Презентация, доклад Решение задач по генетике

Содержание

Цель:Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов задач по генетике, необходимых для подготовки к ЕГЭ.

Слайд 1Решение задач по генетике

Решение задач по генетике

Слайд 2Цель:
Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по

решению разных типов задач по генетике, необходимых для подготовки к ЕГЭ.
Цель:Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов задач по генетике,

Слайд 3
« Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать

сообща»
Б. Васильев
« Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща»

Слайд 4
« Вот тебе два дела, - сделай хоть одно из них,


Или то, что сам ты знаешь, передай другим, или то, чего не знаешь, от других возьми»
А. Анвари.
« Вот тебе два дела, - сделай хоть одно из них,  Или то, что сам ты

Слайд 5Задача 1
В потомстве, полученном при скрещивании двух дрозофил серого цвета, наблюдалось

следующее расщепление: 1392 особи были серого цвета и 467 особей — чёрного. Какой признак доминирует? Каковы генотипы родителей?

Задача 1В потомстве, полученном при скрещивании двух дрозофил серого цвета, наблюдалось следующее расщепление: 1392 особи были серого

Слайд 6
Определяем доминантный признак
О доминантном признаке следует помнить то, что он:
Наиболее часто

встречается в исследуемой группе особей;
Всегда проявляется в фенотипе гибридов первого поколения.

Определяем доминантный признакО доминантном признаке следует помнить то, что он:Наиболее часто встречается в исследуемой группе особей; Всегда

Слайд 7Решение
В данном случае совершенно очевидно, что родители не являются гомозиготами —

иначе все потомство было бы единообразным. Соотношение потомков по фенотипу 1392 : 467 весьма близко к классическому 3 : 1, которое возникает при скрещивании двух гетерозигот. Значит, так особи из большей группы (1392) являются носителями доминантного признака, то есть серой окраски тела. Ну а генотипы родителей в этом случае будут Aa.

РешениеВ данном случае совершенно очевидно, что родители не являются гомозиготами — иначе все потомство было бы единообразным.

Слайд 8Задача 2
В одном из зоопарков у пары гепардов с нормальной окраской

родился детёныш-меланист (так называют животное с равномерной чёрной окраской). В природе гепарды-меланисты встречаются крайне редко. Какие действия должны провести селекционеры, чтобы как можно быстрее получить максимальное количество животных с данным признаком?

Задача 2В одном из зоопарков у пары гепардов с нормальной окраской родился детёныш-меланист (так называют животное с

Слайд 9Решение
На первый взгляд кажется, что фраза о том, что гепарды-меланисты встречаются

в природе крайне редко, совершенно избыточна — ведь мы с вами решаем генетическую задачу, а не составляем программу охраны редких животных! Однако если проанализировать данную фразу в контексте условия, то окажется, что она попала сюда не просто так. Как мы видим, в условии не сказано, каким признаком является меланизм — доминантным или рецессивным. Поэтому сообщение о том, что подобные особи встречаются редко, дает нам в руки ключ к решению задачи — раз этот признак редок, значит он рецессивный.

РешениеНа первый взгляд кажется, что фраза о том, что гепарды-меланисты встречаются в природе крайне редко, совершенно избыточна

Слайд 10
Дальше нам следует обратить внимание на другую информацию, которая на первый

взгляд также казалась лишней — вся эта история случилась в зоопарке. Из этого мы можем сделать вывод, что в распоряжении селекционеров имеется всего три животных, два из которых обладают генотипами Аа, и один — аа. Можно ли получить хотя бы одного меланиста при скрещивании указанных особей? Конечно же, можно — как при повторном скрещивании родителей, так и при скрещивании подросшего детеныша с одним из родителей. Но где вероятность появления детёныша-меланиста будет выше? Конечно же во втором случае — ведь это классическое анализирующее скрещивание, при котором соотношение гетерозигот и рецессивных гомозигот в потомстве составляет 1:1 или 50% : 50% (в первом случае соотношение носителей доминантного признака и рецессивного согласно второму закону Менделя было бы 3 : 1 или 75% : 25 %).
Дальше нам следует обратить внимание на другую информацию, которая на первый взгляд также казалась лишней — вся

Слайд 11
Для того чтобы проверить наше предположение, составим схему скрещивания.
Р

Аа × аа
нормальный меланист
G A, a a
F1 Aa , aa
нормальный меланист
50% 50%

Итак, как видим, селекционерам вовсе не нужно тратить деньги на покупку гепарда с нужным генотипом из другого зоопарка — достаточно лишь скрестить подросшего детёныша с одним из родителей.

