Реализация принципа связи обучения с жизнью на уроках биологии .
Слайд 2Цель модернизации образования
Стратегической целью модернизации российской системы образования на этапе школьного
обучения является обеспечение нового современного качества образования, ориентированного на формирование у молодого поколения ключевых компетенций:
универсальной системы знаний, умений и навыков,
опыта самостоятельной деятельности,
личной ответственности обучаемых.
Достижение этой цели не представляется возможным без действенной реализации в современной российской школе дидактического принципа связи обучения с жизнью.
Слайд 3Принцип
связи обучения с жизнью выступает инструментальным выражением процесса формирования позитивного
социального опыта учащихся в школе.
Мощный методический ресурс для реализации данного принципа имеется в процессе получения школьниками биологического образования, так как именно изучение биологических явлений и объектов, окружающих ученика, предусматривает тесную связь между овладением школьниками теоретическими разделами школьной программы и их участием в различных видах практической деятельности.
Слайд 4Методика
Действенная реализация принципа связи обучения с жизнью должна
отразиться в соответствующей методике.
Данная методика призвана активизировать самостоятельную работу учащихся, обеспечить более тесную взаимосвязь между различными видами учебной и внеучебной деятельности, усилить роль и значение практики в процессе организации обучения по различным учебным разделам: «Бактерии», «Грибы», «Растения», «Животные» и др
Слайд 5Требования
Использование опорных знаний учащихся, полученных в семье, в школе, при
общении с другими детьми и взрослыми по изучению биологических явлений и объектов.
Расширение источников информации, особенно регионального характера, о растительном и животном мире, полученных в ходе учебно-воспитательного процесса.
Создание и пополнение банка данных о местном природно-производственном окружении школы в кабинете биологии (сл.6-9)
Активизация учебной деятельности учащихся перед усвоением нового материала путём целенаправленной их подготовки через систему предварительных заданий.
Признание необходимости планового использования комплекса форм обучения в учебной теме.
Признание приоритетности практических методов обучения при изучении организменного уровня жизни в 6-9 классах.
Организация постепенного перехода от репродуктивного через продуктивный к творческому уровню выполнения учащимися всех видов деятельности в ходе учебно-воспитательного процесса.
Наличие в школе минимально необходимой для преподавания биологии материальной базы.
Слайд 6ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ
утверждены постановлением Администрации Ростовской области от 19.10.2006 № 418 (кроме ПП «Хороли»
в Зерноградском районе) и представляют собой 70 уникальных природных комплексов и объектов.
Чертковский район
В Чертковском районе существуют три таких уникальных памятника природы.
1. Балка Ясеневая
2. Разнотравно-типчаково-ковыльная степь
3. Урочище «Веденеево»
Слайд 7
1. Балка Ясеневая
Природный комплекс, состоящий из мезофильных и ксерофильных форм
разнотравно-типчаково-ковыльной степи в сочетании с песчаной степью и байрачным лесом. Из редких видов растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области, отмечаются: ковыль перистый, прострел раскрытый, прострел луговой, беллевалия сарматская, тюльпан Геснера, пролеска сибирская, синяк пятнистый и др.
Границы: Балка Ясеневая расположена западнее автодороги х. Скельновский - х. Артамошкин и занимает балку с прудом до песчаного карьер.
Площадь памятника природы - 150,0 га.
Тюльпан Геснера
Беллевалия
сарматская
Ковыль
перистый
Слайд 82. Разнотравно-типчаково-ковыльная степь
Во флоре памятника природы зарегистрировано более 130
видов растений, среди которых тюльпаны Геснера и Биберштейна, ковыли украинский и перистый, беллевалия сарматская, синяк пятнистый, занесены в Красную книгу Ростовской области. Один из немногих в области участков степной целины с сохранившейся степной биотой, где гнездится стрепет.
Границы: Разнотравно-типчаково-ковыльная степь расположена западнее х. Шипилов. Севернее автодороги Шипилов - Алексеево-Лозовское, между первой и второй лесополосами от х. Шипилов, исключая территорию пруда и летних лагерей.
Площадь памятника природы - 150,0 га.
