Слайд 1Вид
Интенсивность
размножения
Борьба за
существование
Естественный
отбор
Ограничение ресурсов
победа
приспособленность
Слайд 2Приспособленности организма
Чтобы выжить, надо быстро изменяться.
Л. Кэрролл
(«Алиса в Зазеркалье»)
Слайд 3Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся мире?
Почему мы такие разные?
Разнообразие форм и цвета – это прихоть Творца или жизненная необходимость?
Слайд 4План:
Что такое приспособленность
(адаптация)?
2. Виды адаптаций.
3.Относительный характер
приспособленности
Слайд 5Пример 1.
На расчищенной от травы площадке блекло-бурого цвета ученые к колышкам
привязали богомолов трех цветов – бурых, желтых, зеленых.
За время опыта птицами было уничтожено 60% желтых, 55% зеленых и только 20% бурых богомолов, у которых окраска тела совпадала с цветом фона.
Аналогичные опыты были поставлены с куколками бабочки-крапивницы.
В случае несоответствия окраски куколки окраске фона птицы уничтожали гораздо больше куколок, чем в случае совпадения фона с окраской.
Водоплавающие птицы в бассейне ловят преимущественно рыбу, окраска которой не соответствует цвету дна.
Слайд 6Вопросы:
Что удалось выяснить при помощи описанных опытов?
Что обеспечило выживаемость богомолов, куколок
бабочек и рыб?
Как можно объяснить полученные учеными результаты опытов?
Слайд 7Пример 2.
Всем известно, что корни растений растут вниз, проникая вглубь почвы.
Однако в джунглях Венесуэлы были обнаружены 12 видов деревьев, корни которых взбирались вверх по стволу.
Что могло стать причиной «странного поведения» корней?
Слайд 8Почва в этих местах содержит так мало питательных веществ, что корни
приспособились вбирать ионы Са, Mg, К и др. элементов из стекающей по стволу дождевой воды.
Чтобы подтвердить это предположение, исследователи искусственно повысили содержание минеральных веществ в стекающей воде.
Рост корней после этого усилился.
Слайд 9Что общего между данными примерами?
Что такое приспособленность?
Слайд 10Адаптация (приспособление)
Совокупность тех особенностей их строения, физиологии и поведения, которые
обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды
Слайд 11Виды адаптаций
Форма тела
Окраска тела
Приспособительное поведение
Забота о потомстве
Слайд 12Форма тела:
торпедообразная (препятствует образованию завихрений потоков воды при движении): акулы, дельфины,
пингвины, кальмары;
подражающая (делает организм незаметным среди тех или иных предметов): палочники, гусеницы пядениц, цикады, морские коньки, удильщики;
уплощенная (для жизни на дне или в узких расщелинах): планарии, камбала, скаты.
Слайд 13Приспособительное поведение:
отпугивающее (защита от хищников): ушастая круглоголовка, бородатая ящерица, совы;
замирание (защита
от хищников): опоссумы, некоторые жуки, земноводные, птицы;
запасающее (многие животные запасают корм на неблагоприятный сезон года): кедровка, сойка, бурундук, белка, пищуха;
миграции (избегание неблагоприятных условий путем перемещения в другие районы): перелетные птицы, некоторые виды бабочек.
Слайд 14Забота о потомстве:
вынашивание икры на теле или в ротовой полости: ракообразные,
морские коньки, тиляпии, пипа суринамская;
постройка гнезда и выведение в нем потомства: некоторые земноводные и рыбы (колюшки, петушки, макроподы), птицы, все плацентарные млекопитающие, рождающие беспомощных детенышей;
выкармливание потомства: осы, пчелы, муравьи, некоторые рыбы (дискусы), птицы, млекопитающие. Жуки-скарабеи и одиночные осы не выкарамливают личинок, но обеспечивают их запасом пищи.
Слайд 15Рассмотрите животных, изображенных на фотографиях, и определите вид приспособления в каждом
из случаев