Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 12
посёлка Терек Будённовского
района»
Организация работы учащихся с биологическими терминами на уроках биологии.
Работу выполнила:
учитель биологии
Попова Н.Ю.
Слайд 2Термин в переводе с латинского означает «граница, предел»
Термин – это слово
или словосочетание, являющееся названием определённого понятия какой–нибудь специальной области науки, техники, искусства.
Слайд 3Задачи:
1) в каждом биологическом разделе выделить основные понятия;
2) обеспечить развитие
понятий от простых к сложным, организовать осмысление научных фактов на основе ведущих биологических понятий, научить учащихся связывать, обобщать, конкретизировать, переосмысливать понятия;
3) установить внутри и межпредметные связи;
4) проанализировать, как у учащихся формируется система ведущих понятий.
Слайд 4Методы и приёмы
1) проговаривание терминов иностранного происхождения вслух;
2) работа
над усвоением орфографии новых терминов;
3) выявление этимологии нового термина, запись терминов на доске и в тетрадях;
4) тренировочные упражнения на соотношение термина с понятием;
5) индуктивный и дедуктивный пути введения новых терминов;
6) морфологический и фонетический анализ терминов;
7) аналитико-синтетический анализ;
8) использование терминов в различных учебных ситуациях
Слайд 6
II. Биологический диктант
Понятия: опыление — это...; самоопыление — это...; перекрестное опыление
— это...; опыление ветром — это...; опыление животными — это...; искусственное опыление — это...; гибридизация — это ...; оплодотворение — это....
III. Закрытые задания
Границей клетки и окружающей среды является:
А) цитоплазма Б) оболочка
В) вакуоль Г) межклеточное вещество
Слайд 7
Задания с алгоритмом ответа
(с пропуском в тексте ряда слов)
«Часть
корня, которая предохраняет его верхушку, называется .... Он защищает молодые клетки корня, которые образуют зону .... Поглощение воды и минеральных веществ осуществляют особые клетки корня, называемые… . …растворы минеральных солей поступают из зоны ... в зону..., а оттуда в сосуды стебля».
Слайд 9VI. Задания на установление последовательности процессов и явлений в живой природе.
1. Установите правильную
последовательность систематических категорий в классификации растений.
А) вид Б) класс
В) род Г) отдел
Д) царство Е) семейство
Ответ: А, В, Е, Б, Г, Д.
Слайд 10VII. Задания с исключением лишнего понятия
Из предложенных понятий исключите лишнее.
Крестоцветные, Розоцветные,
Бобовые, Лилейные, Сложноцветные.
Слайд 11VIII. Задания на выявление общих закономерностей
А) ядро — пластиды (органоиды клетки)
Б) тычинки — пестики (главные части цветка)
В) побег — клубни, столоны, луковицы (видоизменение побега).
Слайд 12IX. Задания на выявление связей
Цитоплазма: обмен веществ —> оболочка; …
А) деление
Б)
растворение веществ
В) транспорт веществ
Г) растворение веществ
Слайд 13X. Задания на обобщение группы понятий
. Из частей приведенных ниже фраз
составьте ответ.
1. Питание + дыхание + выделение = обмен веществ.
2. СО2 + Н20 + хлоропласты + свет = фотосинтез.
Слайд 14XI. Задания на развитие логического мышления
Вставьте в скобки слово, которое может
иметь окончанием буквы, перечисленные справа.
Ответ: боб.
Слайд 15XII. Задания, в которых ответ конструирует сам ученик.
в предлагаемые ниже
формулировки вставьте пропущенные термины.
1. Связь, с помощью которой соединяются аминокислоты в белке, называют __________
(ответ: пептидной).
Слайд 16Каждая из рассмотренных форм работы по формированию понятий имеет свои достоинства
и недостатки. Усвоить биологические термины и понятия — значит уметь ими пользоваться. Выявить уровень их усвоения поможет только система познавательных заданий, в которых предусмотрено формирование таких мыслительных умений, как: анализ, синтез, сравнение, вычленение отдельных признаков, систематизация, абстрагирование, определение понятия, обобщение.