Слайд 1Развитие биологических понятий в школьном предмете
Выполнила
Учитель биологии
Дмитриева О.П.
ЧОУ РО «НЕРПЦ
(МП)» «Гнилицкая православная гимназия»
Слайд 2Предмет «Биология» - система понятий, отражающих основы науки
ПОНЯТИЕ – ЭТО:
главный компонент
содержания и основная единица учебного содержания
это особая форма мышления
важнейший объект учебных действий
фактор умственного развития учащихся
Слайд 3Процесс овладения понятием
Овладение понятием — процесс научного познания, завершающийся переходом
от незнания к знанию.
Этот процесс проходит ряд стадий:
от живого созерцания
к абстрактному мышлению
и от него к практике
Слайд 4Процесс овладения понятием
Ощущение — это чувственная форма отражения объективного мира.
На
их основе возникают восприятия, отражающие целостный образ объекта, совокупность его внешних сторон, т.е. вещь в целом.
На основе восприятий возникают представления. Представления — это воспроизведение в сознании человека образов вещи и явлений, полученных ранее в ходе их непосредственного восприятия.
Обобщенные представления образуют понятия, обеспечивающие выход за пределы чувственного познания объективной реальности. Поэтому понятия являются качественно новым уровнем познания.
На основе понятий формируются суждения и умозаключения, обеспечивающие оценочный аспект понятий в результате их сравнения и соединения.
Слайд 5Содержание понятия
Содержание понятия – это совокупность отличительных признаков.
Основным ядром в содержании
являются существенные признаки.
Синтез элементов, их единство отображает сущность понятия.
Выявление признаков служит основой формирования (определения) понятия.
От количества существенных признаков (предметов и сторон, фиксированных в понятии, т. е. от объема понятия) зависит полнота отображения предмета в понятии.
Слайд 6Структура содержания понятия
Структура — вид упорядоченности элементов содержания, устойчивая связь (отношение)
и взаимодействие элементов.
При этом отмечаются взаимосвязи не самих объектов, а их упорядоченность в отображении, т.е. композиция совокупности элементов содержания понятия.
Знание структуры содержания понятия облегчает и организует изучение элементов, входящих в целое, поскольку они находятся в определенной зависимости друг от друга.
Слайд 7Процесс становления понятия
Процесс постепенного, поэтапного восхождения от предметного, образного отражения явлений
к абстрагированию понятий.
Он не сводится к заучиванию готовых знаний, он реализуется путем активной мыслительной деятельности учащихся.
Проходит через ряд этапов овладения понятием (обычно по схеме: восприятие — представление — понятие — система понятий).
Слайд 8Формирование и развитие понятий
I этап — накопление, развитие опорных знаний
(фактов, соподчиненных понятий) как основных элементов содержания определяемого понятия;
II этап — интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия;
III этап — использование сформированного понятия как целостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития (углубление, расширение, взаимослияние с другими или, наоборот, отдифференцировка).
Слайд 9Определение понятия
Сформировать понятие — это значит установить существенные признаки предмета, сформулировать
определение (дефиницию) понятия и назвать соответствующий термин.
Слайд 10Развитие понятия
Развитие биологического понятия может идти или от простого к сложному,
или от конкретного к обобщенному, абстрактному.
Процесс формирования и развития понятий можно разделить на три этапа: образование, развитие и интеграция.
Поэтапное формирование понятий осуществляется в процессе активной познавательной деятельности учащихся. Пропуск отдельных этапов осложняет процесс овладения понятиями.
Слайд 11Способы образования понятия
В обучении биологии используют три способа образования понятий:
Из чувственного опыта путем индуктивного (выводного) обобщения
Путем дедуктивного вывода их из известных теорий.
От знания определенной степени общности к новому знанию, но на той же степени общности— традуктивный способ образования понятий.
