Презентация, доклад Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии как интерактивная технология обучения

Содержание

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

Слайд 1 Проектно - исследовательская деятельность на уроках биологии как интерактивная технология обучения


Учитель

биологии
МКОУ Тыргетуйская СОШ:
Спиридонова Н.В.
Проектно - исследовательская деятельность на уроках биологии как интерактивная  технология обучения Учитель биологииМКОУ

Слайд 2 Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех,

которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н.Колмогоров
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия

Слайд 3






Традиционные технологии классно-урочной системы, которые служили для передачи знания молодому поколению, в современном образовании оказываются неэффективными.


Слайд 4 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий,

обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не

Слайд 5Таким образом, важнейшей педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс средств

и методик, помогающих детям открывать себя. Для этого необходимо вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, создавать учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.
Таким образом, важнейшей педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям открывать себя.

Слайд 6
В решении данной проблемы учителю помогут интерактивные методы, в частности

метод проектно-исследовательский, где педагог не выполняет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса, организатором активного взаимодействия обучающихся между собой
В решении данной проблемы учителю помогут интерактивные методы, в частности метод проектно-исследовательский, где педагог не выполняет

Слайд 7 В основе проектной деятельности лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве

и самостоятельно конструировать свои знания.
В основе проектной деятельности лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Слайд 8 У учащихся в ходе проектно-исследовательской деятельности формируется коммуникативная, информационная,

общекультурная компетенции, компетенция личностного самосовершенствования столь необходимые в жизни и дальнейшем профессиональном становлении
У учащихся в ходе проектно-исследовательской деятельности формируется коммуникативная, информационная, общекультурная компетенции, компетенция личностного самосовершенствования столь

Слайд 9 Биология – наука экспериментальная, поэтому достаточно большое значение в

изучении данного предмета приобретает проектно-исследовательская деятельность.

Исследовательские проекты (мини-проекты) можно реализовывать в рамках одного отдельного урока.
В процессе работы над проектом ученики приобретают новые знания, навыки исследования, у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления.
Можно выделить пять этапов разработки учебного исследовательского проекта:
инициирующий,
основополагающий,
прагматический,
заключительный,
итоговый.

Биология – наука экспериментальная, поэтому достаточно большое значение в изучении данного предмета приобретает проектно-исследовательская деятельность.

Слайд 10 Рассмотрим основные этапы учебного исследовательского проекта на примере урока биологии

в 6 классе по теме «Распространение плодов и семян»
Рассмотрим основные этапы учебного исследовательского проекта на примере урока биологии в 6 классе по теме «Распространение

Слайд 11Инициирующий этап проекта
Первый этап осуществления проекта — определение

проблемы. Он самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной технологии. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует проблему проекта.








Сказка о дубе
На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя 2 желудя. Один я съем. Другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек». А дуб на нее как набросился: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!»…....................................................
………………………………………………..
Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены.

Инициирующий этап проекта   Первый этап осуществления проекта — определение проблемы. Он самый короткий, но очень

Слайд 12Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем, ее

уточняющих (проблематизация).
Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем, ее уточняющих (проблематизация).

Слайд 13История с «колючками»

История с «колючками»

Слайд 14Определение темы урока (исследовательского проекта)

Определение темы урока  (исследовательского проекта)

Слайд 15 Тема:
Распространение
плодов и семян

Тема:Распространение плодов и семян

Слайд 16Следующим шагом является постановка целей.
Цель проекта представляет утверждение, результат, который

хотят достичь. Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой.
Рекомендуется в формулирование цели включать существительные «исследование, изучение, выявление и т.д.».
Следующим шагом является постановка целей. Цель проекта представляет утверждение, результат, который хотят достичь. Цель должна быть конкретной,

Слайд 17Цель:



Выявление способов распространения
плодов и семян,
определение приспособлений для расселения плодов

и семян
Цель:Выявление способов распространения плодов и семян, определение приспособлений для расселения плодов и семян

Слайд 18На этом же этапе происходит выдвижение гипотезы.

Гипотеза (от греч. hypothesis –

основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
В результате работы над проектом гипотеза может либо быть доказана, либо опровергнута.

На этом же этапе происходит выдвижение гипотезы.Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о

Слайд 19Если исследовательский проект групповой, то следует разбить учащихся на группы для

работы над подпроблемами проекта.

2 лаборатории научно-исследовательского института

Если исследовательский проект групповой, то следует разбить учащихся на группы для работы над подпроблемами проекта. 2 лаборатории

Слайд 20На следующем этапе работы над проектом - этапе планирования или основополагающем

учащиеся вырабатывают план действия, а также формулируют задачи.
Учитель может предложить учащимся свои идеи. На этом этапе работы над проектом формируется умение слушать других и высказать свои идеи.