Тюльпан Биберштейна
Ковыль украинский
Синяк пятнистый
Слайд 93. Урочище «Веденеево»
Сочетание дубравы, байрачного леса и живописных лесных опушек. Зарегистрировано
более 15 видов редких и исчезающих видов растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области. Обнаружено единственное местообитание на территории области клематиса цельнолистного по южной границе ареала..
Границы: Урочище "Веденево" расположено северо-западнее с.Тихая Журавка, около границы с Украиной, восточнее автодороги М-4 и занимает 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17-й кварталы Журавского лесничества Чертковского лесхоза.
Площадь памятника природы - 669,0 га.
Клематис цельнолистный
Слайд 10Механизм реализации методики
Для эффективной реализации данной методики учителю биологии необходимо использовать
в практике своей работы определённые методические приёмы, которые в целостности отражают единство и взаимосвязь двух сторон обучения: содержательной и организационной.
Слайд 121. Включение в содержание излагаемого материала сведений о природно-производственном окружении школы
На
территории, прилегающей к селу Тихая Журавка, располагаются леса и урочища общей площадью 1800 га.
Видовой состав лесов: клён, дуб, ясень, липа, осина, бересклет бородавчатый и др.
Урочища Осиновое и Ефремово и лес Широкий располагаются в непосредственной близости от села.
Сосновый лес был высажен в 1992 году работниками Тихо-Журавского лесхоза. Особенно популярен среди любителей грибов.
Сосновый лес
Урочище Ефремово
Слайд 13Водоёмы села Тихая Журавка
Пруд Новый – место
отдыха местных жителей
Пруд
Шкурына – излюбленное
место рыбаков и охотников
Разлив реки Тихая. Весна 2003 г.
Река Тихая
Слайд 142. Постановка проблемных вопросов о значении знаний и умений, полу-чаемых на
данном уроке
Какие изменения необходимо внести в ваш семейный опыт выра-щивания растений и жи-вотных в связи с изучени-ем данного материала?
Что может произойти, если рабочие сельхоз-предприятия не учтут сроки посева зерновых культур?
3. Специальная форму-лировка вопросов, направленных на закрепление изуча-емого материала.
На знание каких особен-ностей агротехники основан экономический успех данного хозяйства?
Почему, выращивая одни и те же культуры, одно хозяйство рентабельно, а другое нет?
Слайд 15
4. Анализ суждений учащихся о возможных последствиях для жизни и производства
использования того или иного вещества, действия, приёма и т.п.
5. Составление прогноза на основе имеющегося материала по перспективам развития экосистем производства, отрасли и т.п. на 10, 50, 100 лет.
Слайд 166. Решение познавательных задач
Стереотипные
задачи (путь решения
ученику известен)
и
Слайд 177. Выполнение упражнений
Упражнения бывают умственные и практические.
Умственные:
ряд компьютерных программ,
задания
с выбором ответа,
заполнение таблиц,
выполнение рисунка,
«вставьте слово» и др.
Практические:
обрезка кустарника,
пикировка рассады,
пасынкование,
полив комнатных растений,
чистка аквариумов,
определение растений,
борьба с вредителями,
самостоятельные наблюдения за животными в природе.
Слайд 18 Бобр
Бобры поселяются по берегам медленно текущих
лесных рек, стариц и озер, избегая широких и быстро текущих, а также промерзающих до дна водоемов. Важно наличие у водоема пойменной древесно-кустарниковой растительности из мягких лиственных пород (ивы, тополя, осины), а также обилие водной и прибрежной травянистой растительности, составляющей рацион бобра. На облюбованном водоеме бобры устраивают норы или хатки.
В водоемах с непостоянным уровнем воды, что при спаде могло бы привести к осушению выходов из нор или хаток, бобры сооружают плотины — ставший знаменитым пример сложной строительной деятельности животных.
Плотина бобра в Ефремовом лесу
Слайд 19Бобры – строители плотин
Плотины бобры устраивают ниже поселения из срезанных стволов
деревьев, веток и хвороста,
С помощью своих мощных резцов звери валят крупные деревья, подгрызая их у основания ствола. Осину диаметром 5-7 см бобр валит за 2 минуты.