Для того чтобы проверить наше предположение, составим схему скрещивания.Р

Слайд 12Задача 3
Представители двух пород тутового шелкопряда отличаются по двум признакам: в

первом случае имеются полосатые гусеницы, которые плетут белые коконы, а во втором — серые гусеницы, плетущие жёлтые коконы. При скрещивании между собой представителей разных пород поколение F1  было представлено только полосатыми и плетущими жёлтые коконы гусеницами. А вот в поколении F2 наблюдалось следующее расщепление: 3117 — полосатые гусеницы, плетущие жёлтые коконы, 1067 — полосатые гусеницы, плетущие белые коконы, 1049 —серые с жёлтыми коконами, 351 —серые с белыми коконами. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2, а также характер наследования признаков.

Задача 3Представители двух пород тутового шелкопряда отличаются по двум признакам: в первом случае имеются полосатые гусеницы, которые

Слайд 13Решение
Совершенно очевидно, что если в представители F1 были полосатыми и плели

жёлтые коконы, то два этих аллеля являются доминантными (потому что единообразие потомков говорит о том, что скрещивали друг с другом дигомозигот, а никаких других признаков, кроме доминантных при таком скрещивании в F1и наблюдаться не может). Итак, обозначим аллель, обеспечивающий полосатую окраску как А, а тот, что отвечает за жёлтую окраску кокона — как B (соответственно, аллель а будет обеспечивать серую окраску гусениц, а аллель b — белую окраску коконов).
Теперь давайте определим генотипы родителей. Если скрещивали друг с другом бабочек (поскольку сами гусеницы не могут скрещиваться), чьи гусеницы были полосатыми и плели белые коконы, с теми, чьи гусеницы были серыми и плели жёлтые коконы, то значит генотипы родителей АAbb и aаBB.
РешениеСовершенно очевидно, что если в представители F1 были полосатыми и плели жёлтые коконы, то два этих аллеля

Слайд 14
Для того, чтобы проверить наше предположение, давайте составим схему скрещивания:
P

♂АAbb × ♀ aаBB
полосатые, белые коконы серые, жёлтые коконы
G Аb аВ
F1 AaBb
полосатые, жёлтые коконы

Как видно из схемы скрещивания, получившееся потомство единообразно: все его представители развиваются из полосатых гусениц, которые плетут жёлтые коконы. Значит, наше предположение было правильным, и генотипы родителей действительно будут АAbb и aаBB.

Для того, чтобы проверить наше предположение, давайте составим схему скрещивания:P   ♂АAbb

Слайд 15Ну и в заключении нужно провести скрещивание гибридов первого поколения друг

с другом. Это совсем не сложно: F1 ♂АаBb × ♀АаBb G АВ, Аb, аВ, аb АВ, Аb, аВ, аb F2
Ну и в заключении нужно провести скрещивание гибридов первого поколения друг с другом. Это совсем не сложно:

Слайд 16
Подсчитав соотношение различных фенотипических классов, мы получаем классическое менделевское 9 :

3 : 3 : 1, где
9 — полосатые с жёлтыми коконами;
3 — полосатые с белыми коконами;
3 — серые с жёлтыми коконами;
1 — серые с белыми коконами.
Как видим, это соотношение весьма близка к количественному соотношению представителей каждого фенотипического класса гибридов второго поколения, которое представлено в условии задачи.

Подсчитав соотношение различных фенотипических классов, мы получаем классическое менделевское 9 : 3 : 3 : 1, где9

Слайд 17
Значит, наша схема скрещивания составлена верно, и у представителей F2 будут

следующие генотипы:
полосатые особи с жёлтыми коконами — 1ААВВ, 2АаВВ, 2ААВb и 4AaBb;
полосатые особи c белыми коконами — 1 ААbb и 2Aabb;
серые особи с жёлтыми коконами — 1ааВВ и 2ааВb;
серые особи с белыми коконами — 1 aabb.
В итоге получаем соотношение по генотипам 1 : 2 : 2 : 4 : 1 : 2 : 1 : 2 : 1, которое характерно для независимого наследования признаков при дигибридном скрещивании.

Значит, наша схема скрещивания составлена верно, и у представителей F2 будут следующие генотипы:полосатые особи с жёлтыми коконами

Слайд 18Ответ
1)P: АAbb и aаBB
F1 : AaBb
F2 : ААВВ, АаВВ,

ААВb AaBb, ААbb, Aabb, ааВВ, ааВb, aabb.
2) Независимое наследование признаков.

Ответ1)P: АAbb и aаBB F1 : AaBb F2 : ААВВ, АаВВ, ААВb AaBb, ААbb, Aabb, ааВВ, ааВb,

Слайд 19Вывод
У гибридов первого поколения никакой другой признак, кроме доминантного не проявляется.

