Презентация, доклад Решение задач по цитологии и генетике из банка заданий ЕГЭ 2017года

Содержание

Решение задач с развернутым ответом во второй части

Слайд 1Решение биологических задач по цитологии и генетике из открытого банка заданий

2017г. При подготовке к ЕГЭ

Учитель химии и биологии
МОУ «ВЕЛ»
Сидорова Светлана Геннадиевна.


Саратов 2016

Решение биологических задач  по цитологии и генетике  из открытого банка  заданий 2017г.  При

Слайд 2Решение задач с развернутым ответом во второй части

Решение задач с развернутым ответом во второй части

Слайд 3Типы задач по цитологии
Задачи по цитологии, которые встречаются в ЕГЭ, можно разбить на семь основных

типов. Первый тип связан с определением процентного содержания нуклеотидов в ДНК и чаще всего встречается в части 1-ой экзамена. Ко второму относятся расчетные задачи, посвященные определению количества аминокислот в белке, а также количеству нуклеотидов и триплетов в ДНК или РНК. Этот тип задач может встретиться как в части первой , так в части 2-ой.
Задачи по цитологии типов 3, 4 и 5 посвящены
работе с таблицей генетического кода, а также
требуют от абитуриента знаний по процессам
транскрипции и трансляции.
Задачи типов 6 и 7  Шестой тип основан на знаниях об изменениях генетического набора клетки во время митоза и мейоза, а седьмой тип проверяет у учащегося усвоения материала по диссимиляции в клетке эукариот.

Типы задач по цитологииЗадачи по цитологии, которые встречаются в ЕГЭ, можно разбить на семь основных типов. Первый тип связан с определением процентного

Слайд 4Требования к решению задач
Ход решения должен соответствовать последовательности процессов, протекающих в

клетке
Решать задачи осознано, обосновывать каждое действие теоретически
Запись решения оформлять аккуратно, цепи ДНК, иРНК , тРНК прямые, символы нуклеотидов четкие, расположены на одной линии по горизонтали
Цепи ДНК, иРНК , тРНК размещать на одной строке без переноса
Ответы на все вопросы выписывать в конце решения

Требования к решению задачХод решения должен соответствовать последовательности процессов, протекающих в клеткеРешать задачи осознано, обосновывать каждое действие

Слайд 5Решение задач первого типа
Основная информация:
В ДНК существует 4 разновидности нуклеотидов: А (аденин), Т (тимин), Г (гуанин)

и Ц (цитозин).
В 1953 г Дж.Уотсон и Ф.Крик открыли, что молекула ДНК представляет собой двойную спираль.
Цепи комплементарны друг другу: напротив аденина в одной цепи всегда находится тимин в другой и наоборот (А-Т и Т-А); напротив цитозина — гуанин (Ц-Г и Г-Ц).
В ДНК количество аденина и гуанина равно числу цитозина и тимина, а также А=Т и Ц=Г (правило Чаргаффа).
Задача: в молекуле ДНК содержится 17%   аденина. Определите, сколько (в%  ) в этой молекуле содержится других нуклеотидов.
Решение: количество аденина равно количеству тимина, следовательно, тимина в этой молекуле содержится 17% . На гуанин и цитозин приходится 100-17-17=66  . Т.к. их количества равны, то Ц=Г=33% .




Решение задач первого типа Основная информация:В ДНК существует 4 разновидности нуклеотидов: А (аденин), Т (тимин), Г (гуанин) и Ц (цитозин).В 1953 г Дж.Уотсон и Ф.Крик открыли,

Слайд 6Решение задач второго типа
Основная информация:
Аминокислоты, необходимые для синтеза белка, доставляются в рибосомы

с помощью т-РНК. Каждая молекула т-РНК переносит только одну аминокислоту.
Информация о первичной структуре молекулы белка зашифрована в молекуле ДНК.
Каждая аминокислота зашифрована последовательностью из трех нуклеотидов. Эта последовательность называется триплетом или кодоном.
Задача: в трансляции участвовало 30   молекул т-РНК. Определите количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
Решение: если в синтезе участвовало 30   т-РНК, то они перенесли  30  аминокислот. Поскольку одна аминокислота кодируется одним триплетом, то в гене будет 30  триплетов или 90   нуклеотидов.

Решение задач второго типа Основная информация:Аминокислоты, необходимые для синтеза белка, доставляются в рибосомы с помощью т-РНК. Каждая молекула т-РНК

Слайд 7Решение задач третьего типа

Основная информация:
Транскрипция — это процесс синтеза и-РНК по матрице ДНК.
Транскрипция

осуществляется по правилу комплементарности.
В состав РНК вместо тимина входит урацил
Задача: фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующее строение: ААГГЦТАЦГТТГ. Постройте на ней и-РНК и определите последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка.
Решение: по правилу комплементарности определяем фрагмент и-РНК и разбиваем его на триплеты: УУЦ-ЦГА-УГЦ-ААУ. По таблице генетического кода определяем последовательность аминокислот: фен-арг-цис-асн.

