Слайд 1Сидоренкова Юлия Васильевна
Учитель биологии, тифлопедагог
ГБОУ РК «ССШИ №1»,
Крым, Симферополь
Рекомендации по
проведению уроков в школах для детей с нарушением зрения
Слайд 2Рекомендации по проведению уроков в школе-интернате для слепых и слабовидящих
Создание эмоционально
- положительного фона на уроке.
показ видеофрагмента
музыкальная галерея
ребус
загадка
метод «Улыбнёмся друг другу»
Метод «Поздороваемся локтями»
Слайд 3Рекомендации по проведению уроков в школе-интернате для слепых и слабовидящих
Выполнение офтальмологических
рекомендаций:
знать офтальмологические диагнозы
знать сопутствующие заболевание детей
учитывать освещенность
учитывать режим зрительных нагрузок
учитывать график аппаратного ( и других видов) лечения
Слайд 4Рекомендации по проведению уроков в школе-интернате для слепых и слабовидящих
Использование оптических
способов коррекции в соответствии со зрительным диагнозом.
Слайд 5Рекомендации по проведению уроков в школе-интернате для слепых и слабовидящих
Проведение коррекционно-динамических
пауз:
физкультминутка
пальчиковая гимнастика
зрительная гимнастика
релаксационная пауза
предметно-коррекционная пауза
Слайд 6Рекомендации по проведению уроков в школе-интернате для слепых и слабовидящих
Индивидуально-дифференцированный подход
к дозированию учебного материала - на различных этапах урока:
При изучении нового материала
Индивидуализация и дифференциация домашних заданий
При закреплении материала
Слайд 7Рекомендации по проведению уроков в школе-интернате для слепых и слабовидящих
Особенности структурного
построения урока:
Предметная пропедевтика в коррекционной работе на уроке
Чередование зрительной и тактильной работы учащихся со слуховым восприятием учебного материала;
Включение в структуру урока зрительной гимнастики;
Учет темпа учебной работы в зависимости от уровня сформированности коррекционных умений и навыков учащихся.
Слайд 8Рекомендации по проведению уроков в школе-интернате для слепых и слабовидящих
Специальные требования
к наглядному материалу и пособиям:
А) Использование контрастных фоновых экранов при демонстрации объектов, явлений.
Б) Использование карточек, демонстрационного материала на контрастной основе.
В) Соблюдение оптимальных условий экспонирования наглядности (не должно быть мелких рисунков).
Слайд 9Рекомендации по проведению уроков в школе-интернате для слепых и слабовидящих
Помнить, что
ведущий вид деятельности в школах для слабовидящих – успех
Создаем ситуацию успеха
Поощряем достижения, даже самые малые!
Используем бонусные баллы, мини-дипломы (на звание «самого находчивого» и т.д.)
Слайд 10Рекомендации по проведению уроков в школе-интернате для слепых и слабовидящих
Подача учебного
материала:
Лучше и легче запоминается материал, изложенный живо, интересно, эмоционально.
Голос учителя громкий, но не резкий.
Недопустима монотонная подача информации.
Слайд 11Рекомендации по проведению уроков в школе-интернате для слепых и слабовидящих
Занятие не
должно быть перегружено видами деятельности (4- 6).
Обязательно чередование различных видов деятельности.
Слайд 12Рекомендации по проведению уроков в школе-интернате для слепых и слабовидящих
Упражнения для
активизации зрительных функций:
Развитие микро- и макроориентирования глазодвигательной мускулатуры
Формирование умений по цветоразличению и фиксации взгляда.
Тренировка аккомодации: определение изучаемого объекта на различном удалении.
Слайд 13
Упражнения для активизации зрительных функций
Слайд 14Рекомендации по проведению уроков в школе-интернате для слепых и слабовидящих
Использование
различных видов работ, включающих в действие сохранные анализаторы (осязание, слух, обоняние):
Использование рельефных наглядных пособий, натуральных объектов, объемных моделей, моделей-конструкторов.
Развитие мелкой моторики - использование мелких операций с объектами: работа с моделями-конструкторами, лепка, использование карточек-паззлов
Звуковое сопровождение: аудио-материал.
Слайд 15Рекомендации по проведению уроков в школе-интернате для слепых и слабовидящих
Предметно -
практическая деятельность:
включение большого количества практических заданий и упражнений, в результате которых расширяется и обогащается чувствительный опыт
работа с карточками - путеводителями;
применение алгоритма при выполнении самостоятельных, лабораторных, практических работ.
Слайд 16Рекомендации по проведению уроков в школе-интернате для слепых и слабовидящих
Обучение по
системе Брайля:
упражнения на развитие тактильной чувствительности
введение элементов письма шрифтом Брайля
использование сигнальных карточек по Брайлю
Слайд 17Рекомендации по проведению уроков в школе-интернате для слепых и слабовидящих
Формирование навыков
последовательного, поэтапного обследования предметов, объектов:
от натурального объекта – к модели, рисунку, схеме (таблице, карточке).
Например, схема работы на уроке по теме «Строение клетки»:
а) исследование объемной модели клетки;
б) рассмотрение рисунка с обозначениями или обобщенной схемы, отражающей строение клетки;
в) выполнение практического задания по теме «Строение клетки».
Слайд 18Рекомендации по проведению уроков в школе-интернате для слепых и слабовидящих
Активизация самостоятельной
и творческой деятельности:
работа в парах, малых группах.
Приемы ассоциативного запоминания:
методика «запоминаем на пальцах»,
мнемотехника,
ролевые игры.
Слайд 19ВЫВОДЫ
Рекомендуемые приемы коррекции могут преодолеть недостаток зрения обучающихся при условии, что
они будут использоваться не фрагментарно, а комплексно и систематически.
Главная задача учителя – помочь слабовидящему ребенку через свои уроки активно познавать окружающую действительность и создать условия для его наиболее полной самореализации в обществе.