Это справедливо как для моно-, так и дигибридного скрещивания. Исключения составляют ситуации с неполным доминированием и кодоминированием.
ВыводУ гибридов первого поколения никакой другой признак, кроме доминантного не проявляется. Это справедливо как для моно-, так

Слайд 20Задача 4
По схеме родословной, представленной на рисунке , установите характер наследования

признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом),а также генотипы детей в первом и во втором поколении.

Задача 4По схеме родословной, представленной на рисунке , установите характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или

Слайд 21Решение
Как видно из схемы, данный признак встречается в каждом поколении. Значит,

он доминантный. Поскольку он присутствует как у мужчин, так и у женщин (и при этом в равном соотношении), то, скорее всего он не сцеплен с полом, то есть является аутосомным. Значит, в данном случае имеет место быть доминантно-аутосомное наследование признака.

РешениеКак видно из схемы, данный признак встречается в каждом поколении. Значит, он доминантный. Поскольку он присутствует как

Слайд 22
Итак, обозначим данный признак как А. Тогда, если учесть, что в

первом поколении наблюдается расщепление, генотип отца будет Аа, матери — аа, первой дочери и сына — Аа, и второй дочери — аа. Генотип дочери, родившейся в результате брака сына с генотипом Аа с женщиной, чей генотип был аа, будет такой же, как у её отца — Аа.

Итак, обозначим данный признак как А. Тогда, если учесть, что в первом поколении наблюдается расщепление, генотип отца

Слайд 23Задача 5
По схеме родословной, представленной на рисунке, установите характер проявления признака

(доминантный, рецессивный), обозначенного чёрным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом и втором поколении.
Задача 5По схеме родословной, представленной на рисунке, установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного чёрным цветом. Определите

Слайд 24Решение
Мы видим, что признак проявляется не в каждом поколении — у

внуков, например, его нет. Значит, он рецессивный. Как и в предыдущем случае, его присутствие как у мужчин, так и у женщин (и при этом опять-таки в равном соотношении) говорит о том, что, скорее всего, он не сцеплен с полом, то есть также является аутосомным. Однако в данном случае это будет уже рецессивно-аутосомное наследование.


РешениеМы видим, что признак проявляется не в каждом поколении — у внуков, например, его нет. Значит, он

Слайд 25
Значит люди, обладающие этим признаком, являются рецессивными гомозиготами. Тогда генотип матери

и сына — аа, и, следовательно, генотип отца Аа (он не может быть гомозиготой, поскольку среди его детей присутствует расщепление), как и дочери. Жена сына, скорее всего, доминантная гомозигота АА (так как в потомстве нет расщепления), а их дети — гетерозиготы Аа. C мужем дочери не все так однозначно — он может быть как доминантной гомозиготой АА, так и гетерозиготой Аа. Дело в том, что наличие всего одного ребенка не дает возможности установить, было ли расщепление в потомстве или нет. Но в любом случае их ребёнок будет гетерозиготой Аа.

Значит люди, обладающие этим признаком, являются рецессивными гомозиготами. Тогда генотип матери и сына — аа, и, следовательно,

Слайд 26Вывод
При решении задач на анализ схем родословных следует учитывать то, что

доминантный признак проявляется в каждом поколении. Рецессивный же признак, в отличие от доминантного, встречается далеко не в каждом поколении.
Кроме того, доминантно-аутосомный и рецессивно-аутосомный тип наследования различаются еще и тем, что в первом случае признак проявляется у потомства только тогда, если был выражен хотя бы у одного из родителей, а во втором он может проявиться ещё и тогда, когда он не у одного из родителей выражен не был. Это вполне объясняется первым и вторым законами Менделя.

ВыводПри решении задач на анализ схем родословных следует учитывать то, что доминантный признак проявляется в каждом поколении.

Слайд 27Неполное доминирование
При неполном доминировании для гибридов первого поколения будет характерен признак,

являющийся неким «средним значением» между доминантным и рецессивным. Однако все-таки он ближе к доминантному, чем к рецессивному. Это легко объяснить исходя из современных знаний о природе гена. Неполное доминирование чаще всего проявляется тогда, когда доминантный аллель в результате ошибок репликации оказывается поврежден, и работает хуже чем должен был бы работать в норме — например, такой с такого гена считывание информации о строении белка, определяющего цвет лепестков венчика, происходит реже, чем следовало бы, в результате чего белка синтезируется меньше, и вместо нормального интенсивно-красного цвета мы наблюдаем розовый (являющийся «ослабленным» вариантом красного).

Неполное доминированиеПри неполном доминировании для гибридов первого поколения будет характерен признак, являющийся неким «средним значением» между доминантным

Слайд 28Задача 6
Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство

с красными ягодами, а растения белоплодной земляники — с белыми ягодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство возникает при скрещивании между собой гибридных растений земляники с розовыми ягодами? Какое потомство получится, если опылить красноплодную землянику пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами?

Задача 6Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной

Слайд 29Решение
Если потомство, полученное в результате близкородственного скрещивания, всегда полностью повторяет по

фенотипу своих родителей, значит родительские особи принадлежат к чистым линиям, то есть они являются гомозиготами. Однако из условии задачи неясно, растение с какими плодами является доминантной гомозиготой — с красными или белыми. В тоже время наличие розовые плоды, наблюдающиеся у гибридов, полученных в результате скрещивания представителей чистых линий, свидетельствуют о неполном доминировании аллеля, обеспечивающего красную окраску плодов (ведь розовый цвет является «слабым» вариантом красного, а не белого). Значит, доминантным аллелем является именно тот, что обеспечивает красную окраску плодов.

РешениеЕсли потомство, полученное в результате близкородственного скрещивания, всегда полностью повторяет по фенотипу своих родителей, значит родительские особи

Слайд 30
Итак, мы выяснили, что доминантным аллелем обладают растения с красными плодами

из чистой линии. В таком случае их генотип можно обозначить как АА, а генотип растений с белыми плодами — как аа. Соответственно, генотипы растений с розовыми ягодами будут Аа. Согласно второму закону Менделя, при скрещивании таких растений друг с другом в потомстве будет возникать расщепление в соотношении 1 АА : 2 Аа : 1 аа по генотипам. А вот по фенотипам не будет классического 3 : 1 —в данном случае 25% растений будут обладать красными плодами, 50% — розовыми, и 25 % — белыми. То есть соотношение по фенотипам будет таким же, как и по генотипам — 1 : 2 : 1, что характерно для неполного доминирования.

Итак, мы выяснили, что доминантным аллелем обладают растения с красными плодами из чистой линии. В таком случае

Слайд 31
В случае опыления красноплодной земляники пыльцой растения с розовыми плодами мы

получаем следующее потомство:
Р АА × Аа
Плоды красные розовые
G A A, a
F1 AА , Аa
красноплодные розовоплодные
50% 50%
 
Итак, половина потомков будет обладать красными плодами, а половина — розовыми.

В случае опыления красноплодной земляники пыльцой растения с розовыми плодами мы получаем следующее потомство: Р

Слайд 32Кодоминирование
При кодоминировании у гибридов первого поколения наблюдался бы интересный вариант признака,

сочетающий в себе черты признаков обоих родителей — например, у них были бы красные плоды с белыми пятнами. Это происходит потому, что в случае кодоминирования, оба аллеля продолжают нормально работать — в отличие от неполного доминирования, при котором доминантный аллель работает (хоть и не «в полную силу»), а рецессивный не работает.

КодоминированиеПри кодоминировании у гибридов первого поколения наблюдался бы интересный вариант признака, сочетающий в себе черты признаков обоих

Слайд 33Задача 7
Скрестили пёстрых петуха и курицу (у них были чёрные пестрины

на белом фоне). В результате получили 26 пёстрых, 12 чёрных и 13 белых цыплят. Какой признак доминирует? Как наследуется окраска оперения у этой породы кур?

Задача 7Скрестили пёстрых петуха и курицу (у них были чёрные пестрины на белом фоне). В результате получили

Слайд 34Решение
Если в потомстве присутствует расщепление, то значит родители были гетерозиготами. Кроме

того, соотношение по фенотипам 12 : 26 : 13 похоже на соотношение фенотипических классов 1 : 2 : 1, которое наблюдается при неполном доминировании. Однако здесь явно не та ситуация, поскольку пестрая окраска не является «слабым» вариантом белой или чёрной. Если присутствуют оба цвета, то, получается, что оба аллеля, обеспечивающие их, работают. Значит, речь идет о кодоминировании.

РешениеЕсли в потомстве присутствует расщепление, то значит родители были гетерозиготами. Кроме того, соотношение по фенотипам 12 :

Слайд 35
В таком случае можно обозначить аллель, обеспечивающий чёрную окраску, как А,

а белую — как В. Тогда генотипы родителей можно записать как АВ. В данном случае следует говорить о том. Что оба аллеля являются доминантными, или же о том, что доминантного аллеля вовсе нет — и тот, и другой вариант ответа будет правильным.

В таком случае можно обозначить аллель, обеспечивающий чёрную окраску, как А, а белую — как В. Тогда

Слайд 37Желаю Вам найти что-то самое ценное,
не упустить чего-то самого важного, приобрести

лучшее,
получить приятное,
сохранить самое дорогое,
потерять самое ненужное,
отпустить уходящее,
простить несправедливое,
забыть грустное.

Желаю Вам найти что-то самое ценное,не упустить чего-то самого важного, приобрести лучшее, получить приятное, сохранить самое дорогое,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть