Слайд 1Цель урока: создание условий для формирования у учащихся УУД
Создание условий для
формирования у учащихся УУД
Личностных: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного и уважительного отношения к другому человеку
Метапредметных: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
Предметных: формирование представления об изученном материале; умение мыслить, отстаивать своею точку зрения развитие внимания, мышления, логики
Слайд 2Задачи урока
Образовательные: рассмотреть алгоритм решения генетических задач,
Развивающие: продолжить формирование умений и
навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитать ответственность, трудолюбие.
Ожидаемые результаты: развить интерес к изучению генетической биологии.
Слайд 3Решение задач
1) на знание генетического кода:
Задача №1. Сколько нуклеотидов содержит
ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок инсулин из 51 аминокислоты?
2) по молекулярной биологии:
Задача№2 . В молекуле ДНК цитозиновый нуклеотид составляет 24% от общего количества нуклеотидов. Определите, сколько остальных типов нуклеотидов в этой молекуле.
3) на правило экологической пирамиды
Задача№3. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.
Слайд 44) на знание процессов деления клеток - митоз, мейоз:
Для соматической клетки
дрозофилы характерен диплоидный набор хромосом равный 8. Какое число хромосом (n) и число молекул ДНК(с) содержится в ядре при гаметогенезе перед началом мейоза I и мейоза II? Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК?
Слайд 5Генетическая символика
Символика — перечень и объяснение условных названий и терминов,
употребляемых в какой-либо отрасли науки.
Основы генетической символики были заложены Грегором Менделем, применившим буквенную символику для обозначения признаков. Доминантные признаки были обозначены заглавными буквами латинского алфавита А, В, С и т.д., рецессивные — малыми буквами — а, в, с и т.д. Буквенная символика, предложенная Менделем, по сути, алгебраическая форма выражения законов наследования признаков.
Для обозначения скрещивания принята следующая символика.
Родители обозначаются латинской буквой Р (Parents — родители), затем рядом записывают их генотипы. Женский пол обозначают символом ♀ (зеркало Венеры), мужской —♂ (щит и копье Марса). Между родителями ставят знак «х», обозначающий скрещивание. Генотип женской особи пишут на первом месте, а мужской - на втором.
Первое поколение обозначается F1 (Filli — дети), второе поколение — F2 и т.д. Рядом приводят обозначения генотипов потомков.
Слайд 6
Алгоритм решения генетических задач
1.Внимательно прочтите условие задачи.
2.Сделайте краткую запись условия
задачи.
3.Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
4.Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
5.Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.
6.Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.
7.Запишите ответ на вопрос задачи.
(При решении задач по определённым темам последовательность этапов может изменяться, а их содержание модифицироваться.)
Слайд 7Оформление задач
1.Первым принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской
(верная запись - ♀ААВВ х ♂аавв; неверная запись - ♂аавв х ♀ААВВ).
2.Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (верная запись – ♀ААВВ; неверная запись ♀АВАВ).
3.При записи генотипа , буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо, от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они обозначают (верная запись - ♀ааВВ ; неверная запись -♀ ВВаа).
4.Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно. Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_» (например, если жёлтая окраска (А) и гладкая форма (В) семян гороха – доминантные признаки, а зелёная окраска (а) и морщинистая форма (в) – рецессивные, то генотип особи с жёлтыми морщинистыми семенами записывают следующим образом: А_вв).
5.Под генотипом всегда пишут фенотип.
6.Гаметы записывают, обводя их кружком (А).
7.У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество
Слайд 8Решить задачу.
1. Какие типы гамет будет образовывать организм с генотипом
а)
АА б) аа в) Аа
2. Какое потомство получится при скрещивании гомозиготных серых мышей? Если серая окраска является доминантным признаком, чёрная окраска – рецессивным.
Слайд 9 В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой,
и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой.
Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения кареглазого ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих признаков не сцеплены.
Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Слайд 10 2. При скрещивании растения флокса с белой
окраской цветков и воронковидным венчиком с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получено 78 потомков, среди которых 38 образуют белые цветки с плоскими венчиками, а 40 — кремовые цветки с плоскими венчиками. При скрещивании флоксов с белыми цветками и воронковидными венчиками с растением, имеющим кремовые цветки и плоские венчики, получены флоксы двух фенотипических групп: белые с воронковидными венчиками и белые с плоскими венчиками. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Слайд 113. Форма крыльев у дрозофилы– аутосомный ген, ген размера глаз находится
в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, нормальными глазами и самцов с закрученными крыльями, маленькими глазами всё потомство имело нормальные крылья и нормальные глаза. Получившихся в F1 самок скрестили с исходной родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой из этого скрещивания? Укажите их генотипы.
Слайд 124. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зёрнами с растением,
дающим морщинистые неокрашенные зёрна, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зёрна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании.
Слайд 13Домашнее задание.
Просмотреть и решить задачи (задания
№ 3,6,27,28 в вариантах ЕГЭ) в брошюре 20167года издания, а также в интернете, на сайте Решу ЕГЭ Гущина