Слайд 248. Создание ситуации выбора оптимального решения
1. Производство продукции животноводства возможно:
1) За счёт роста поголовья животных, но при этом возникает масса проблем с кормами, помещениями, работниками, обслуживающими их;
2) За счёт повышения продуктивности, при этом меньшее количество животных легче обеспечить полноценным питанием, средства экономятся на помещениях и на заработной плате обслуживающего персонала.
2. При утилизации соломы возможен следующий вариант:
Её использование в качестве подстилки для животных;
Использование в качестве топлива (65т соломы = 35т усл. топлива);
Биологическая конверсия соломенной массы с получением этилового спирта и удобрения
Слайд 259. Использование игровых ситуаций.
Деловая игра (суд, игра-дискуссия)
Игровые ситуации
Требования к игровым ситуациям:
Актуальность
содержания
Коллективный характер деятельности
Педагогическое руководство игрой
Эксклюзивность проведения
Слайд 26
10. Использование в учебно-воспитательном процессе преимущественно живых объектов из местной
природы или натуральной наглядности из них.
Слайд 2711. Информирование учащихся о положении дел на местных предприятиях по вопросам
практической направленности материала школьных программ.
Слайд 28СПК «Искра» – главное предприятие с. Тихая Журавка
На полях СПК
«Искра» выращивают пшеницу, ячмень,
овёс, просо, подсолнечник
Слайд 2912. Подкрепление местными примерами общебиологических положений.
Слайд 30Полезные ископаемые и природные ресурсы
Меловой и песчаный карьеры
Вода – главное богатство.
Голубое топливо в каждом доме с. Тихая Журавка.
Слайд 31Техногенные аварии
На территории, прилегающей к трассе «Дон» (Жеребцовка, недалеко от Тихой
Журавки и Нагибина) произошёл разрыв нефтепровода 9 мая 2009
Слайд 3213. Доказательство справедливости или ложности того или иного утверждения.
Справедливы ли утверждения
части жителей села об опасности для здоровья человека некоторых животных: пауков, уховёрток, жаб, ужей и других?
Слайд 3314. Развитие мыслительной деятельности на основе противопоставления двух или нескольких местных
мнений, фактов, примеров.
В разговоре двух рыбаков один утверждает, что попадание в водоём минеральных удобрений способствует росту численности фитопланктона и увеличению числа ракообразных, питающихся им, а они – кормовая база рыб. Следовательно, рыбы также должно быть больше. другой считал, что рост численности фитопланктона вызывает цветения воды и замор рыб. Кто из них прав?
Слайд 3415. Выявление причинно-следственных связей на основе местных данных
1. В 2005 году
охотниками села Тихая Журавка было добыто 400 лисьих шкур. В 2008 году – 100 шкур.
Обоснуйте, почему, раскрыв причинно-следственные связи.
2. Зимой случаются заморы рыбы местных водоёмов, связанные с тем, что рыбе подо льдом нечем питаться. Определите, где здесь ошибка, что является причиной, а что следствием.
3. Выявите причинно-следственные связи в следующих утверждениях: сокращение численности хищных птиц влечёт за собой увеличение количества грызунов; увеличение численности грызунов влечёт за собой увеличение численности хищных птиц.
Слайд 35
16. Пропаганда передового опыта работы коллективов хозяйства, района, города, области.
17. Демонстрация
взаимозависимости и взаимообусловленности в природе.
В ходе дискуссии показать, что охота в разумных пределах на травоядных и хищных животных возможна и желательна. А отстрел только травоядных или только хищных без ограничения крайне не желателен.
Слайд 36
18. Знакомство учащихся с результатами работы местных селекционеров, работников лесного хозяйства,
медиков и т.п.
Слайд 39Лесничество
Выращивание куропаток и фазанов на территории Журавского лесничества в целях
повышения численности.
Слайд 42Теплица
Необходимость биологических знаний для организации тепличного хозяйства. Частная теплица Чайкиной
Н. в С. Тихая Журавка обеспечивает местных жителей рассадой и ранними овощами.
Слайд 43Заключение.
Во всех перечисленных выше вариантах велика роль осведомлённости учителя о
видовом составе и состоянии флоры и фауны окрестностей школы; о местных предприятиях, их хозяйственной деятельности, о воздействии на окружающую среду и здоровье человека, выбросов промышленных предприятий.