На следующем этапе работы над проектом - этапе планирования или основополагающем учащиеся вырабатывают план действия, а также

Слайд 21Задачи, которые ставятся в проекте – пути достижения цели и решение

проблемы проекта.
Для их формулирования можно использовать перечисления: изучить, описать, установить, выяснить, провести, охарактеризовать, обобщить и т.д.
Задачи, которые ставятся в проекте – пути достижения цели и решение проблемы проекта. Для их формулирования можно

Слайд 22План исследования

План исследования

Слайд 23На данном этапе необходимо определить источники и способы сбора информации, а

также способы представления результатов
На данном этапе необходимо определить источники и способы сбора информации, а также способы представления результатов

Слайд 24Работа с учебником
Учащиеся, работая с текстом учебника, определяют способы распространения плодов

и семян.
Составляют схему, оформляя буклеты.
Затем каждая группа, путем жеребьевки, определяет направление своего исследования.
Работа с учебникомУчащиеся, работая с текстом учебника, определяют способы распространения плодов и семян.Составляют схему, оформляя буклеты.Затем каждая

Слайд 25Распространение плодов и семян



Ветром

Водой Человеком


Саморазбрасыванием Животными
Распространение  плодов и семян

Слайд 26Физкультминутка

Физкультминутка

Слайд 27Формируются 2 исследовательские лаборатории:
Одна изучает распространение плодов и семян

при помощи человека и животных, а также распространение водой;
Другая – распространение ветром и саморазбрасыванием.
Формируются 2 исследовательские лаборатории: Одна изучает распространение плодов и семян при помощи человека и животных, а также

Слайд 28Для выбора способа сбора информации учителю следует знать, каким из способов

владеют ученики. Между участниками команды происходит распределение обязанностей. На этапе распределения обязанностей следует учитывать способности и творческую направленность, а также индивидуальные особенности и уровнь развития, обученности и компетентности.

Для выбора способа сбора информации учителю следует знать, каким из способов владеют ученики. Между участниками команды происходит

Слайд 29На этапе выполнения исследовательских задач или прагматическом учащиеся выполняют действия для

решения проблемного вопроса, поставленных задач. Исследование – обязательный шаг этого этапа и самого учебного исследовательского проекта. Как и на предыдущих этапах, учитель консультирует учеников по возникшим вопросам.
На этапе выполнения исследовательских задач или прагматическом учащиеся выполняют действия для решения проблемного вопроса, поставленных задач. Исследование

Слайд 30Исследователям предстоит изучить текст учебника, дополнительную информацию (информация заранее подготовлена учителем),

заполнить таблицу в буклете, принять участие в «полевой экспедиции».
Исследователям предстоит изучить текст учебника, дополнительную информацию (информация заранее подготовлена учителем), заполнить таблицу в буклете, принять участие

Слайд 31«Полевая экспедиция»

«Полевая экспедиция»

Слайд 32Оформление и защита проектов
На этапе оформления проектов важно, чтобы учащиеся владели

информацией о требованиях к оформлению и защите учебного проекта.
Оформление и защита проектовНа этапе оформления проектов важно, чтобы учащиеся владели информацией о требованиях к оформлению и

Слайд 33Защита проектов

Защита проектов

Слайд 34Закончите предложения

Плоды и семена могут распространяться с помощью: -------------, ------------,

---------------,------------- и --------------- .
Растения имеют -------------------------------- для распространения семян.

У берёзы, ясеня, клёна есть ------------------, для распространения семян с помощью ----------------.
Закончите предложения Плоды и семена могут распространяться с помощью: -------------, ------------, ---------------,------------- и --------------- . Растения имеют

Слайд 35Домашнее задание:


§ 14, прочитать;
ответить на вопросы 1-4 (устно);
подберите загадки,

или сказки, пословицы, поговорки, интересные факты
о способах распространения плодов и семян
Домашнее задание:§ 14, прочитать;ответить на вопросы 1-4 (устно); подберите загадки, или сказки, пословицы, поговорки, интересные факты о

Слайд 36Рефлексия

Я узнал(а) много нового.

Мне это пригодится в жизни.

Мне понравилось

быть исследователем

На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).


На уроке было над чем подумать.

Задания были сложными и я ничего не понял(а)

Я ощущал(а) взаимопомощь в группе.
Я не ощущал(а) взаимопомощь в группе.

Я активно работал(а) на уроке и заслуживаю высокую оценку.

Рефлексия  Я узнал(а) много нового.Мне это пригодится в жизни.Мне понравилось быть исследователемНа все вопросы, возникающие в

Слайд 37Знания, приобретенные учащимися в ходе проектно-исследовательской деятельности, оказываются более прочными и

максимально осознанными. Данная деятельность дает возможность ученикам приобрести не только знания, но и умения, которые пригодятся в жизни,  в выборе профессии.

Знания, приобретенные учащимися в ходе проектно-исследовательской деятельности, оказываются более прочными и максимально осознанными. Данная деятельность дает возможность

Слайд 39Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть