Слайд 1Общая биология
Презентация по главе
«Возникновение и развитие жизни на Земле»
Киекова Эльмира
РинатовнаУчитель биологии, МАОУ «СОШ №2»,
г. Чернушка, Пермский край
Слайд 2киекова эльмира ринатовна
Темы уроков
Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на
возникновение жизни.
Развитие жизни в архее и протерозое.
Развитие жизни в раннем палеозое.
Развитие жизни в позднем палеозое.
Развитие жизни в мезозое.
Развитие жизни в кайнозое.
Слайд 3киекова эльмира ринатовна
Происхождение жизни на Земле и ее развитие
Задачи:
Сформировать знания об
условиях возникновения жизни естественным путем;
Научить выявлять и обосновывать значение ароморфозов для эволюции;
Убедить , что ныне существующие организмы прошли длительный путь развития и претерпели значительные изменения.
Слайд 4киекова эльмира ринатовна
Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение
жизни.
Задачи:
Сформировать представление об этапах возникновения планеты; живых существ на примерах основных ароморфозов;
Научить выявлять и обосновывать значение ароморфозов для эволюции;
Расширить знания об истории развития Земли.
Слайд 5киекова эльмира ринатовна
Идеи, объясняющие происхождение жизни на планете
Слайд 6киекова эльмира ринатовна
Теории возникновения жизни
Биогенеза – живое происходит только от живого.
Абиогенеза
– живое происходит из неживого.
1.Теория самозарождения Реди: муха из мяса;
2. Теория самозарождения Лейбница: при вдыхании «жизненной силы» неживое оживает(опровержение Пастера);
3. Теория абиогенного синтеза Опарина.
Слайд 7киекова эльмира ринатовна
Период формирования и развития планеты
Земля - атомарное газовое облако
Земля
– раскаленное уплотненное тело
(температура поверхности – более 10000)
Охлаждение планеты
Ливневые дожди
Возникновение водоемов
Слайд 8киекова эльмира ринатовна
Активный синтез органических веществ из неорганических
Комплекс условий
Высокая
температура
Вулкани
ческая
деятельность
Грозовые
электрические
разряды
Ультра
фиолетовое
излучение
Результат их воздействия
Синтез органических веществ из
неорганических соединений,
протекающий в водной среде
Слайд 9киекова эльмира ринатовна
Биомолекулярная структура двухмерной жидкости
Слайд 10киекова эльмира ринатовна
Результаты экспериментов
Слайд 11киекова эльмира ринатовна
Напоминает деление клетки
у живого организма
Коацерватная капля = сгусток
органических веществ
Характерные для нее процессы
Распад капли
на две или неско-
лько мелких
Увеличение
размеров
капли
Поглощение
веществ из
внешней среды
Синтез и распад
молекул веществ
внутри капли
Выделение
веществ из капли
во внешнюю
среду
Напоминает процесс обмена веществ у живого организма
Слайд 12киекова эльмира ринатовна
Развитие жизни на Земле
Слайд 14киекова эльмира ринатовна
Вопросы для повторения
Является ли коацерватная капля примитивным
живым организмом?
Почему первые живые организмы могли быть гетеротрофами?
С чем была связана необходимость появления автотрофов?
Почему первые живые организмы были анаэробами?
Слайд 15киекова эльмира ринатовна
Развитие жизни в архее, протерозое
Задачи:
Сформировать систему знаний об основных
ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры;
Научить выявлять и обосновывать значение для эволюции тех ароморфозов, которые возникли в архее, протерозое ;
Убедить, что ныне существующие организмы прошли длительный исторический путь.
Слайд 16киекова эльмира ринатовна
Воротничковые жгутиконосцы
Слайд 17киекова эльмира ринатовна
Происхождение эукариотических клеток
Слайд 18киекова эльмира ринатовна
Схема хемосинтеза
Неорганическое
вещество
Неорганическое
вещество
Выделение энергии
Поглощение хемотрофным организмом
Использование для синтеза
органических веществ
внутри клетки
Слайд 19киекова эльмира ринатовна
Схема фотосинтеза
Энергия солнца или искусственного
источника света
Поглощается фототрофным организмом
Используется
для синтеза органических
веществ внутри клетки
Слайд 20киекова эльмира ринатовна
Основные итоги эволюционного процессы в архее и протерозое
Коацерватная капля
Одноклеточный организм
Прокариотическая клетка Эукариотическая
Гетеротрофное питание Автотрофное
Анаэробное дыхание Аэробное
Бесполое размножение Половое
Одноклеточность Многоклеточность
Отсутствие свободного Наличие кислорода в
кислорода водной среде
Слайд 21киекова эльмира ринатовна
Вопросы для повторения:
Какие крупные ароморфозы произошли в архее
и протерозое?
Как деятельность живых организмов повлияла на изменение геологических оболочек Земли?
Какое значение для развития жизни на Земле имело возникновение фотосинтеза?
Каковы перспективы появились в связи с возникновением автотрофов?
В чем отличие хемо- и фотосинтеза?
Слайд 22киекова эльмира ринатовна
Развитие жизни в раннем палеозое
Задачи:
Сформировать систему знаний об основных
ароморфозах в палеозойскую эру;
Научить выявлять и обосновывать значение для эволюции тех ароморфозов, которые возникли в палеозое ;
Расширить знания об изменениях происходивших в палеозойской эре: многообразие беспозвоночных и позвоночных, выход растений и животных на сушу.
Слайд 23киекова эльмира ринатовна
Геохронологическая таблица
Слайд 25киекова эльмира ринатовна
Ранний палеозой ( кембрий, ордовик, силур ), 600 млн.лет
назад
Кембрийский период, 70
На суше сине-зеленые водоросли, псилофиты, первые сосудистые: хвощи, плауны. Губки, двустворчатые, брюхоногие, головоногие, кольчатые черви, первые членистоногие: трилобиты.
Слайд 26киекова эльмира ринатовна
Ордовикский период,60 млн. лет
В морях: зеленые, бурые, красные водоросли.
значительное разнообразие головоногих и брюхоногих моллюсков. Появление первых хордовых. Уменьшение разнообразия губок и двустворчатых моллюсков.
Слайд 27киекова эльмира ринатовна
Силурийский период,30 млн. лет
Развитие членистоногих – ракоскорпионов. Расцвет головоногих,
появление иглокожих. расцвет панцирных рыб – бесчелюстных. Интенсивное развитие растений. Образование почвы. Выход на сушу членистоногих - пауков.
Слайд 28киекова эльмира ринатовна
Поздний палеозой.
Девонский период, 60-70 млн. лет
Расцвет щитковых. Появление
кистеперых рыб. Появление стегоцефалов. Распространение на суше высших споровых.
Слайд 29киекова эльмира ринатовна
Каменноугольный период, 55-75 млн. лет
Расцвет земноводных. Возникновение первых пресмыкающихся.появление
летающих форм насекомых, пауков, скорпионов. Заметное уменьшение трилобитов. Расцвет папоротникообразных
Появление семенных папоротников.
Слайд 30киекова эльмира ринатовна
Пермский период, 45-55 млн. лет
Быстрое развитие пресмыкающихся. Возникновение зверозубых
пресмыкающихся. Вымирание трилобитов. Исчезновение каменноугольных лесов. Богатая флора голосеменных.
Слайд 31киекова эльмира ринатовна
Ароморфозы палеозоя
Растения
Голосеменные
Папоротники и мхи
Псилофиты
Водоросли
Животные
Пресмыкающиеся
Насекомые
Паукообразные
Древние
Земноводные
Кистеперые рыбы.
Бесчелюстные рыбы
Ракообразные,
моллюски,
Кишечнополостные,
черви
Слайд 32киекова эльмира ринатовна
Вопросы для повторения
Какие организмы могли осуществлять процесс почвообразования?
Почему первые
организмы возникли в водной среде?
Какие трудности могли возникнуть у растений, осваивающих переход из водной среды в наземно-воздушную?
Чем должно отличаться строение псилофитов от строения водорослей?
В чем преимущество голосеменных перед папоротниками и мхами?
Какие особенности позволили потомкам кистеперых рыб выйти на сушу?
Слайд 33киекова эльмира ринатовна
Развитие жизни в мезозое
Задачи:
Сформировать у
учащихся знания об основных ароморфозах у растений и животных в мезозойскую эру;
Научить школьников правильно обосновывать эволюционное значение основных итогов развития жизни в мезозое;
Убедить школьников в том, что процесс исторического развития растений и животных подчинялся естественным биологическим закономерностям и может быть объяснен с материалистических позиций.
Слайд 34киекова эльмира ринатовна
Триасовый период,35-45 млн. лет
Начало расцвета пресмыкающихся Появление первых млекопитающих,
Слайд 35киекова эльмира ринатовна
Юрский период,58 млн. лет
Господство пресмыкающихся. Появление археоптерикса. Процветание головоногих
моллюсков. Господство голосеменных.
Слайд 36киекова эльмира ринатовна
Меловой период,70 млн. лет
Появление высших млекопитающих и настоящих птиц,
хотя и зубастые птицы еще распространены. преобладают костистые рыбы. Сокращение папоротников и голосеменных. Появление и распространение покрытосеменных.
Слайд 37киекова эльмира ринатовна
Вопросы для повторения
Какие особенности строения позволили потомкам кистеперых рыб
выйти на сушу?
Какие особенности строения древних земноводных не позволили им разорвать связь с водоемами и занять господствующее положение на суше?
Чем могли питаться первые вышедшие на сушу позвоночные животные - стегоцефалы?
Слайд 38киекова эльмира ринатовна
4. Что могло заставить стегоцефалов покинуть водную
среду и выйти на сушу?
5. Основываясь на сравнительно – анатомических данных, докажите, что пресмыкающиеся произошли от земноводных.
6. В чем проявлялась более высокая приспособленность к жизни на суше у пресмыкающихся по сравнению с земноводными?
Слайд 39киекова эльмира ринатовна
История развития жизни в кайнозойскую эру
Задачи:
Сформировать у
учащихся знания об основных ароморфозах у растений и животных в кайнозойскую эру;
Научить школьников правильно обосновывать эволюционное значение основных итогов развития жизни в кайнозое;
Убедить школьников в том, что прошлое человека связано с историческим развитием человекообразных обезьян.
Слайд 40киекова эльмира ринатовна
Кайнозойская эра.
Палеогеновый период,41 млн. лет
Появление хвостатых лемуров, долгопятов, позднее
- парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы моллюсков. Господство покрытосеменных растений.
Слайд 41киекова эльмира ринатовна
Неогеновый период, 25 млн.лет
Господство млекопитающих, птиц
Слайд 42киекова эльмира ринатовна
Антропогеновый период. 1,5 млн. лет
Появление и развитие человека. Животный
и растительный мир принял современный облик.
Слайд 43киекова эльмира ринатовна
Вопросы для повторения
В чем заключаются основные преимущества птиц и
пресмыкающихся перед другими группами позвоночных животных?
Птицы и млекопитающие превосходят по уровню организации земноводных и пресмыкающихся. Однако на планете до настоящего времени существуют все эти перечисленные группы животных. «Высшие» полностью не могли вытеснить или истребить «низших». Как это можно объяснить?
Слайд 44киекова эльмира ринатовна
3. Мамонты – это млекопитающие. Ящерицы – это
пресмыкающиеся. Однако первые вымерли полностью, а вторые сохранились до наших дней. Попытайтесь дать развернутое объяснение данному факту.
4. Назовите предполагаемые причины, которые могли привести к полному вымиранию мамонта, шерстистого носорога, пещерного льва, саблезубого тигра.
5. В чем преимущества и недостатки гигантизма?