Слайд 1Приложив листик к щеке – вы почувствуете, что он прохладный.
ПОЧЕМУ?
Слайд 2Урок – путешествие в сказочную страну «Лист».
Слайд 3Функции листовой пластины
Фотосинтез
Дыхание
Испарение
Слайд 5 Задачи урока
1. Познакомится с процессом испарения и его роли в
жизни растения;
2. Определить какой орган у растения принимает роль в процессе испарения;
3. Понять необходимость бережного отношения к природе!!!
4. Начать знакомиться с приспособления к уменьшению переохлаждения и испарения.
Слайд 6Разминка
1Вариант – ФОТОСИНТЕЗ
2 Вариант – ДЫХАНИЕ
ВОПРОСЫ:
1. Где ( в клетках какой ткани) происходит данный процесс?
2. При каком условии?
3. Какой газ поглощается?
4. Каковы конечные продукты данного процесса?
5. Что происходит с энергией в данном процессе?
Предполагаемые ответы:
А. В любых живых клетках.
Б. В клетках фотосинтезирующей ткани.
В. Углекислый газ.
Г. Органические вещества и кислород.
Д. На свету.
Е. Постоянно, пока жива клетка: и на свету и в темноте.
Ж. Кислород.
З. Энергия запасается.
И. Энергия выделяется.
К. Неорганические вещества.
Слайд 7Станция «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ»
Что делали? Что наблюдали? К какому выводу пришли.
Слайд 9ВЫВОД:
Испаряющим органом растения является …
Где было … листьев, там и
воды испарялось …
Слайд 10Можно ли увидеть воду, которую испаряет растение?
Слайд 12ВЫВОД:
Вода испаряется с поверхности клеток … . Образовавшийся
водяной пар проникает по … к … и выходит наружу через них.
Слайд 13Станция «АНАТОМИЧЕСКАЯ»
СХЕМА.
Всасывание воды происходит__________________________
Орган, зона, особенности её строения.
Вода с ___________ веществами передвигается из корня в лист
По __________________________
Ткань
По __________________________________ зоне корня
По __________________________________ стебля
Название клеток, какого слоя
По ______________________________ листа
Каким клеткам, какой части листа
Слайд 14Какой же поверхностью лист испаряет воду?
Слайд 16ВЫВОД:
Лист испаряет воду через … поверхность листа, так как у наземных
растений устьица находятся с … стороны листа.
Слайд 17Физкультминутка.
Упражнение «Прогиб спины» - для снятия мышечного напряжения.
Сидя на стуле, руками
взялись за сиденье и пытаемся спину выгнуть.
Упражнение «Ленивая сова».
Правой рукой взяться за мышцу левого плеча. Головой поворачиваем и делаем вдох, затем выдох.
Затем левой рукой за правую мышцу плеча.
Упражнение «Шапочка для размышления» - для активизации мыслительной деятельности.
Пальчики на ушки и выворачиваем ушки и мочки дергаем вниз.
Слайд 18Станция «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ»
Листья испаряют воду в большом количестве. Испарение идёт за
счёт устиц. Так, например, у рогоза (то, что мы называем камыш) на 1квадратном мм - 1300 устьиц., на 1кв. мм. листа у пшеницы 1500 устьиц, у подсолнечника их в 10 раз больше, у фасоли в 20 раз больше. На одном листе липы их более миллиона, а на листе капусты несколько миллионов.
Естественно, что разные растения испаряют разное количество воды.
Слайд 19Взрослое растение кукурузы за сутки испаряет 800 грамм воды, капусты –
1 л., берёзы более 60 л.
Проблема - от чего это зависит????
Слайд 20Вывод: от размера листовых пластинок и их количества.
Слайд 21 Каково же значение испарения?
(работа с учебником – стр.
159)
Слайд 22Значение испарения:
1. Это помогает охладить листья в жаркий солнечный день и
не дать им перегреться.
2. Мы знаем , что поступлению воды в стебель и листья способствует корневое давление, но и испарение также помогает этому процессу (обеспечивает передвижение воды с минеральными веществами по стеблю)
Слайд 23 Когда вы чаще будете поливать капусту, в пасмурную или
солнечную погоду?
Слайд 24
Выбрать факторы, влияющие на процесс испарения.
1. Солнечная и сухая погода
2. Пасмурная
и влажная погода
3. Тёплая и пасмурная погода
4. Безветренная погода.
Слайд 25Станция «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ» - ЭТО ИНТЕРЕССНО!!!
1. ВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ- ГИДАТОФИТЫ.
2. РАСЬЕНИЯ – СУККУЛЕНТЫ.
3.
РАСТЕНИЯ – СКЛЕРОФИТЫ.
Слайд 262. РАСТЕНИЯ – СУККУЛЕНТЫ, (от. лат. Succulentus — сочный), многолетние растения
с сочными, мясистыми листьями (агавы, алоэ)или стеблями (кактусовые, некоторые молочаи); особый тип ксерофитов. Произрастают в пустынях
Слайд 273. СКЛЕРОФИТЫ (от склеро... и греч. phyton - растение) засухоустойчивые растения с
жесткими листьями, покрытыми толстой, препятствующей испарению кутикулой (сосна, ковыль, типчак и др.).
Слайд 28Предпоследняя станция – «Закрепляющая»
1. Всасывание воды происходит через:
а) зону всасывания коня,
б)
зону проведения коня,
в) зону роста корня,
г) зону растяжения корня.
2. Испарение происходит:
а) только днём,
б) постоянно, но зависит от погодных условий,
в) только на свету,
г) только ночью.
Слайд 29
3. Значение испарения:
а) выделение кислорода,
б) передвижение минеральных веществ и охлаждение растения,
в)
передвижение веществ по растению,
г) выделение углекислого газа.
Слайд 305. Устьичная щель становится шире, если:
а) солнечная погода, мало влаги в
почве
б) солнечная погода, достаточно влаги в почве
в) пасмурная погода, достаточно влаги в почве
г) пасмурная погода, мало влаги в почве
Слайд 31Какой орган растения испаряет воду?
Слайд 32 Подведение итогов:
- решение задач урока;
- кто больше набрал
«капелек»
Слайд 33Станция «Опережающая» - решение проблемных ситуаций.
1. Лиственные деревья наших лесов
сбрасывают на зиму листья. Сделайте предположение: что бы могло произойти с растениями, если бы такое приспособление у них не выработалось в ходе эволюции?
Слайд 35
2. Под некоторыми тропическими деревьями (например, эвкалиптом) невозможно укрыться в солнечный
день, так как они не дают тени. Какое защитное приспособление выработалось у них, чтобы защититься от перегрева?
Слайд 36Домашнее задание:
1. Параграф - 36 до страницы 160
2. Из дополнительной литературы
найти: ответ на вопрос - почему листья меняют цвет?
3. Найти приметы, связанные с листопадом.
Слайд 37«Времена года» - Вивальди – Осень.
Слайд 38листопад
1 В листьях разрушается хлорофилл.
2 Лист меняет цвет.
3 Лист накапливает ненужные
вещества.
4 Между листом и стеблем образуется пробковый слой.
5 Лист становится бурым.
6 Лист отрывается.
7 Лист падает.