Слайд 1Развитие стратегии смыслового чтения на уроках биологии
Выполнила учитель биологии МКОУ «Чернавская
СОШ Завьяловского района» Мирошниченко Т.А.
Слайд 2ФГОС ставит перед учителем задачу - обучить школьников анализу текста, одновременно
развивая их мышление, интуицию, повышая уровень знаний.
Слайд 3Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста,
уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию
Слайд 4Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании
текста и понимать его целостный смысл;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы переходить от одного представления данных к другому.
Слайд 5Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• использовать в тексте таблицы,
изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Слайд 6Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную
в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Слайд 7приемы по формированию смыслового чтения
1. Прием «Задай вопрос».
2. Прием
«Составь задание».
3. Прием «толстых»(Обясните почему. А что,если…, В чем различие), и «тонких» (КАК ? ЧТО? Где?) вопросов.
4.Прием «Составь план текста».
Слайд 85. Прием «Верные и неверные утверждения».
Бурые водоросли.
Отметить номера правильных суждений.
1.Бурые водоросли живут
не только в воде, но и на коре деревьев, на почве и в почве.
2.Бурые водоросли живут в основном в море.
3.Тело бурых водорослей достигает в длину пяти и более метров.
4.Бурые водоросли имеют желтовато- бурую окраску.
5.У многих бурых водорослей имеются широкие листья.
6.У бурых водорослей имеются корневидные образования – ризоиды.
7.У бурых водорослей есть слоевище.
8.Бурую водоросль ламинарию в некоторых странах используют в пищу.
9.Бурые морские водоросли не выделяют в воду кислород.
10.К бурым водорослям относят: ламинарию, цистозейру.
Слайд 96. Приём «Лови ошибку»
«Дорогие мама и папа! Служба у меня идёт
хорошо. При увольнении на берег я в парке увидел амёбу. Она росла на клумбе и была красивого изумрудного цвета. Возвращаясь на корабль, я решил отдохнуть на чистых трудах; Вода в них хрустально чистая. Вижу, плавают в ней маленькие прозрачные эвглены, все покрытые курчавыми ресничками. А вслед за ними, туфельки. И машут им своими жгутиками. Удивился я на такие чудеса, да и пошёл к себе на корабль.
Любящий вас сын Ваня.»
Слайд 10. Приём «Восстанови текст».
Водоросли относятся к _____________ растениям , так как
их тело представляет собой ___________________________. Хламидомонада состоит из одной_______________-_, _____________________ формы. Передвигается она в воде при помощи ___________________________.
Снаружи хламидомонада покрыта прозрачной оболочкой, под которой находится цитоплазма с _________________ , красный глазок, ___________________ заполненная клеточным соком и две пульсирующие вакуоли. Хлорофилл у неё находится в крупной пластиде, которая называется ________________________Хлорофилл придает водоросли ____________________ цвет.
Слайд 11Вставьте в текст «Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза растений» пропущенные термины
Процесс дыхания растений протекает ____________________. Но на свету в растении протекает два взаимосвязанных процесса _________ ____________________________. На свету растения потребляет ___________ , а выделяет _______________. Но они и дышат при этом поглащают ________________, а выделяют _____________. При дыхании энергия органических веществ _______________, а при фотосинтезе энергия органических веществ ___________.
Слайд 12Сопоставление / нахождение сходств и различий
Из приведенных ниже признаков
выберите признаки характеризующие фотосинтез и дыхание.
А) Происходит во всех клетках.
Б) Протекает только на свету.
В) Поглощается углекислый газ и выделяется кислород.
Г) Происходит в клетках с хлоропластами.
Д) Протекает на свету и в темноту.
Е) Органические вещества образуются.
Ж) Органические вещества окисляются (распадаются) до СО2 и Н2О.
З) Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.
Слайд 13Кластер о роли водорослей в природе и жизни человека.
Роль водорослей
В природе
В
жизни человека
Слайд 14С помощью учебника §18 (стр. 95-99) заполнить пропуски в таблице
Слайд 15. Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа
(по оси у отложена относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.), а по оси х – концентрация углекислого газа(в %)).
Определите концентрацию углекислого газа, при которой относительная скорость фотосинтеза составит 24 условные единицы.
Слайд 16Прием «Найди ответ»
Необычное растение – мать-и-мачеха.
Растение издавна так называется. Произошло название
от одной особенности листьев.если взять в руку лист, то можно почувствовать, что его нижняя сторона, опушённая волосками, мягкая, создаёт ощущение теплоты. Это – «мать». Верхняя же сторона листа, наоборот, гладкая, жёсткая, холодная. Это – «мачеха». Золотисто-жёлтые соцветия мать-и-мачехи появляются очень рано, порой в середине апреля. Листья появляются лишь после цветения. Мать-и-мачеха – лекарственное растение. О её лечебных свойствах знали ещё древние римляне. Недаром латинское название мать-и-мачехи – туссиляго (происходит от слова «туссис» - кашель). На её соцветиях можно встретить множество пчёл, собирающих нектар и цветочную пыльцу. Она как бы открывает календарь цветения остальных травянистых медоносных растений.
Вопрос 1. Почему растение получило такое название?
Вопрос 2. Какое заболевание можно лечить с помощью этого растения?
Вопрос 3. Подумайте и ответьте, почему растение зацветает ранней весной?