Решение задач третьего типаОсновная информация:Транскрипция — это процесс синтеза и-РНК по матрице ДНК.Транскрипция осуществляется по правилу комплементарности.В состав РНК вместо тимина

Слайд 8Решение задач четвертого типа
Основная информация:
Антикодон — это последовательность из трех нуклеотидов в т-РНК, комплементарных

нуклеотидам кодона и-РНК. В состав т-РНК и и-РНК входят одни те же нуклеотиды.
Молекула и-РНК синтезируется на ДНК по правилу комплементарности.
В состав ДНК вместо урацила входит тимин.
Задача: фрагмент и-РНК имеет следующее строение: ГАУГАГУАЦУУЦААА. Определите антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот, закодированную в этом фрагменте. Также напишите фрагмент молекулы ДНК, на котором была синтезирована эта и-РНК.
Решение: разбиваем и-РНК на триплеты ГАУ-ГАГ-УАЦ-УУЦ-ААА и определяем последовательность аминокислот, используя таблицу генетического кода: асп-глу-тир-фен-лиз. В данном фрагменте содержится  5  триплетов, поэтому в синтезе будет участвовать 5   т-РНК. Их антикодоны определяем по правилу комплементарности: ЦУА, ЦУЦ, АУГ, ААГ, УУУ. Также по правилу комплементарности определяем фрагмент ДНК (по и-РНК!!!): ЦТАЦТЦАТГААГТТТ.

Решение задач четвертого типа Основная информация:Антикодон — это последовательность из трех нуклеотидов в т-РНК, комплементарных нуклеотидам кодона и-РНК. В состав т-РНК

Слайд 9Решение задач пятого типа

Основная информация:
Молекула т-РНК синтезируется на ДНК по правилу комплементарности.
Не забудьте, что

в состав РНК вместо тимина входит урацил.
Антикодон — это последовательность из трех нуклеотидов, комплементарных нуклеотидам кодона в и-РНК. В состав т-РНК и и-РНК входят одни те же нуклеотиды.
Задача: фрагмент ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ТТАГЦЦГАТЦЦГ. Установите нуклеотидную последовательность т-РНК, которая синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Решение: определяем состав молекулы т-РНК: ААУЦГГЦУАГГЦ и находим третий триплет — это ЦУА. Это антикодону комплементарен триплет и-РНК — ГАУ. Он кодирует аминокислоту асп, которую и переносит данная т-РНК.

Решение задач пятого типаОсновная информация:Молекула т-РНК синтезируется на ДНК по правилу комплементарности.Не забудьте, что в состав РНК вместо тимина входит урацил.Антикодон —

Слайд 10Решение задач шестого типа
Основная информация:
Два основных способа деления клеток — митоз и мейоз.
Изменение

генетического набора в клетке во время митоза и мейоза.
Задача: в клетке животного диплоидный набор хромосом равен34  . Определите количество молекул ДНК перед митозом, после митоза, после первого и второго деления мейоза.
Решение: По условию,2n=34. Генетический набор:
перед митозом 2n4c  , поэтому в этой клетке содержится   молекул 68 ДНК;
после митоза 2n2c  , поэтому в этой клетке содержится 34   молекулы ДНК;
после первого деления мейоза n2c  , поэтому в этой клетке содержится  34 молекул ДНК;
после второго деления мейоза nc  , поэтому в этой клетке содержится  17  молекул ДНК.

Решение задач шестого типа Основная информация:Два основных способа деления клеток — митоз и мейоз.Изменение генетического набора в клетке во время митоза

Слайд 11Решение задач седьмого типа
Основная информация:
Что такое обмен веществ, диссимиляция и ассимиляция.
Диссимиляция у аэробных

и анаэробных организмов, ее особенности.
Сколько этапов в диссимиляции, где они проходят, какие химические реакции проходят во время каждого этапа.
Задача: в диссимиляцию вступило   молекул глюкозы. Определите количество АТФ после гликолиза, после энергетического этапа и суммарный эффект диссимиляции.
Решение: запишем уравнение гликолиза: C6H12O6  = 2ПВК + 4Н + 2АТФ. Поскольку из одной молекулы глюкозы образуется  2  молекулы ПВКи 2АТФ, следовательно, синтезируется 20 АТФ. После энергетического этапа диссимиляции образуется  36  молекул АТФ (при распаде 1  молекулы глюкозы), следовательно, синтезируется  360  АТФ. Суммарный эффект диссимиляции равен 360+20=380  АТФ.

Решение задач седьмого типа Основная информация:Что такое обмен веществ, диссимиляция и ассимиляция.Диссимиляция у аэробных и анаэробных организмов, ее особенности.Сколько этапов в диссимиляции,

Слайд 12Типы задач по генетике
Среди заданий по генетике на ЕГЭ по биологии можно выделить 6 основных

типов. Первые два — на определение числа типов гамет и моногибридное скрещивание
Задачи типов 3, 4 и 5 посвящены дигибридному скрещиванию, наследованию групп крови и признаков, сцепленных с полом. Такие задачи составляют большинство вопросов в ЕГЭ.
Шестой тип задач — смешанный. В них рассматривается наследование двух пар признаков: одна пара сцеплена с Х-хромосомой (или определяет группы крови человека), а гены второй пары признаков расположены в аутосомах. Этот класс задач считается самым трудным для абитуриентов. Встречаются задачи где необходимо составить родословную семьи или наоборот есть схема, а нужно найти и зарисовать.

Типы задач по генетикеСреди заданий по генетике на ЕГЭ по биологии можно выделить 6 основных типов. Первые два — на определение числа

Слайд 13Основные термины генетики
Ген — это участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре

одного белка. Ген — это структурная и функциональная единица наследственности.
Аллельные гены (аллели) — разные варианты одного гена, кодирующие альтернативное проявление одного и того же признака. Альтернативные признаки — признаки, которые не могут быть в организме одновременно.
Гомозиготный организм — организм, не дающий расщепления по тем или иным признакам. Его аллельные гены одинаково влияют на развитие данного признака.
Гетерозиготный организм — организм, дающий расщепление по тем или иным признакам. Его аллельные гены по-разному влияют на развитие данного признака.
Доминантный ген отвечает за развитие признака, который проявляется у гетерозиготного организма.
Рецессивный ген отвечает за признак, развитие которого подавляется доминантным геном. Рецессивный признак проявляется у гомозиготного организма, содержащего два рецессивных гена.
Генотип — совокупность генов в диплоидном наборе организма. Совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом называетсягеномом.
Фенотип — совокупность всех признаков организма.

Основные термины генетики Ген — это участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного белка. Ген — это структурная

Слайд 14Необходимо знать!!!
Законы Г. Менделя
Закон (гипотеза) «чистоты» гамет
Анализирующее скрещивание
Наследование групп крови

(система АВО)
Наследование признаков, сцепленных с полом

Необходимо знать!!! Законы Г. МенделяЗакон (гипотеза) «чистоты» гаметАнализирующее скрещиваниеНаследование групп крови (система АВО)Наследование признаков, сцепленных с полом

Слайд 15Типичные задания ЕГЭ по генетике с развернутым ответом

Типичные задания  ЕГЭ по генетике с развернутым ответом

Слайд 16Задача №28
У человека отсутствие потовых желёз определяется рецессивным геном, расположенным в

Х-хромосоме, а голос бас – аутосомный доминантный признак. Мужчина, имеющий голос бас (гомозигота) и страдающий отсутствием потовых желёз, женится на женщине с высоким голосом и с потовыми железами (гомозиготой). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы потомства, вероятность рождения мальчиков без потовых желёз. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
РЕШЕНИЕ
Задача №28У человека отсутствие потовых желёз определяется рецессивным геном, расположенным в Х-хромосоме, а голос бас – аутосомный

Слайд 17Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать

следующие позиции)
Схема решения задачи включает:
1) P ♂ AAXp Y × ♀aaХР ХР гаметы АXp , АY аXP
2) F1 ♀АаXP Xp ♂АаXP Y
3) вероятность рождения мальчика без потовых желёз равна нулю. Проявляется третий закон Г. Менделя – закон независимого наследования признаков, так как гомологичные хромосомы распределяются по гаметам независимо друг от друга, – и закон сцепленного с полом наследования. (Допускается иная генетическая символика)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) Схема решения задачи включает:

Слайд 18Задача№28
Таня и Наташа – родные сестры и обе страдают дальтонизмом.


У них есть сестра с нормальным зрением и брат с нормальным зрением. Таня и Наташа вышли замуж за здоровых по указанному признаку мужчин. У Тани родились две девочки, которые нормально различают цвета, и два мальчика. У Наташи два сына. Определите генотипы Тани и Наташи, их родителей, пол их детей - дальтоников. Заштрихуйте на родословных значки в соответствии с решением (больных – сплошной штриховкой, носителей – пунктирно)
РЕШЕНИЕ
Задача№28 Таня и Наташа – родные сестры и обе страдают дальтонизмом. У них есть сестра с нормальным

Слайд 19генотипы родителей: отец Тани и Наташи – дальтоник Xd Y, мать

– носительница дальтонизма ХDХd ;
Таня и Наташа Хd Хd , дальтоники, их мужья – ХY – здоровы;
дочери Тани: девочки ХDХd – носительницы дальтонизма, сыновья Тани и Наташи – дальтоники Хd У
Максимальный балл 3
генотипы родителей: отец Тани и Наташи – дальтоник Xd Y, мать – носительница дальтонизма ХDХd ;Таня и

Слайд 21Пусть ВСЕМ нам сказочно повезет и все наши ученики ЕГЭ по

биологии напишут на 100% Спасибо Всем!!!
Пусть ВСЕМ нам сказочно повезет и все наши ученики ЕГЭ по биологии напишут на 100% Спасибо Всем!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть