недооценил стандарт,
И он не потревожил чьи-то чувства,
Но
то, что в слове есть частица АРТ,
Свидетельство высокого искусства.
Искусство создавать и претворять,
Искусства ставить цели для движенья,
Искусства результаты проверять,
Твори и действуй – это наслажденье!
И для свершений новых есть резон,
Мы в чем-то безнадежно устарели,
Пора прервать наш безмятежный сон,
Поставлены теперь иные цели….
Стандарт как океан, идет волной
Сперва в начальной, нынче в основной,
Затем и в третьей, старшей школе
Он удостоится высоких откровений.
А мы ж пока в смятении, и робость и азарт–
Обуревают смешанные чувства,
Мы поняли, чтобы ввести стандарт,
Нужны учителю терпенье и искусство!
Слайд 56Спасибо за внимание!
Уважаемые коллеги,
желаю успехов!!!