Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 12
с углубленным изучением отдельных предметов»
Тема урока: «Значение семени»
Кондратьева Светлана Владимировна
учитель биологии
Слайд 2
Цели урока:
сформировать представление о значении семян;
закрепить знания о строении, составе и
условиях прорастания семян;
расширить представление учащихся о значении семян для растения, животных и человека;
продемонстрировать возможность применения новых (компьютерных) технологий для исследовательской деятельности.
Слайд 3«Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно;
а если умрет, то принесет много плода».
Слайд 4
Строение семени.
Нам надо повторить…
Условия прорастания семян.
Состав семян.
В малой хатке
– спаленке
Спит ребёнок маленький.
В кладовой еда лежит.
Как проснётся, будет сыт.
Слайд 5Презентация 1 группы
«Роль воды и света в прорастании семян».
Цели работы:
Изучить
строение семени гороха. На его примере доказать, что семя это зачаток будущего растения;
- влияние воды исвета на прорастание семян.
Слайд 6опыт:
В два стакана положили семена гороха. Воду налили только во
второй стакан, немного, так чтобы она закрывала частично семена.
Через 4 дня семена, во втором стакане проросли.
Слайд 9 Вывод:
Питательные вещества, находящиеся в эндосперме
и семядолях, находятся в нерастворимом состоянии. Для того, чтобы перевести их в растворимое состояние, необходима вода. Через семявход она поступает в семя и оно начинает набухать. Зародыш использует растворимые вещества, кожура лопается и семя прорастает.
Для прорастания семян необходима вода.
Слайд 10опыт:
В два стакана положили семена и налили воды немного. Один
стакан поставили на подоконник, а другой – в другой в тёмный шкаф.
Слайд 11
Через шесть дней получили следующий результат: семена, находившиеся в тёмном
месте и на подоконнике, проросли.
Слайд 12Вывод:
для прорастания семян свет не нужен
Слайд 13Презентация 2 группы
«Роль температуры и кислорода воздуха на прорастание семян».
Цели
работы.
Изучить опытным путём:
1- влияние температуры на прорастание семян;
2- исследовать роль кислорода и воздуха в прорастании семян.
Слайд 14 опыт:
В два стакана положили семена и
налили воды немного. Один стакан поставили в тёплое место, а другой – в холодильник.
Слайд 15Через шесть дней получили следующий результат: семена, находившиеся в тёплом месте
набухли и проросли , а семена в холодильнике только набухли, но не проросли
Вывод :
Для прорастания семян необходимо тепло.
Слайд 16 опыт:
1). В два стакана положили семена , в
один налили воды немного так, чтобы она закрывала частично семена, а в другую – налили много воды.
2). Через шесть дней получили следующий результат: семена, частично залитые водой, набухли и проросли , а полностью залитые водой – набухли, но не проросли.
Слайд 17Условия прорастания семян
1
2
влажно
много воды
Слайд 19Сухие семена дышат очень слабо, но как только начинается набухание, интенсивность
дыхания возрастает, т. к. при прорастании идут процессы превращения питательных веществ и образование новых клеток зародыша
Слайд 20 Вывод:
Семена до верху залитые водой не проросли,
так как не имели доступа воздуха, значит кислород необходим для прорастания семян.
Слайд 21Презентация 3 группы
«Определение состава семян»
Цель работы: опытным путём определить
химический состав семян.
Оборудование: стаканчик с водой, марля, раствор йода, пипетка, мука, семена тыквы, листок бумаги, пестик.
Слайд 22 Определение жира
в семени подсолнечника.
Ход работы.
Очищенное от кожуры семя подсолнечника растирается пестиком на бумаге.
Затем на бумагу рядом с пятном ,которое осталось от семени тыквы, капаем несколько капель воды.
Затем эту бумагу помещаем в тёплое место.
Слайд 23Через15 мин капли воды высохли, а пятно от растёртого семени осталось.
Вывод:
Пятна, оставшиеся от растёртого семени, это не вода, а жир. Следовательно, в состав семени входит жир (органическое вещество).
Слайд 24Определение белка в составе семян
Ход работы.
Муку помещаем в марлю и хорошо промываем в стакане воды.
Слайд 25Вода стала мутной, а в марлевом мешочке осталась клейкая масса, это
белок.
Вывод:
в состав семян входит органическое вещество белок (клейковина)
Слайд 26Определение крахмала в составе семян.
Ход работы.
В одну пробирку налили обычную воду, а в другую воду, оставшуюся после промывания муки.
Слайд 27В две пробирки капнули несколько капель йода.
Слайд 28Вода в первой пробирке окрасилась в цвет йода- коричневый, а во
второй- в синий. Это доказывает, что из муки при промывании в воду попал крахмал.
Вывод:
в состав семян входит крахмал или углевод (органическое вещество).
Слайд 29Определение минеральных
веществ в семенах.
Очищенные семена
подсолнечника положили на раскалённую плитку. Через несколько минут почувствовали запах гари, семена почернели.
Вывод:
Органические вещества сгорели, остались только минеральные.
Слайд 30Общий вывод: состав семян входят органические и минеральные вещества.
Слайд 31Работа в планшетке
Таблица №1 Прорастание семян.
Слайд 32Работа в планшетке
Таблица №1 Прорастание семян.
Слайд 33Презентация 4 группы по теме:
«Прорастания семян"
Цели работы:
1. Изучить учебный
и дополнительный материал об условиях прорастания и
правильном посеве семян;
2. Исследовательским путём выяснить зависимости глубины заделки семян от их размеров.
Слайд 36
Чтобы у цветочных семян была хорошая всхожесть, надо посеять их на
нужную глубину. Глубина заделки семян обычно равна трем их диаметрам..
Слайд 37Таблица №1 (Опыт заложен 06.09.09.)
Слайд 38Семена положили в воду на 1 день
Слайд 42
Растения имеют семенной покой
(период времени от момента посева семян до
момента их массовых всходов).
Слайд 45 Выводы:
1. Глубина заделки семян растений зависит от их
размеров и от структуры почвы. Более крупные семена необходимо заделывать в почву на большую глубину (4-5см. ), мелкие семена заделывают в почву неглубоко
(1-2см).
2. Растения выращенные через рассаду изначально сильные, раньше созревают, имеют более долгий период плодоношения и дают больший урожай, снижают затраты на борьбу с болезнями и сорняками.
Слайд 46«Помогая быстрее прорасти семенам,
мы сможем получить хороший урожай культурных растений».
Слайд 47Работа в планшетке
Объясните смысл поговорок:
1) От доброго семени – добрые всходы.
2)
Что посеешь, то и пожнешь.
Слайд 49С помощью семян растения расселяются.
Семя служит для размножения растения.
Семена – корм
для животных.
Семена – пищевой продукт для человека.
Слайд 50Мангровые деревья растут на полосе ила на побережье тропических морей. Их
семена прорастают внутри плода прямо на ветке, падая, втыкаются длинным корешком в ил и прорастают там, рядом с материнским растением.
Как вы считаете, выгодно ли это растению?
Слайд 51В далеком, далеком туманном просторе
Средь волн океанских стоял островок.
Кругом волновалось безбрежное
море –
На север, на запад, на юг, на восток.
А остров был голый и очень печальный,
на нем никогда ничего не росло.
Но раз из страны экзотической, дальней
Десяток семян на него занесло.
И. Н. Епишева
Слайд 52Заполни таблицу №2 « Распространение семян»
Слайд 53Заполни таблицу №2 « Распространение семян»
Слайд 54
Животными
Способы распространения
Ветром
Водой
Разбрасыва-
нием
Распространение семян
Человеком
Слайд 55 Сказал репей:
- Я верный друг.
Об этом знают
все вокруг!
И помнят,
Между
прочим,
Что я
Привязчив очень!
Из шариков пушистых
Над пестрым летним лугом
Летят парашютисты
Вдогонку друг за другом.
Едва земли коснутся —
Уснут, как на диванчике.
А по весне проснутся...
и будут - одуванчики!
Слайд 56Лопух
Череда
На наружных покровах
Гравилат
Слайд 57Бешеный огурец
Недотрога
Разбрасывание (самораспространение)
Горох
Слайд 59Что привлекает муравьёв в семенах?
Слайд 61Значение семян для человека
Богаты жиром
Богаты белками
Богаты углеводами и белками
Слайд 63С помощью семян растения расселяются.
Семя служит для размножения растения.
Семена – корм
для животных.
Семена – пищевой продукт для человека.
Слайд 64Тест
Ответьте на вопросы теста
«Значение семян».
Выберите один или несколько правильных ответов.
Слайд 65Самопроверка.
а, б , в.
2. г.
3. а.
4. а, б.
5. а, б, в.
Слайд 66Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно;
а если умрет, то принесет много плода.
Слайд 67 Семя, маленькое и ограниченное, содержащее в себе поистине безграничный потенциал
в виде дерева, способного произвести тысячу таких семян и, следовательно, тысячи таких же деревьев.
Слайд 68 Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может
жить на свете
Без него любой цветок!
Слайд 69
Если пшеничное зерно,
падши в землю, не умрет,
то останется одно;
а если умрет, то принесет много плода.
Слайд 70Домашнее задание
§12. Ответить на вопросы стр. 50-51.
презентации по теме «Корень»,сообщения
Творческое задание: сделать поделки из семян, картину.