Презентация, доклад Развитие биологических понятий в школьном предмете

Содержание

Предмет «Биология» - система понятий, отражающих основы наукиПОНЯТИЕ – ЭТО:главный компонент содержания и основная единица учебного содержанияэто особая форма мышленияважнейший объект учебных действийфактор умственного развития учащихся

Слайд 1Развитие биологических понятий в школьном предмете
Выполнила
Учитель биологии
Дмитриева О.П.
ЧОУ РО «НЕРПЦ

(МП)» «Гнилицкая православная гимназия»
Развитие биологических понятий в школьном предметеВыполнила Учитель биологииДмитриева О.П.ЧОУ РО «НЕРПЦ (МП)» «Гнилицкая православная гимназия»

Слайд 2Предмет «Биология» - система понятий, отражающих основы науки
ПОНЯТИЕ – ЭТО:
главный компонент

содержания и основная единица учебного содержания
это особая форма мышления
важнейший объект учебных действий
фактор умственного развития учащихся
Предмет «Биология» - система понятий, отражающих основы наукиПОНЯТИЕ – ЭТО:главный компонент содержания и основная единица учебного содержанияэто

Слайд 3Процесс овладения понятием
Овладение понятием — процесс научного познания, завершающийся переходом

от незнания к знанию.

Этот процесс проходит ряд стадий:

от живого созерцания

к абстрактному мышлению

и от него к практике
Процесс овладения понятием Овладение понятием — процесс научного познания, завершающийся переходом от незнания к знанию.Этот процесс проходит

Слайд 4Процесс овладения понятием
Ощущение — это чувственная форма отражения объективного мира.
На

их основе возникают восприятия, отражающие целостный образ объекта, совокупность его внешних сторон, т.е. вещь в целом.
На основе восприятий возникают представления. Представления — это воспроизведение в сознании человека образов вещи и явлений, полученных ранее в ходе их непосредственного восприятия.
Обобщенные представления образуют понятия, обеспечивающие выход за пределы чувственного познания объективной реальности. Поэтому понятия являются качественно новым уровнем познания.
На основе понятий формируются суждения и умозаключения, обеспечивающие оценочный аспект понятий в результате их сравнения и соединения.
Процесс овладения понятием Ощущение — это чувственная форма отражения объективного мира.На их основе возникают восприятия, отражающие целостный

Слайд 5Содержание понятия
Содержание понятия – это совокупность отличительных признаков.
Основным ядром в содержании

являются существенные признаки.
Синтез элементов, их единство отображает сущность понятия.
Выявление признаков служит основой формирования (определения) понятия.
От количества существенных признаков (предметов и сторон, фиксированных в понятии, т. е. от объема понятия) зависит полнота отображения предмета в понятии.
Содержание понятияСодержание понятия – это совокупность отличительных признаков.Основным ядром в содержании являются существенные признаки. Синтез элементов, их

Слайд 6Структура содержания понятия
Структура — вид упорядоченности элементов содержания, устойчивая связь (отношение)

и взаимодействие элементов.
При этом отмечаются взаимосвязи не самих объектов, а их упорядоченность в отображении, т.е. композиция совокупности элементов содержания понятия.
Знание структуры содержания понятия облегчает и организует изучение элементов, входящих в целое, поскольку они находятся в определенной зависимости друг от друга.
Структура содержания понятияСтруктура — вид упорядоченности элементов содержания, устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов. При этом отмечаются

Слайд 7Процесс становления понятия
Процесс постепенного, поэтапного восхождения от предметного, образного отражения явлений

к абстрагированию понятий.
Он не сводится к заучиванию готовых знаний, он реализуется путем активной мыслительной деятельности учащихся.
Проходит через ряд этапов овладения понятием (обычно по схеме: восприятие — представление — понятие — система понятий).
Процесс становления понятияПроцесс постепенного, поэтапного восхождения от предметного, образного отражения явлений к абстрагированию понятий.Он не сводится к

Слайд 8Формирование и развитие понятий
I этап — накопление, развитие опорных знаний

(фактов, соподчиненных понятий) как основных элементов содержания определяемого понятия;
II этап — интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия;
III этап — использование сформированного понятия как целостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития (углубление, расширение, взаимослияние с другими или, наоборот, отдифференцировка).
Формирование и развитие понятий I этап — накопление, развитие опорных знаний (фактов, соподчиненных понятий) как основных элементов

Слайд 9Определение понятия
Сформировать понятие — это значит установить существенные признаки предмета, сформулировать

определение (дефиницию) понятия и назвать соответствующий термин.
Определение понятияСформировать понятие — это значит установить существенные признаки предмета, сформулировать определение (дефиницию) понятия и назвать соответствующий

Слайд 10Развитие понятия
Развитие биологического понятия может идти или от простого к сложному,

или от конкретного к обобщенному, абстрактному.
Процесс формирования и развития понятий можно разделить на три этапа: образование, развитие и интеграция.
Поэтапное формирование понятий осуществляется в процессе активной познавательной деятельности учащихся. Пропуск отдельных этапов осложняет процесс овладения понятиями.
Развитие понятияРазвитие биологического понятия может идти или от простого к сложному, или от конкретного к обобщенному, абстрактному.Процесс

Слайд 11Способы образования понятия
В обучении биологии используют три способа образования понятий:

Из чувственного опыта путем индуктивного (выводного) обобщения
Путем дедуктивного вывода их из известных теорий.
От знания определенной степени общности к новому знанию, но на той же степени общности— традуктивный способ образования понятий.
Способы образования понятияВ обучении биологии используют три способа образования понятий: Из чувственного опыта путем индуктивного (выводного) обобщения

Слайд 12Индуктивный способ образования понятия
(от лат. inductio — наведение) представляет собой
такой тип

умозаключений, который строится на последовательном переходе от обсуждения частных сторон предмета к его общему свойству.


(Например, при последовательном рассмотрении того, что зеленые растения, используя энергию солнечного света и минеральные вещества (углекислый газ и йоду), с помощью хлорофилла образуют органические вещества, можно сформулировать вывод: растения обладают фотосинтезом.)
Индуктивный способ образования понятия(от лат. inductio — наведение) представляет собойтакой тип умозаключений, который строится на последовательном переходе

Слайд 13Дедуктивный способ образования понятия
(от лат. deductio — выведение) характеризует обратное

движение мысли — от общего к частному


(Например, растения обладают фотосинтезом, потому что имеют хлорофилл, с помощью которого на свету образуются органические вещества из углекислого газа и воды).
Дедуктивный способ образования понятия (от лат. deductio — выведение) характеризует обратное движение мысли — от общего к

Слайд 14Традуктивный способ образования понятия
от лат. traductio — перемещение) — вывод идет

от
знания определенной степени общности к новому знанию, но на той же степени общности. То есть вывод идет от единичного к единичному, или от частного к частному, от общего к общему.


Сформировав на каком-то этапе образовательного
процесса конкретное понятие (например, дыхание организмов или половое размножение, вегетативное размножение), используют это общее понятие, не углубляя его, для выведения других понятий (например, при объяснении свойств разных растительных и животных организмов, бактерий и др.).
Традуктивный способ образования понятияот лат. traductio — перемещение) — вывод идет отзнания определенной степени общности к новому

Слайд 15Формирование понятий путем формально-логического вывода из теории
Отбор исходных посылок для

вывода понятия;
Вывод и определение понятия, уточнение его признаков;
Установление его места в системе теоретических знаний, его связей с другими понятиями;
Конкретизация понятия, отграничение от смежных, распространение на частные ситуации;
Применение понятия для решения разных познавательных задач.
Формирование понятий путем формально-логического вывода из теории Отбор исходных посылок для вывода понятия; Вывод и определение понятия,

Слайд 16Формирование понятия по типу «подведение под понятие»
Постановка проблемы (подведение

объекта под данное понятие);
Поиск путей решения проблемы (анализ, синтез, сравнение существенных свойств объекта и понятия);
Решение проблемы (выделение общих существенных свойств понятия);
Осознание и осмысление полученных результатов (изучение соотношения между объектом и понятием);
Характеристика результатов – выведение понятия, формирование дефиниции (вывод о принадлежности объекта понятию).
Формирование понятия по типу «подведение под понятие» Постановка проблемы (подведение объекта под данное понятие); Поиск путей решения

Слайд 17Роль сравнения в формировании и развитии понятий
«Сравнение есть основа всякого понимания

и всякого мышления. В дидактике сравнение должно быть основным приемом. Чтобы какой-нибудь предмет был понят ясно, отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите сходство с самыми отдаленными от него предметами, тогда вы выясните себе все существенные признаки, а это значит понять предмет». (К.Д. Ушинский).
Роль сравнения в формировании и развитии понятий«Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. В дидактике сравнение

Слайд 18Теория развития биологических понятий
Н.М.Верзилин - создание «Теории развития биологических понятий» (1956г.).Основные

положения теории:
учебный предмет «Биология» является системой основных понятий науки и практики;
в понятиях выражается содержание предмета «Биология»;
понятия выполняют ведущую роль в процессе развития мышления и воспитания учащихся;
понятия не дают ученикам в готовом виде, их развивают в процессе обучения;
формирование и развитие биологических понятий происходят в поэтапном процессе;
Теория развития биологических понятийН.М.Верзилин - создание «Теории развития биологических понятий» (1956г.).Основные положения теории: учебный предмет «Биология» является

Слайд 19Теория развития биологических понятий
существуют типы понятий: специальные, локальные и общебиологические;

сложные понятия формируют в процессе их развития путем обобщения простых понятий, слияния, интеграции и во взаимосвязи с понятиями других учебных дисциплин (на межпредметной основе);
межпредметные и внутрипредметные связи являются важными условиями развития понятий, их средство — «синхронистические карты учебного процесса»
Теория развития биологических понятий существуют типы понятий: специальные, локальные и общебиологические; сложные понятия формируют в процессе их

Слайд 20Теория развития биологических понятий
существуют разные типы развития понятий:
непрерывное,
прерывистое,
сквозное


приуроченное к небольшим отрезкам учебного материала и времени его изучения;
при непрерывном формировании и развитии понятий происходит преемственное и более осознанное их усвоение;
Теория развития биологических понятийсуществуют разные типы развития понятий: непрерывное,прерывистое, сквозное приуроченное к небольшим отрезкам учебного материала и

Слайд 21Презентация составлена по книге:

И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д.

Сидельникова. -
ОБЩАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ /Под редакцией профессора И. Н. Пономаревой, Москва
Издательский центр «Академия» 2008




СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Презентация составлена по книге: И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова. -ОБЩАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть