Слайд 12.03. Тема:
«Пищеварение в желудке и кишечнике».
Урок биологии 8 класс.
Учитель:
Зюзина Светлана Николаевна.
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Республики Хакасия
«Школа-интернат для детей с нарушениями слуха »
Слайд 2способствовать формированию общего представления о строении и функциях желудка и кишечника.
Слайд 3ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ.
Изучить строение и жизнедеятельность желудка и кишечника.
Продолжить формирование знаний
учащихся о пищеварительной системы.
Продолжить формирование психологической адаптации учащихся к современным методикам ведения урока, с целью социализации в общеобразовательные структуры.
Слайд 4Задачи:
Развивающий аспект:
продолжать развивать умение делать выводы;
научить вести записи в тетрадях по
данным темам;
совершенствовать навыки работы с раздаточным материалом, умение использовать его своевременно и по назначению.
Воспитательный аспект:
создать условия для воспитания и развития рефлексивных качеств личности (самопознание, самовыражение, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию);
способствовать воспитанию культуры общения (взаимоуважение и принятие мнений другого) и культуры речи, эстетические взгляды и вкусы.
Слайд 5Задачи:
3.Коррекционные:
продолжать развивать умение правильно произносить термины и понятия;
научить правильно записывать термины
в тетрадях по изучаемой теме;
совершенствовать навыки по произношению терминов и понятий.
Слайд 6Методы
для обучения учащихся были использованы методики следующего характера:
по типу
управления познавательной деятельностью: традиционные классические методы: лекционный, обучение по книге, система « репетитор» , система малых групп, система «консультант»; логопедическая корректировка;
по организационным формам : индивидуальный , коллективный , дифференцированный;
по уровню применения : общепедагогический , дифференцированный , локальный, модульный, интеграционный,;
по концепции усвоения : ассоциативно- рефлекторные , развивающие ( последовательное обучение на основе теории поэтапного формирования умственных действий );
Бахевиорестические ( стимул – реакция , подкрепление; задача – поиск , действие);
по направлению модернизации системы обучения гуманизации и демократизации отношений: диалогическое, проблемно – поисковые.
Слайд 7Оборудование.
З.У.А. «Эхо»,
интерактивная доска с презентацией,
дидактический материал,
схемы,
микроскопы с микропрепаратами.
Слайд 8РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ.
1. Ротовая полость
2.Глотка.
3. Пищевод.
4. Желудок.
5. Двенадцатиперстная
кишка.
6. Тонкий кишечник.
7. Толстый
кишечник.
8. Аппендикс.
9. Железы.
10. Печень.
11. Поджелудочная железа.
12. Ферменты.
14. Желудочный сок.
Слайд 9Слуховая проверка
использование пёстрого материала
Здравствуйте , ребята!
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
1.Кто президент России?
-Путин Владимир
Владимирович.
2.Какая сегодня погода?
- Холодная , морозная, ветер северный.
Слайд 10Организационный момент
1. Проверка и настройка слуховых аппаратов, установка на слуховое внимание.
Вопрос
за экраном : «Настя, как ты слышишь, …..?»
Восприятие на слух пестрого речевого материала (слова с контрольным звуком по теме урока и т.д. «Желудок», «Железы»,
« Поджелудочная железа»)
Предъявление на слух неожиданного речевого материала, позволяющего определить возможности слухового восприятия и внимания детей.
«Какое мероприятие проведено 2014 году в Сочи»?
( 2 минуты)
Здравствуйте ребята!
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
ДИАЛОГОВОЕ, РАБОЧЕЕ РАССТОЯНИЕ:
Лера – 6 м
Кирилл – 4 м
Влад – 7 м.
Вера - 8 м.
Слайд 11План урока
1.Слуховая проверка.
2.Организационный момент
3. Повторение материала
4.Изучение нового материала:
а)рассказ учителя;
б) работа в
тетради.
7. Физминутка
8 Закрепление материала:
а) работа по индивидуальным карточкам, выбор задания по своим возможностям.
9. Вывод урока.
10.Домашнее задание: изучить речевой материал по записям в тетрадях, в учебниках: биологии. стр.
Слайд 12План урока
1.Слуховая проверка.
2.Организационный момент
3. Повторение материала
4.Изучение нового материала:
а)рассказ учителя;
б) работа в
тетради.
7. Физминутка
8 Закрепление материала:
а) работа по индивидуальным карточкам, выбор задания по своим возможностям.
9. Вывод урока.
10.Домашнее задание: изучить речевой материал по записям в тетрадях, в учебниках: биологии. стр.
Слайд 13Фонетическая зарядка
Лера( звуки «ж», « з», « ф», « в» )
слова: автотрофы, водоросли, слоевище.
Влад звуки «д», «ж», «ф», «с») слова: автотрофы, фотосинтез, .
Вера ( звуки «с», «ж», « ф», « в» ) слова: фотосинтез, высшие и низшие растения, слоевище или таллом, ризоиды .
Кирилл (звуки «ж», «с», «ш», «щ».) слова: автотрофы, низшие растения, слоевище или таллом, ризоиды .
Здесь учитывается фонетический принцип, отбор речевого материала производится по принципу сложности произнесения (учебные термины, в которых находятся стечения согласных звуков. Для их отработки используется аналитико-синтетический метод ).
Слайд 14Дежурный звук «Ж»
(проводится дирижирование при помощи которого мы добиваемся плавности
речи, слитности произношения, соблюдения интонации и логического ударения)
Желудок.
Железы.
Поджелудочная железа.
Слайд 15Повторение
Вопрос №1.
1. Пищеварение – это ?
Слайд 17Вопрос №2
2. Какое строение имеет ротовая полость ?
Слайд 18Ответ учащихся:
ротовая полость имеет следующее строение:
Слайд 19Задание №3
Подпишите строение органов ротовой полости:
Слайд 21Вопрос №4.
Напишите функции ротовой полости:
Слайд 23Задание №5.
Перечислите органы пищеварения?
Слайд 24Ответ учащихся:к органам
пищеварения относятся:
Слайд 25Изучение новой темы
1. Пищеварение в желудке и кишечнике.
Зюзина Светлана Николаевна.
Слайд 27Желудок.
Желудок служит резервуаром для накопления и переваривания пищи.
Внешне он
напоминает большую и грушу, вместимость его – 2 – 3 л. Форма и размеры желудка зависят от количества съеденной пищи.
Желудочный сок – это прозрачная жидкость, о,25% её объёма составляет соляная кислота. Такое строение способствует лучшему соприкосновению пищи с его стенками.
Слайд 28Функции желудка
Под действием ферментов, в желудочном соке, начинается переваривание белков.
Этот процесс идёт постепенно, по мере того как пищеварительный сок пропитывает пищевой комок, проникает в его глубину.
В желудке пища задерживается до 4-6 часов и превращается в химус
Слайд 29Желудочные железы
Слизистая оболочка желудка образует множество складок,
которые увеличивают её общую поверхность. Такое строение способствует лучшему соприкосновению пищи с его стенками.
В слизистой оболочке желудка расположено около 35 миллионов желёз, которые за сутки выделяют до 2 л желудочного сока.
Слайд 31Двенадцатиперстная кишка.
Слизистая оболочка двенадцатиперстной кишки образует круговые складки, характерные для всего
тонкого кишечника.
На внутренней стенке её находятся продольные складки и бесчисленные ворсинки, которые увеличивают поверхность. В нижней части находятся фатеровы сосочки , где открываются желчный и поджелудочный протоки. Здесь происходит почти полная обработка пищи
Слайд 32Пищеварение в двенадцатиперстной кишке.
Пища подвергается действию сока поджелудочной железы, желчи и
кишечного сока. Их ферменты действуют на белки, жиры и углеводы. Важную роль в этом процессе играет, которая образуется в печени. Желчь сама не перерабатывает жиры, но усиливает действие ферментов, а также разлагает жиры на мелкие капельки (эмульгирует).
Слайд 33Функции печени.
Печень – самая крупная железа нашего тела, её масса достигает
1500г. Печень принимает участие не только в процессе пищеварения . В ней задерживаются и обезвреживаются многие ядовитые вещества. В печени откладывается запас углеводов в виде гликогена - животного крахмала.
Слайд 34Поджелудочная железа
Железа смешанной секреции. Вырабатывает инсулин.
Сок поджелудочной железы, (до 2
л/ сутки)содержит ферменты:
Трипсин – расщепляет белки.
Амилаза – расщепляет углеводы.
Липаза – расщепляет жиры.
Нуклеаза – расщепляет нуклеиновые кислоты
Слайд 35Строение и функции тонкого кишечника.
Длина тонкого кишечника
– 4,5 – 5м .
В тонком кишечнике переваривается 80% поступивших белков и почти 100% жиров и углеводов.
Здесь белки расщепляются до аминокислот, углеводы – до глюкозы, жиры – до глицерина и жирных кислот.
Слайд 36Ворсинки тонкого кишечника
Всасывание – это сложный физиологический
процесс, в основе которого лежит явление фильтрации, диффузии и другие. Стенки ворсинок покрыты однослойным эпителием, под которым расположены сети кровеносных и лимфатических капилляров и нервных волокон.
Через капилляры кровеносных сосудов в ворсинках питательные вещества всасываются в кровь превращаясь в белки и углеводы человека. Жирные кислоты и глицерин всасываются в лимфатических сосудах.
Слайд 37Строение толстого кишечника.
Это конечный отдел пищеварительной трубки.
Её длина колеблется от 1,5 – 2м. Один из участков слепая кишка, имеет узкий червеобразный отросток – аппендикс (длинной 6-8 см), являющийся органом иммунной системы.
Слайд 38Функции толстого кишечника.
В толстом кишечнике скапливаются
остатки непереваренных остатков пищи. Здесь они могут находиться до 12 - 20 часов. За это время под действием бактерий происходит расщепление клетчатки, а вода всасывается в кровеносные сосуды, расположенные в стенках толстой кишки.
Из непереваренных остатков формируется кал, который через прямую кишку выходит наружу.
Слайд 39
Головою вправо, влево –
выделяется слюна, в пищевод идёт она.
Чтоб желудок был здоровым – мышцами мы живота, поработаем слегка.
Вот вдохнём слегка живот, а теперь расслабим.
Мышцами массируем – желудок стимулируем.
Руки вверх - кишечник наш заработает сейчас.
Повороты влево, вправо- приседаем и встаём.
Жизнь кишечнику даём!
Дружно вместе топаем – пищеваренью хлопаем. Зюзина С.Н.
Физминутка.
Слайд 40 Закрепление изученного
материала:
Слайд 42Ответ учащихся.
1. Ротовая полость
2. Глотка.
3. Пищевод
4. Печень
5. Желчный пузырь
6.
Желудок.
7. Поджелудочная железа.
8. Тонкий кишечник.
9.Толстый кишечник.
10. Прямая кишка.
Слайд 43Задание №2.
Обозначьте на рисунке отделы желудка и кишечника:
1._________________
2.__________________
3.__________________
___________________
4.__________________
__________________
5.__________________
6.__________________
Слайд 44Ответы учащихся:
желудок и часть кишечника имеют следующие отделы:
1. Дно желудка
2. Тело желудка.
3. Антральный отдел.
4. Пилорический отдел
5. Малая кривизна
6.Пищевод.
7. Большая кривизна
7
Слайд 45
Задание №3
Опишите функции отделов пищеварительного тракта:
1.Ротовая полость и пищевод: ___
______________________________
2. Желудок:____________________
_____________________________
3.
Тонкий кишечник:____________
______________________________
4. Толстый кишечник: __________
______________________________
Слайд 47Вывод:
В желудке начинается переваривание
Белков. Основные процессы переваривания пищи происходят в тонком
кишечнике. Слизистая оболочка желудка и кишечника образует многочисленные складки.
Всасывание питательных веществ происходит в тонкой кишке. В толстой кишке идёт формирование каловых масс. Через прямую кишку, их удаление. Аппендикс – иммунный орган.
Слайд 48Домашнее
задание:
Стр.180 -183.
Ответить на
Вопросы
Стр.186.
Слайд 49Спасибо за внимание!
Буду рада если мой материал принесёт пользу вашим ученикам.
С Вами была Светлана Николаевна Зюзина.