Слайд 1
Проектно - исследовательская деятельность на уроках биологии как интерактивная
технология обучения
Учитель
биологии
МКОУ Тыргетуйская СОШ:
Спиридонова Н.В.
Слайд 2 Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех,
которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров
Традиционные технологии классно-урочной системы, которые служили для передачи знания молодому поколению, в современном образовании оказываются неэффективными.
Слайд 4 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Слайд 5Таким образом, важнейшей педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс средств
и методик, помогающих детям открывать себя. Для этого необходимо вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, создавать учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.
Слайд 6
В решении данной проблемы учителю помогут интерактивные методы, в частности
метод проектно-исследовательский, где педагог не выполняет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса, организатором активного взаимодействия обучающихся между собой
Слайд 7
В основе проектной деятельности лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве
и самостоятельно конструировать свои знания.
Слайд 8 У учащихся в ходе проектно-исследовательской деятельности формируется коммуникативная, информационная,
общекультурная компетенции, компетенция личностного самосовершенствования столь необходимые в жизни и дальнейшем профессиональном становлении
Слайд 9 Биология – наука экспериментальная, поэтому достаточно большое значение в
изучении данного предмета приобретает проектно-исследовательская деятельность.
Исследовательские проекты (мини-проекты) можно реализовывать в рамках одного отдельного урока.
В процессе работы над проектом ученики приобретают новые знания, навыки исследования, у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления.
Можно выделить пять этапов разработки учебного исследовательского проекта:
инициирующий,
основополагающий,
прагматический,
заключительный,
итоговый.
Слайд 10 Рассмотрим основные этапы учебного исследовательского проекта на примере урока биологии
в 6 классе по теме «Распространение плодов и семян»
Слайд 11Инициирующий этап проекта
Первый этап осуществления проекта — определение
проблемы. Он самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной технологии. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует проблему проекта.
Сказка о дубе
На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя 2 желудя. Один я съем. Другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек». А дуб на нее как набросился: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!»…....................................................
………………………………………………..
Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены.
Слайд 12Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем, ее
уточняющих (проблематизация).
Слайд 14Определение темы урока
(исследовательского проекта)
Слайд 15
Тема:
Распространение
плодов и семян
Слайд 16Следующим шагом является постановка целей.
Цель проекта представляет утверждение, результат, который
хотят достичь. Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой.
Рекомендуется в формулирование цели включать существительные «исследование, изучение, выявление и т.д.».
Слайд 17Цель:
Выявление способов распространения
плодов и семян,
определение приспособлений для расселения плодов
и семян
Слайд 18На этом же этапе происходит выдвижение гипотезы.
Гипотеза (от греч. hypothesis –
основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
В результате работы над проектом гипотеза может либо быть доказана, либо опровергнута.
Слайд 19Если исследовательский проект групповой, то следует разбить учащихся на группы для
работы над подпроблемами проекта.
2 лаборатории научно-исследовательского института
Слайд 20На следующем этапе работы над проектом - этапе планирования или основополагающем
учащиеся вырабатывают план действия, а также формулируют задачи.
Учитель может предложить учащимся свои идеи. На этом этапе работы над проектом формируется умение слушать других и высказать свои идеи.
Слайд 21Задачи, которые ставятся в проекте – пути достижения цели и решение
проблемы проекта.
Для их формулирования можно использовать перечисления: изучить, описать, установить, выяснить, провести, охарактеризовать, обобщить и т.д.
Слайд 23На данном этапе необходимо определить источники и способы сбора информации, а
также способы представления результатов
Слайд 24Работа с учебником
Учащиеся, работая с текстом учебника, определяют способы распространения плодов
и семян.
Составляют схему, оформляя буклеты.
Затем каждая группа, путем жеребьевки, определяет направление своего исследования.
Слайд 25Распространение
плодов и семян
Ветром
Водой Человеком
Саморазбрасыванием Животными
Слайд 27Формируются 2 исследовательские лаборатории:
Одна изучает распространение плодов и семян
при помощи человека и животных, а также распространение водой;
Другая – распространение ветром и саморазбрасыванием.
Слайд 28Для выбора способа сбора информации учителю следует знать, каким из способов
владеют ученики. Между участниками команды происходит распределение обязанностей. На этапе распределения обязанностей следует учитывать способности и творческую направленность, а также индивидуальные особенности и уровнь развития, обученности и компетентности.
Слайд 29На этапе выполнения исследовательских задач или прагматическом учащиеся выполняют действия для
решения проблемного вопроса, поставленных задач. Исследование – обязательный шаг этого этапа и самого учебного исследовательского проекта. Как и на предыдущих этапах, учитель консультирует учеников по возникшим вопросам.
Слайд 30Исследователям предстоит изучить текст учебника, дополнительную информацию (информация заранее подготовлена учителем),
заполнить таблицу в буклете, принять участие в «полевой экспедиции».
Слайд 32Оформление и защита проектов
На этапе оформления проектов важно, чтобы учащиеся владели
информацией о требованиях к оформлению и защите учебного проекта.
Слайд 34Закончите предложения
Плоды и семена могут распространяться с помощью: -------------, ------------,
---------------,------------- и --------------- .
Растения имеют -------------------------------- для распространения семян.
У берёзы, ясеня, клёна есть ------------------, для распространения семян с помощью ----------------.
Слайд 35Домашнее задание:
§ 14, прочитать;
ответить на вопросы 1-4 (устно);
подберите загадки,
или сказки, пословицы, поговорки, интересные факты
о способах распространения плодов и семян
Слайд 36Рефлексия
Я узнал(а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
Мне понравилось
быть исследователем
На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
На уроке было над чем подумать.
Задания были сложными и я ничего не понял(а)
Я ощущал(а) взаимопомощь в группе.
Я не ощущал(а) взаимопомощь в группе.
Я активно работал(а) на уроке и заслуживаю высокую оценку.
Слайд 37Знания, приобретенные учащимися в ходе проектно-исследовательской деятельности, оказываются более прочными и
максимально осознанными. Данная деятельность дает возможность ученикам приобрести не только знания, но и умения, которые пригодятся в жизни, в выборе профессии.