Слайд 1Выполнила учитель биологии и химии МОБУ СОШ с. Дияшево Бакалинского района
Республики Башкортостан Головнина Лиана Владимировна
Проблемное обучение в преподавании биологии
де Бройль
«ЗНАНИЯ –
это дети
УДИВЛЕНИЯ и ЛЮБОПЫТСТВА»
Слайд 3
Целью современного образования является воспитание внутренне свободного, активного, творческого человека с
проектно-ориентированным интеллектом, способного к самоосуществлению в культуре и социуме.
Слайд 4 «Плохой учитель
преподносит истину,
хороший учит её находить»
А.Дистервег
«Настоящий учитель показывает своему
ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…»
Слайд 5Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся, исследовательских навыков способствуют различные
виды технологий, в том числе и технология проблемного обучения
Слайд 6Проблемное обучение –
это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически
включается учителем в поиск решения новых для него проблем.
Метод проблемного обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно.
Слайд 7Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда
он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс, не может достичь цели известным ему способом. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.
Слайд 8Этапы осуществления проблемного подхода
Опыт работы Шишман Н.Г.
Слайд 9Методы решения проблемной ситуации
Поисковый
Исследовательский: индуктивное (от частного к общему) и дедуктивное
(от общего к частному) исследование.
Проектирование.
Слайд 10Способы проблемного обучения:
проблемное изложение,
поисковая беседа,
самостоятельная поисковая и исследовательская
Слайд 11Приемы создания проблемной ситуации.
Проблемные ситуации могут быть с
удивлением и с затруднением.
Не случайно Луи де Бройль сказал: «Знания - это дети удивления и любопытства».
Проблемную ситуацию можно создать разными приемами.
Прием 1. Демонстрацию или сообщение некоторых фактов, которые учащимся неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации.
Слайд 12«Пищеварительная система» 8 класс: В настоящее время широкое распространение получило вегетарианство,
то есть употребление в пищу только растительных продуктов. Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему? Дайте обоснованный ответ».
Слайд 13 Прием 2. Учитель может предъявить классу противоречивые факты, научные теории
или взаимоисключающие точки зрения.
Слайд 14Так на уроке биологии в 8 классе по теме «Форменные элементы
крови» привожу такие данные: « Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 литров кислорода, а во время усиленной работы-60-100 литров. Известно, что в 5 литрах воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 л крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0, 1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?»
Слайд 15Прием 3. Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда
на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения.
Слайд 16При изучении темы «Бактерии» в 7 классе ставится проблема: «Важнейшую роль
в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения.( Шаг 1 ) Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду.(Шаг2) Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения - разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда влага). Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются..
Слайд 17Прием 4. Объяснение явлений, процессов, проведение опытов (исследований), решение задач на
основании известной теории, фактов.
Слайд 18 На уроке биологии в 8 классе на тему «Иммунитет» пользуюсь историческими
фактами «Илья Ильич Мечников сидел наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды. Под микроскопом видно, как собираются клетки вокруг занозы, у них вытягиваются ложноножки, охватывают непрошеных гостей, и вскоре те оказываются внутри клетки, как бы пожираются ею. Мечников так и назвал эти клетки - фагоцитами, что значит клетки – пожиратели. В то же время в 80-е гг. 19 века ученые Германии по-иному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила название жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет. Кто же оказался прав? Как объясняет современная наука образование иммунитета?
Слайд 19Достоинства метода
Недостатки метода
Обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний
и творческое их применение в практической деятельности.
Способствует формированию мотивации достижения успеха.
Является наиболее перспективным
Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
Слайд 20Итогом своей работы считаю
Усиление мотивации учебной деятельности
Повышениие интереса к предмету
биология
Расширение кругозора учащихся
Продвижение учащихся по пути познания себя, понимание им природы человека и его возможностей
Проявление большей самостоятельности в учебной деятельности
Слайд 21Результаты применения технологии проблемного обучения.
Выпуск 2010 года:
Шалямов Николай – на ЕГЭ
по биологии набрал 70 баллов, поступил в БГАУ, факультет агротехнологий и лесного хозяйства.
Кунгуров Вадим – на ЕГЭ по биологии набрал 63 балла.
Машадиев Решад - на ЕГЭ по биологии набрал 75 баллов, поступил в Бирскую ГСПА, биол.факультет.
Выпуск 2011 года:
Москвин Александр – на ЕГЭ по химии набрал 73 балла, поступил в БГМУ, фарм.факультет.
Исавлина Евгения – на ЕГЭ по химии набрала 65 баллов, поступила в Уфимский колледж отраслевых технологий, специальность технолог.
Выпуск 2012 года:
Москвина Анастасия – на ЕГЭ по биологии набрала 67 баллов, поступила в БГАУ, факультет биотехнологий и ветеринарной медицины.
Петрусева Татьяна – на ЕГЭ по биологии набрала 53 балла, поступила Туймазинский мед.колледж, специальность – фельдшер.
Выпуск 2013 года:
Заклицкий Анатолий – на ЕГЭ по химии набрала 59 баллов, поступил в Октябрьский нефтяной колледж, факультет Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений.
Выпуск 2014 года:
Спирин Иннокентий – на ЕГЭ по биологии набрал 57 баллов.
Выпуск 2015 года:
Тябина Александра – на ЕГЭ по биологии набрала 52 балла.