Презентация, доклад Реализация принципа связь обучения с жизнью на уроках биологии

Содержание

Цель модернизации образованияСтратегической целью модернизации российской системы образования на этапе школьного обучения является обеспечение нового современного качества образования, ориентированного на формирование у молодого поколения ключевых компетенций: универсальной системы знаний, умений и навыков,опыта самостоятельной деятельности,личной ответственности обучаемых.Достижение

Слайд 1


Реализация принципа связи обучения с жизнью на уроках биологии .


Слайд 2Цель модернизации образования
Стратегической целью модернизации российской системы образования на этапе школьного

обучения является обеспечение нового современного качества образования, ориентированного на формирование у молодого поколения ключевых компетенций:
универсальной системы знаний, умений и навыков,
опыта самостоятельной деятельности,
личной ответственности обучаемых.

Достижение этой цели не представляется возможным без действенной реализации в современной российской школе дидактического принципа связи обучения с жизнью.


Цель модернизации образованияСтратегической целью модернизации российской системы образования на этапе школьного обучения является обеспечение нового современного качества

Слайд 3Принцип
связи обучения с жизнью выступает инструментальным выражением процесса формирования позитивного

социального опыта учащихся в школе.

Мощный методический ресурс для реализации данного принципа имеется в процессе получения школьниками биологического образования, так как именно изучение биологических явлений и объектов, окружающих ученика, предусматривает тесную связь между овладением школьниками теоретическими разделами школьной программы и их участием в различных видах практической деятельности.
Принцип связи обучения с жизнью выступает инструментальным выражением процесса формирования позитивного социального опыта учащихся в школе.Мощный методический

Слайд 4Методика
Действенная реализация принципа связи обучения с жизнью должна

отразиться в соответствующей методике.
Данная методика призвана активизировать самостоятельную работу учащихся, обеспечить более тесную взаимосвязь между различными видами учебной и внеучебной деятельности, усилить роль и значение практики в процессе организации обучения по различным учебным разделам: «Бактерии», «Грибы», «Растения», «Животные» и др
Методика   Действенная реализация принципа связи обучения с жизнью должна отразиться в соответствующей методике.Данная методика призвана

Слайд 5Требования
Использование опорных знаний учащихся, полученных в семье, в школе, при

общении с другими детьми и взрослыми по изучению биологических явлений и объектов.
Расширение источников информации, особенно регионального характера, о растительном и животном мире, полученных в ходе учебно-воспитательного процесса.
Создание и пополнение банка данных о местном природно-производственном окружении школы в кабинете биологии (сл.6-9)
Активизация учебной деятельности учащихся перед усвоением нового материала путём целенаправленной их подготовки через систему предварительных заданий.
Признание необходимости планового использования комплекса форм обучения в учебной теме.
Признание приоритетности практических методов обучения при изучении организменного уровня жизни в 6-9 классах.
Организация постепенного перехода от репродуктивного через продуктивный к творческому уровню выполнения учащимися всех видов деятельности в ходе учебно-воспитательного процесса.
Наличие в школе минимально необходимой для преподавания биологии материальной базы.


Требования Использование опорных знаний учащихся, полученных в семье, в школе, при общении с другими детьми и взрослыми

Слайд 6ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ
утверждены постановлением Администрации Ростовской области от 19.10.2006 № 418 (кроме ПП «Хороли»

в Зерноградском районе) и представляют собой 70 уникальных природных комплексов и объектов.
Чертковский район
В Чертковском районе существуют три таких уникальных памятника природы.
1. Балка Ясеневая
2. Разнотравно-типчаково-ковыльная степь
3. Урочище «Веденеево»
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ утверждены постановлением Администрации Ростовской области от 19.10.2006 № 418 (кроме ПП «Хороли» в Зерноградском районе) и представляют собой 70 уникальных природных комплексов

Слайд 7 1. Балка Ясеневая
Природный комплекс, состоящий из мезофильных и ксерофильных форм

разнотравно-типчаково-ковыльной степи в сочетании с песчаной степью и байрачным лесом. Из редких видов растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области, отмечаются: ковыль перистый, прострел раскрытый, прострел луговой, беллевалия сарматская, тюльпан Геснера, пролеска сибирская, синяк пятнистый и др.
Границы: Балка Ясеневая расположена западнее автодороги х. Скельновский - х. Артамошкин и занимает балку с прудом до песчаного карьер.
Площадь памятника природы - 150,0 га.

Тюльпан Геснера

Беллевалия
сарматская

Ковыль
перистый

1. Балка Ясеневая Природный комплекс, состоящий из мезофильных и ксерофильных форм разнотравно-типчаково-ковыльной степи в сочетании с

Слайд 82. Разнотравно-типчаково-ковыльная степь
Во флоре памятника природы зарегистрировано более 130

видов растений, среди которых тюльпаны Геснера и Биберштейна, ковыли украинский и перистый, беллевалия сарматская, синяк пятнистый, занесены в Красную книгу Ростовской области. Один из немногих в области участков степной целины с сохранившейся степной биотой, где гнездится стрепет.
Границы: Разнотравно-типчаково-ковыльная степь расположена западнее х. Шипилов. Севернее автодороги Шипилов - Алексеево-Лозовское, между первой и второй лесополосами от х. Шипилов, исключая территорию пруда и летних лагерей.
Площадь памятника природы - 150,0 га.




Тюльпан Биберштейна

Ковыль украинский

Синяк пятнистый

2. Разнотравно-типчаково-ковыльная степь  Во флоре памятника природы зарегистрировано более 130 видов растений, среди которых тюльпаны Геснера

Слайд 93. Урочище «Веденеево»
Сочетание дубравы, байрачного леса и живописных лесных опушек. Зарегистрировано

более 15 видов редких и исчезающих видов растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области. Обнаружено единственное местообитание на территории области клематиса цельнолистного по южной границе ареала..
Границы: Урочище "Веденево" расположено северо-западнее с.Тихая Журавка, около границы с Украиной, восточнее автодороги М-4 и занимает 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17-й кварталы Журавского лесничества Чертковского лесхоза.
Площадь памятника природы - 669,0 га.

Клематис цельнолистный

3. Урочище «Веденеево»Сочетание дубравы, байрачного леса и живописных лесных опушек. Зарегистрировано более 15 видов редких и исчезающих

Слайд 10Механизм реализации методики
Для эффективной реализации данной методики учителю биологии необходимо использовать

в практике своей работы определённые методические приёмы, которые в целостности отражают единство и взаимосвязь двух сторон обучения: содержательной и организационной.
Механизм реализации методикиДля эффективной реализации данной методики учителю биологии необходимо использовать в практике своей работы определённые методические

Слайд 11Методические приёмы


Методические приёмы

Слайд 121. Включение в содержание излагаемого материала сведений о природно-производственном окружении школы
На

территории, прилегающей к селу Тихая Журавка, располагаются леса и урочища общей площадью 1800 га.
Видовой состав лесов: клён, дуб, ясень, липа, осина, бересклет бородавчатый и др.
Урочища Осиновое и Ефремово и лес Широкий располагаются в непосредственной близости от села.
Сосновый лес был высажен в 1992 году работниками Тихо-Журавского лесхоза. Особенно популярен среди любителей грибов.

Сосновый лес

Урочище Ефремово

1. Включение в содержание излагаемого материала сведений о природно-производственном окружении школыНа территории, прилегающей к селу Тихая Журавка,

Слайд 13Водоёмы села Тихая Журавка
Пруд Новый – место
отдыха местных жителей
Пруд

Шкурына – излюбленное
место рыбаков и охотников

Разлив реки Тихая. Весна 2003 г.

Река Тихая

Водоёмы села Тихая ЖуравкаПруд Новый – место отдыха местных жителей Пруд Шкурына – излюбленное место рыбаков и

Слайд 142. Постановка проблемных вопросов о значении знаний и умений, полу-чаемых на

данном уроке

Какие изменения необходимо внести в ваш семейный опыт выра-щивания растений и жи-вотных в связи с изучени-ем данного материала?

Что может произойти, если рабочие сельхоз-предприятия не учтут сроки посева зерновых культур?


3. Специальная форму-лировка вопросов, направленных на закрепление изуча-емого материала.

На знание каких особен-ностей агротехники основан экономический успех данного хозяйства?

Почему, выращивая одни и те же культуры, одно хозяйство рентабельно, а другое нет?

2. Постановка проблемных вопросов о значении знаний и умений, полу-чаемых на данном уроке Какие изменения необходимо внести

Слайд 15
4. Анализ суждений учащихся о возможных последствиях для жизни и производства

использования того или иного вещества, действия, приёма и т.п.

5. Составление прогноза на основе имеющегося материала по перспективам развития экосистем производства, отрасли и т.п. на 10, 50, 100 лет.

4. Анализ суждений учащихся о возможных последствиях для жизни и производства использования того или иного вещества, действия,

Слайд 166. Решение познавательных задач
Стереотипные
задачи (путь решения
ученику известен)
и

6. Решение познавательных задачСтереотипныезадачи (путь решения ученику известен)и

Слайд 177. Выполнение упражнений
Упражнения бывают умственные и практические.
Умственные:
ряд компьютерных программ,
задания

с выбором ответа,
заполнение таблиц,
выполнение рисунка,
«вставьте слово» и др.
Практические:
обрезка кустарника,
пикировка рассады,
пасынкование,
полив комнатных растений,
чистка аквариумов,
определение растений,
борьба с вредителями,
самостоятельные наблюдения за животными в природе.
7. Выполнение упражненийУпражнения бывают умственные и практические.Умственные: ряд компьютерных программ, задания с выбором ответа, заполнение таблиц, выполнение

Слайд 18 Бобр
Бобры поселяются по берегам медленно текущих

лесных рек, стариц и озер, избегая широких и быстро текущих, а также промерзающих до дна водоемов. Важно наличие у водоема пойменной древесно-кустарниковой растительности из мягких лиственных пород (ивы, тополя, осины), а также обилие водной и прибрежной травянистой растительности, составляющей рацион бобра. На облюбованном водоеме бобры устраивают норы или хатки.
В водоемах с непостоянным уровнем воды, что при спаде могло бы привести к осушению выходов из нор или хаток, бобры сооружают плотины — ставший знаменитым пример сложной строительной деятельности животных.

Плотина бобра в Ефремовом лесу

Бобр Бобры поселяются по берегам медленно текущих лесных рек, стариц и озер, избегая

Слайд 19Бобры – строители плотин
Плотины бобры устраивают ниже поселения из срезанных стволов

деревьев, веток и хвороста,

С помощью своих мощных резцов звери валят крупные деревья, подгрызая их у основания ствола. Осину диаметром 5-7 см бобр валит за 2 минуты.

Бобры – строители плотинПлотины бобры устраивают ниже поселения из срезанных стволов деревьев, веток и хвороста, С помощью

Слайд 20Хатки бобра

Хатки бобра

Слайд 2112 октября 2009 года

12 октября 2009 года

Слайд 248. Создание ситуации выбора оптимального решения
1. Производство продукции животноводства возможно:


1) За счёт роста поголовья животных, но при этом возникает масса проблем с кормами, помещениями, работниками, обслуживающими их;
2) За счёт повышения продуктивности, при этом меньшее количество животных легче обеспечить полноценным питанием, средства экономятся на помещениях и на заработной плате обслуживающего персонала.

2. При утилизации соломы возможен следующий вариант:
Её использование в качестве подстилки для животных;
Использование в качестве топлива (65т соломы = 35т усл. топлива);
Биологическая конверсия соломенной массы с получением этилового спирта и удобрения
8. Создание ситуации выбора оптимального решения 1. Производство продукции животноводства возможно: 1) За счёт роста поголовья животных,

Слайд 259. Использование игровых ситуаций.
Деловая игра (суд, игра-дискуссия)
Игровые ситуации
Требования к игровым ситуациям:
Актуальность

содержания
Коллективный характер деятельности
Педагогическое руководство игрой
Эксклюзивность проведения
9. Использование игровых ситуаций.Деловая игра (суд, игра-дискуссия)Игровые ситуацииТребования к игровым ситуациям:Актуальность содержанияКоллективный характер деятельностиПедагогическое руководство игройЭксклюзивность проведения

Слайд 26
10. Использование в учебно-воспитательном процессе преимущественно живых объектов из местной

природы или натуральной наглядности из них.

10. Использование в учебно-воспитательном процессе преимущественно живых объектов из местной природы или натуральной наглядности из них.

Слайд 2711. Информирование учащихся о положении дел на местных предприятиях по вопросам

практической направленности материала школьных программ.

11. Информирование учащихся о положении дел на местных предприятиях по вопросам практической направленности материала школьных программ.

Слайд 28СПК «Искра» – главное предприятие с. Тихая Журавка
На полях СПК

«Искра» выращивают пшеницу, ячмень,
овёс, просо, подсолнечник
СПК «Искра» – главное предприятие с. Тихая Журавка На полях СПК «Искра» выращивают пшеницу, ячмень, овёс, просо,

Слайд 2912. Подкрепление местными примерами общебиологических положений.