Слайд 12Индуктивный способ образования понятия
(от лат. inductio — наведение) представляет собой
такой тип
умозаключений, который строится на последовательном переходе от обсуждения частных сторон предмета к его общему свойству.
(Например, при последовательном рассмотрении
того, что зеленые растения, используя энергию
солнечного света и минеральные вещества
(углекислый газ и йоду), с помощью хлорофилла
образуют органические вещества, можно
сформулировать вывод: растения
обладают фотосинтезом.)
Слайд 13Дедуктивный способ образования понятия
(от лат. deductio — выведение) характеризует обратное
движение мысли — от общего к частному
(Например, растения обладают фотосинтезом,
потому что имеют хлорофилл, с помощью
которого на свету образуются органические
вещества из углекислого газа и воды).
Слайд 14Традуктивный способ образования понятия
от лат. traductio — перемещение) — вывод идет
от
знания определенной степени общности к новому знанию, но на той же степени общности. То есть вывод идет от единичного к единичному, или от частного к частному, от общего к общему.
Сформировав на каком-то этапе образовательного
процесса конкретное понятие (например, дыхание организмов или половое размножение, вегетативное размножение), используют это общее понятие,
не углубляя его, для выведения других понятий
(например, при объяснении свойств разных
растительных и животных организмов,
бактерий и др.).
Слайд 15Формирование понятий путем формально-логического вывода из теории
Отбор исходных посылок для
вывода понятия;
Вывод и определение понятия, уточнение его признаков;
Установление его места в системе теоретических знаний, его связей с другими понятиями;
Конкретизация понятия, отграничение от смежных, распространение на частные ситуации;
Применение понятия для решения разных познавательных задач.
Слайд 16Формирование понятия по типу «подведение под понятие»
Постановка проблемы (подведение
объекта под данное понятие);
Поиск путей решения проблемы (анализ, синтез, сравнение существенных свойств объекта и понятия);
Решение проблемы (выделение общих существенных свойств понятия);
Осознание и осмысление полученных результатов (изучение соотношения между объектом и понятием);
Характеристика результатов – выведение понятия, формирование дефиниции (вывод о принадлежности объекта понятию).
Слайд 17Роль сравнения в формировании и развитии понятий
«Сравнение есть основа всякого понимания
и всякого мышления. В дидактике сравнение должно быть основным приемом. Чтобы какой-нибудь предмет был понят ясно, отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите сходство с самыми отдаленными от него предметами, тогда вы выясните себе все существенные признаки, а это значит понять предмет». (К.Д. Ушинский).
Слайд 18Теория развития биологических понятий
Н.М.Верзилин - создание «Теории развития биологических понятий» (1956г.).Основные
положения теории:
учебный предмет «Биология» является системой основных понятий науки и практики;
в понятиях выражается содержание предмета «Биология»;
понятия выполняют ведущую роль в процессе развития мышления и воспитания учащихся;
понятия не дают ученикам в готовом виде, их развивают в процессе обучения;
формирование и развитие биологических понятий происходят в поэтапном процессе;
Слайд 19Теория развития биологических понятий
существуют типы понятий: специальные, локальные и общебиологические;
сложные понятия формируют в процессе их развития путем обобщения простых понятий, слияния, интеграции и во взаимосвязи с понятиями других учебных дисциплин (на межпредметной основе);
межпредметные и внутрипредметные связи являются важными условиями развития понятий, их средство — «синхронистические карты учебного процесса»
Слайд 20Теория развития биологических понятий
существуют разные типы развития понятий:
непрерывное,
прерывистое,
сквозное
приуроченное к небольшим отрезкам учебного материала и времени его изучения;
при непрерывном формировании и развитии понятий происходит преемственное и более осознанное их усвоение;
Слайд 21Презентация составлена по книге:
И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д.
Сидельникова. -
ОБЩАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ /Под редакцией профессора И. Н. Пономаревой, Москва
Издательский центр «Академия» 2008
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!