Слайд 1Практические находки в работе с одаренными и низкомотивированными учащимися при изучении
предмета биология по ФГОС
Автор: Бабичева Татьяна Юрьевна учитель биологии I квал. кат. МБОУ СОШ № 183 г. Новосибирска
Слайд 3
Формы организации работы с одаренными детьми
Овладение исследовательской деятельности;
Выполнение творческих работ;
Работа с
дополнительной литературой и оформление докладов;
Работа с презентациями,
Индивидуальные консультации
Практические работы
Слайд 4Овладение исследовательской деятельности
Пример: при изучении темы в 5 классе «Методы
изучения природы», учащимся дается задание: провести исследование на любом домашнем объекте. Основных методов три (наблюдение, измерение, эксперимент).
Слайд 5Проблемные вопросы
Или постановка задания в виде проблемного вопроса: как определить что
семена живые? Как определить наличие органических веществ в клетке? Как доказать, что растение фотосинтезирует?
Слайд 6Выполнение творческих работ
Примеры:
Создайте модели растительной и животной клеток (или модели
митоза и мейоза) используя подручный материал;
Задания поэтического содержания.
(сочинять стихи, сказки,
придумывать истории, находить легенды)
Задания иллюстративного плана.(составление фотоальбомов по теме, рисунки, картины животных, аппликативные работы.)
Задания научно-информационной направленности
Слайд 7Работа с дополнительной литературой и оформление докладов
Сообщения на интересующую учащегося тему
в пределах изучаемого материала. Пример: тема «Надкласс Рыбы» – сообщения «Летучие рыбы», «Рыба Фугу», «Интересные факты об акулах»
Тема «Класс Паукообразные» – сообщения «Тарантулы-птицееды», «Интересные факты о скорпионах».
Учащиеся не только выступают со своим докладом, но и учатся правильно его оформлять.
Слайд 8Индивидуальные консультации
Учащиеся при выполнении всех перечисленных заданий могут приходить на индивидуальные
консультации для устранения непонятных вопросов, если вопрос повторяется у разных учащихся, значит назначается групповая консультация по данному заданию.
Слайд 9Внеурочные занятия
Некоторые учащиеся увлечены отдельными разделами биологии, поэтому мы участвуем в
тематических конкурсах. Так, в 6, а затем и в 7 классах группа учащихся готовилась к экологическому районному конкурсу «В союзе с природой», где ребята занимали и 3, и 2, и 1 места.
Слайд 10Практические работы
Для удовлетворения потребностей в своей исследовательской деятельности, учащиеся 5, 6,
7 классов приходят после уроков для работы с микроскопами и микропрепаратами. Здесь они погружаются в мир клеток и тканей. Изучив объект, они объясняют его строение.
Слайд 11
Виды работ с низкомотивированными учащимися на уроках
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с
выбором ответа.
Карточки – тренажеры (тестовые задания части А, В)
Творческие задания.
Задание-игра
Слайд 12Карточки для индивидуальной работы
Задание № 6. Рассмотрите таблицу. Какие дополнительные функции выполняют
листья?
Видоизменение листьев. Функции видоизмененных листьев Примеры
Усики
Закрепление лазающего стебля
Горох, вика, чина
Чешуи тонкие
Защитная функция
Репчатый лук
Чешуи сочные
Запасание питательных веществ
Репчатый лук
Колючки
Уменьшение испарение влаги, защита от поедания животными
Кактус, верблюжья колючка, барбарис
Ловчие аппараты насекомоядных
Улавливание и переваривание насекомых
Росянка, непентес, венерина мухоловка
Слайд 13Задания - игры
Найдите «лишнее» слово и объясни, почему оно является «лишним»:
Каждому
ученику выдается карточка. На них написаны названия растений Животных) и их семейств. Учащимся дается время, чтобы собрать команду из своих растений.
Игра для закрепления темы «Систематика и классификация животных».
Слайд 15«Найди пару»
Класс разбивается на две команды. Каждый игрок в одной команде
получает по карточке с изображением растения (животного) или с названием науки. Игроки другой команды получают карточки с названием растения (животного) или с определением, что изучает наука. По сигналу игроки ищут пару в другой команде.
Слайд 16Домашнее задание
Разноуровневое
Для всех: работа с текстом учебника, записями в тетради, оформление
исследовательской работы, нарисовать рисунок, написать сочинение.
Дополнительно: подготовить доклад, интересные факты или презентацию, например, по выбранному животному или растению; ответить на дополнительный вопрос-рассуждение и тп.