12. Подкрепление местными примерами общебиологических положений.

Слайд 30Полезные ископаемые и природные ресурсы
Меловой и песчаный карьеры

Вода – главное богатство.
Голубое топливо в каждом доме с. Тихая Журавка.

Полезные ископаемые и природные ресурсыМеловой и песчаный карьеры      Вода – главное богатство.Голубое

Слайд 31Техногенные аварии
На территории, прилегающей к трассе «Дон» (Жеребцовка, недалеко от Тихой

Журавки и Нагибина) произошёл разрыв нефтепровода 9 мая 2009
Техногенные аварииНа территории, прилегающей к трассе «Дон» (Жеребцовка, недалеко от Тихой Журавки и Нагибина) произошёл разрыв нефтепровода

Слайд 3213. Доказательство справедливости или ложности того или иного утверждения.
Справедливы ли утверждения

части жителей села об опасности для здоровья человека некоторых животных: пауков, уховёрток, жаб, ужей и других?
13. Доказательство справедливости или ложности того или иного утверждения.Справедливы ли утверждения части жителей села об опасности для

Слайд 3314. Развитие мыслительной деятельности на основе противопоставления двух или нескольких местных

мнений, фактов, примеров.

В разговоре двух рыбаков один утверждает, что попадание в водоём минеральных удобрений способствует росту численности фитопланктона и увеличению числа ракообразных, питающихся им, а они – кормовая база рыб. Следовательно, рыбы также должно быть больше. другой считал, что рост численности фитопланктона вызывает цветения воды и замор рыб. Кто из них прав?

14. Развитие мыслительной деятельности на основе противопоставления двух или нескольких местных мнений, фактов, примеров. В разговоре двух

Слайд 3415. Выявление причинно-следственных связей на основе местных данных
1. В 2005 году

охотниками села Тихая Журавка было добыто 400 лисьих шкур. В 2008 году – 100 шкур.
Обоснуйте, почему, раскрыв причинно-следственные связи.
2. Зимой случаются заморы рыбы местных водоёмов, связанные с тем, что рыбе подо льдом нечем питаться. Определите, где здесь ошибка, что является причиной, а что следствием.
3. Выявите причинно-следственные связи в следующих утверждениях: сокращение численности хищных птиц влечёт за собой увеличение количества грызунов; увеличение численности грызунов влечёт за собой увеличение численности хищных птиц.

15. Выявление причинно-следственных связей на основе местных данных1. В 2005 году охотниками села Тихая Журавка было добыто

Слайд 35
16. Пропаганда передового опыта работы коллективов хозяйства, района, города, области.
17. Демонстрация

взаимозависимости и взаимообусловленности в природе.
В ходе дискуссии показать, что охота в разумных пределах на травоядных и хищных животных возможна и желательна. А отстрел только травоядных или только хищных без ограничения крайне не желателен.
16. Пропаганда передового опыта работы коллективов хозяйства, района, города, области.17. Демонстрация взаимозависимости и взаимообусловленности в природе.В ходе

Слайд 36
18. Знакомство учащихся с результатами работы местных селекционеров, работников лесного хозяйства,

медиков и т.п.

18. Знакомство учащихся с результатами работы местных селекционеров, работников лесного хозяйства, медиков и т.п.

Слайд 37Лесничество

Лесничество

Слайд 39Лесничество
Выращивание куропаток и фазанов на территории Журавского лесничества в целях

повышения численности.
Лесничество Выращивание куропаток и фазанов на территории Журавского лесничества в целях повышения численности.

Слайд 42Теплица
Необходимость биологических знаний для организации тепличного хозяйства. Частная теплица Чайкиной

Н. в С. Тихая Журавка обеспечивает местных жителей рассадой и ранними овощами.
Теплица Необходимость биологических знаний для организации тепличного хозяйства. Частная теплица Чайкиной Н. в С. Тихая Журавка обеспечивает

Слайд 43Заключение.
Во всех перечисленных выше вариантах велика роль осведомлённости учителя о

видовом составе и состоянии флоры и фауны окрестностей школы; о местных предприятиях, их хозяйственной деятельности, о воздействии на окружающую среду и здоровье человека, выбросов промышленных предприятий.
Заключение. Во всех перечисленных выше вариантах велика роль осведомлённости учителя о видовом составе и состоянии флоры и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть